Богокина Аля
Комплексное занятие по развитию речи в дополнительном образовании «Лиса в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Самое важное для меня при работе с ребенком – его ответ на информацию, которую я ему передаю и точность действий, которые я поручаю ему выполнить.
Для того, чтобы этот ответ был более полным, считаю необходимым погружать ребенка в объемную атмосферу происходящего, создавая подходящий настрой, используя различные источники воздействия на ум, эмоции, мышцы.
Уверена: для того, чтобы ребенок лучше усвоил материал, он должен находится в активном диалоге со взрослым, а также – и это важный момент! – он должен быть подвижен. Подвижное тело – подвижный ум.
Публикация «Комплексное занятие по развитию речи в дополнительном образовании „Лиса в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лиса, лисица, лесная хищница
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Занятие по развитию речи «Лиса в лесу» рассчитано на детей в возрасте 5-6 лет. Длительность – 30 минут (плюс/минус).
Занятие опробовано на практике. Результаты: сиюминутный – интерес у детей к теме, активизация процессов говорения, слушания, воображения, хорошее настроение, отдых. В перспективе – развитие словарного запаса, закрепление алгоритма составления описательного рассказа, умение грамотно использовать слова с противоположным значением, развитие межполушарного взаимодействия, воображения.
Как введение в занятие используем музыкальную композицию из серии «Утро в лесу» с пением птиц. Сообщаем детям, что мы пришли в лес (как хорошо здесь, обязательно обращаем внимание на пение птиц, даем время послушать.
Задаем вопрос: кто живет в лесу (тем самым подводя их к ответу, что в лесу живет лиса). Когда дети отвечают про лису, заостряем на этом внимание. Спрашиваем, нравится ли детям лиса? А какая она по характеру, как двигается?
Для активизации воображения важно войти в образ лисы, подвигаться. Просим ребят изобразить лису, ее походку, «станцевать лису».
И что здесь важно: я считаю, что педагог тоже должен включаться в действие, а не наблюдать со стороны и давать оценки. Своим примером показывая, как это интересно и здорово то, что мы сейчас делаем!
Педагог демонстрирует плавные «лисьи» движения, дети как правило, подражают (можно заранее продумать этот короткий танец лисы, а можно импровизировать).
Далее переключаем внимание детей для работы с демонстрационным материалом – беседе по картине «Лиса с лисятами». Я использовала вариант занятия из книги О. С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-6 лет» (занятие N 1).
Цитата из книги:
«Посмотрите на картинку. Кто здесь изображен? (Лиса и лисята, лиса с лисятами.)
-Как можно назвать лисенка ласково? (Лиска, лисеночек, малыш).
-Как можно сказать про лисенка, какой он? (Рыженький, маленький).
Если дети не скажут слово маленький, воспитатель задает наводящий вопрос
- Он большой или маленький?».
- Лисенок маленький, а лиса какая? (Большая).
-Лиса большая и сильная, а лисенок? (Маленький, слабый).
-Да, лисенок еще слабый, а когда подрастет, а когда подрастет, то будет… (сильный).
-Лисята еще маленькие и слабые, не умеют охотиться, поэтому им добывает пищу мама-лиса. Он знает, что лисята голодные, и бежит к ним как? (Быстро).
-А маленькие лисята еще не умеют быстро. Как они бегают? (Медленно).
- Вы знаете много сказок о лисе. Как в сказках называют лису ласково? (Лисичка-сестричка, лисонька, лиса-Патрикеевна.).
-Можно ли лису назвать ласково лисенок? (Нет).
-Почему? (Лисенок – это детеныш).
-Как еще можно назвать лисенка? (Лисеночек, лиска, лисичка).»
«Конец цитаты»
Вводим нового персонажа – бабочку на палочке (я смастерила самостоятельно). Прилетает бабочка и садится на ладошку одного ребенка, другого, третьего (если группа детей небольшая, то посадить на каждую ладошку). Бабочка нужна для упражнения «Дотянись до бабочки». Размещаем ее ровно на том уровне, когда ребенок может дотянуться до нее кончиком пальцев, стоя на носочках. Вытягиваем детей при помощи летающей бабочки по очереди. Если группа большая, просим скопировать движения других ребят, представив бабочку над собой (тем самым развивая и воображение).
После упражнения с бабочкой садимся за столики и выполняем нейропсихологическую графическую игру «Полет бабочки» для развития межполушарного взаимодействия у детей (использовала пособие Трясоруковой Т. П.). Это завершающая активность.
Проводим заключительную беседу из цикла «Что понравилось?» и «Какие впечатления?».
Занятие проходит быстро, дети с удовольствием участвуют во всех активностях. А главное – нет ни минутки для скуки!