Елена Симакова
Комплексное занятие по ознакомлению с природой и рисованию для детей старшей группы «Морозные узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по ознакомлению с
природой и рисованию для детей
старшей группы.
Тема: «Морозные узоры».
Программное содержание: вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Публикация «Комплексное занятие по ознакомлению с природой и рисованию для детей старшей группы „Морозные узоры“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морозные узоры на окне. Занятия по рисованию
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
Развивать воображение, творчество.
Материалы для занятия : альбомный лист; кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой.
Предварительная работа: наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает отгадать детям загадки.
• С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек,
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло. (Снежинки)
• Морозно в белом январе,
Деревья тонут в серебре.
Кусты, березы и осины
Украсил блеском светлый… (иней).
• Случается, и с неба
Камешки летят.
Прячутся прохожие,
А всего-то… (град).
• Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель).
• Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой,
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
• Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
• Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз. (Мороз)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года?
Дети: зимой.
Воспитатель: Правильно. Как наступает зима, приходят холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил и в ваш дом. Постучался в окошко, а вы в это время спали и ничего не слышали. Оставил вам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал : веточки – травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки сказочных птиц, завитушки и крючочки студеные…
Волшебник
Мороз – волшебник, это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже без кисточек и красок
Все окна за ночь нам разрисовал.
Д. Чуяко
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?
(Мнения детей : Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.)
Воспитатель: На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы нарастают друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?
Ответы детей : Елочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать такие узоры, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг появились, как у мороза?
Дети: да
Воспитатель: А на самом деле возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем невидимые узоры, но если их сверху покрыть акварельными красками, узоры появятся.
Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести волшебное заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза.
Заклинание Зимы.
(отрывок из стихотворения)
Лягте, мягкие снега, Стоя в кругу, поднять руки над головой,
На леса и на луга, плавно опустить их через стороны вниз.
Тропы застелите, Руки – перед собой, плавно поочередно
Ветви опушите. Покачать ими вверх-вниз.
На окошках, Дед Мороз, Имитировать движение рисования
Разбросай хрустальных роз, «кистью» в произвольном направлении
Легкие виденья, поочередно правой, левой руками.
Хитрые сплетенья.
Зачаруй сердца людей Поднять руки над головой, плавно
Красотой своих затей: опустить их через стороны вниз.
Пусть вникают взоры
В светлые узоры.
Ты, Метелица, чуди, Присесть, встать, поднять руки вверх,
Хороводы заводи, покружиться вокруг себя.
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом.
(М. Пожарова)
Воспитатель: А теперь ребята давайте пройдем на свои места и приступим к работе. Каждый из вас будет создавать свой узор, соблюдая правило заполнения листа узором : начинать рисовать лучше всего в его верхней части, слева направо и спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.
Дети приступают к работе, воспитатель помогает, если есть затруднения.
Воспитатель: Какие вы молодцы, настоящие волшебники. Давайте вместе полюбуемся на ваши волшебные узоры.
На стекле морозный иней.
Сколько черточек и линий!
Знаю только я одна,
Кто стоит там у окна…
(Н. Френкель)
Дети вместе с воспитателем рассматривают узоры, любуются ими. После занятия дети приклеивают свои узоры на заранее приготовленные «окошки» на доме.