Марина Зубко
Комплексное занятие по изобразительной деятельности с элементами мастер-класса для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(с элементами мастер-класса для педагогов)
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАСТЕРСКИМ НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ»
в старшей группе.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Цель: Развитие творческих способностей детей через знакомство с изделиями народных промыслов.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
Публикация «Комплексное занятие по изобразительной деятельности с элементами мастер-класса для педагогов» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения.
2. Развивать умение осуществлять элементарные действия самоконтроля и взаимооценки.
Познавательное развитие
1. Создать условия для реализации детьми творческого проекта.
2. Развивать у детей любознательность и познавательную мотивацию. Способствовать развитию памяти, внимания.
Речевое развитие
1. Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, отражающие собственное понимание художественного образа.
2. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
3. Развивать связную речь (использовать разные типы высказывания с компонентами объяснения, закреплять умение передавать интонационную законченность предложения)
Художественно-эстетическое развитие
1. Закрепить у детей знания о видах народного прикладного искусства (гжель, хохлома, матрешка, дымковская игрушка, с их характерными особенностями.
2. Инициировать декоративное оформление заготовленных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки, гжели, хохломы, украшение матрешек.
3. Учить самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
4. Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
5. Развивать эстетические чувства, интерес к народному искусству.
Физическое развитие
1. Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
2. Совершенствовать координацию движений.
Дети и воспитатель, одетые в русские народные костюмы под музыку
«Ой, вы гости долгожданные…» входят в зал.
Воспитатель:
Добро пожаловать, будьте как дома
Знакомьтесь со всеми, с кем не знакомы.
Мы очень рады, что вы пришли
И для праздника время нашли.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Дети хором: Доброе утро, солнце, земля.
Доброе утро, леса и поля.
Доброе утро, планета Земля.
Счастья, здоровья гостям пожелаем!
К нам на занятие Вас приглашаем.
Воспитатель: Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём?
Дети хором: РОССИЯ
Воспитатель: Большая, великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем?
Дети отвечают:(человека, который очень хорошо выполняет свою работу)
Воспитатель: Недаром доброй славой пользовались на Руси хорошие умельцы. Любуясь выполненной работой, говорили: «Мастер золотые руки». Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о мастерстве и умениях?
ДЕТИ ПО ОЧЕРЕДИ ОТВЕЧАЮТ
• Красна птица пением, а человек умением
• Хорошая работа два века живет.
• Дерево дорого плодами, а человек делами.
• С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
• Дело мастера боится.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Откуда же берутся такие мастера? Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала - залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел, Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и, улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.
Ребята, давайте пригласим наших гостей в путешествие по мастерским народных умельцев.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ С РАССКАЗАМИ ДЕТЕЙ
1. Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка.
Дымковская игрушка — русская народная игрушка.
Зародилась она около четырёхсот лет назад в слободе Дымково вблизи города Вятка
Вначале это были свистульки. Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках.
Делают игрушки из глины, сушат их, затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой.
Затем игрушку белили мелом, разведённым на молоке, сейчас используют современные краски.
Цвета на дымковской игрушке очень яркие: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, малиновые.
Узор очень простой: кружочки, круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…
Дымковская игрушка очень нарядная.
2. Это Гжель. Гжелью называют фарфоровую посуду украшенную синей росписью, удивительной красоты. Имя ей дала деревня Гжель под Москвой.
Слава и красота гжельского изделия разнеслось по всему миру. За что гжель нравиться всем? Чем она отличается? Да, прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Мастера говорят, что у них там небо синее-синее, как нигде в России.
Сначала умельцы рисуют узор серой краской. Затем обжигают в горячей печи, и серая краска на посуде от сильного жара, загорается, ярко синим цветом. Этот цвет называется кольбатом.
Современные мастера, украшают гжельской росписью не только посуду, но и печь в доме, одежду, обувь, украшения.
Самый красивый узор – гжельская роза, очень нежная и хрупкая
3. Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России.
Своё название он получил от Хохлома. Все изделия сделаны из доступного материала- дерева. Хохломская роспись нигде больше не встречается. Она
является своеобразным подражанием серебряной и золотой посуде.
Основные цвета хохломской росписи - чёрный, золотой, красный, зелёный.
Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета.
Хохломская роспись состоит из Ягод крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка. Хохлому называют золотой потому, что в ней много жёлтого, золотого цвета.
4. Сегодня матрёшку знают уже во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром.
Появилась русская матрёшка в России более 100 лет назад недалеко от Москвы, где жили и работали многие замечательные художники. Они придумали и создали первую матрёшку.
Эта необычная кукла похожа она на простую деревенскую Матрёну. Имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя обозначает мама большого семейства. Вот и прозвали куклу матрёшкой.
Матрешки бывают разные: Семеновская, Загорская (Сергиевская, Полхов-Майданская.
У Семеновской матрешки весь фартук занимают букеты цветов: алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.
Загорская матрёшка в сарафанах расписных, кофточка на ней с вышивкой. А в руках у матрёшки то корзина с грибами и ягодами, то серп, то петух или уточка. На загорской матрешке основные цвета красный, зеленый, синий, желтый
Полхов-Майданская матрешка. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, какая роспись лишняя»
Раздается волшебный звук
Воспитатель: Ребята, нам пришло послание, давайте взглянем от кого оно.
Послание от Марьи-искусницы. «Милые мои друзья, случилась беда у нас. Наложил заклятье Кощей на мастеров и мастериц, что бы исчезли они с земли и знания о их мастерстве, стерлась из памяти поколений. А как исчезнут мастера и рукодельницы, вот тогда уйдут с земли красота и радость.
Помогите разрушить заклятие злодея, и вернуть былую яркость и красоту их творениям. Чтобы это сделать, придется вам стать мастерами и расписать эти изделия!
Воспитатель: Ну что ж ребята, поможем, Марье-Искуснице?
Дети соглашаются на помощь.
Воспитатель: Оставила нам наша Марьюшка сундук с подсказками, давайте заглянем, что в нем.
Открыть сундук и прочитать подсказку:
Игрушки не простые
А волшебно расписные
Белоснежны, как березки,
Простой казалось бы узор
Но отвести не в силах взор.
Дети отгадывают загадку: Дымка.
Воспитатель: Конечно, это Дымка. Давайте ребята, распишем дымку традиционными узорами, но нетрадиционным методом - мы распишем дымку техникой штамповки.
Воспитатель: Ну а пока наши мастера трудятся, уважаемые гости, я вам предлагаю послушать про народные промыслы России.
Пока дети работают, для гостей показывается презентация про народные промыслы.
Воспитатель хвалит детей: Молодцы ребята, у вас получились замечательные лошадки. Поставьте их на столик.
Делу время, а потехе час.
А ну, красавицы, наши спойте для наших гостей.
Девочки поют частушки
1)Ты играй моя гармошка
Эй, подруга подпевай
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй
2)Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрёшечка
3) – Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема
Золотая Хохлома
4)Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная смешная
И чуть-чуть пузатая
5) Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется
6)Мастерят в Руси игрушки
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас
7) Наша русская игрушка
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находиться секрет
Воспитатель: Замечательно отдохнули пора, нам вернуться к нашему заданию.
Воспитатель открывает сундук и читает новую подсказку
1. Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой. (Роспись Хохлома)
2. Сине-голубые
Розы, листья, птицы
Увидев, вас впервые
Каждый удивиться.
Чудо на фарфоре
Синяя капель
Это называется
Просто роспись (Гжель)
Воспитатель: И вам необходимо украсить эти изделия хохломской и гжельской росписью в технике декупаж.
Пока дети выполняют работу с гостями проводиться игра
Воспитатель: Ну, умельцы, несите свои работы на столы. Хорошо, справились со всем заданием.
Девочки : А ну, мальчишки что – то вы засиделись. Покажите, как вы умеете.
Мальчик: Мы ребята – казачата.
Ложки в руки мы возьмем
Весело плясать пойдём!
Мальчики танцуют танец с ложками.
Воспитатель: Отдохнули мы на славу. Пора нам опять вернуться к нашей работе и посмотреть, что нам нужно выполнить.
Открывает сундук и читает загадку.
Яркий красненький платочек
Русский сарафан в цветочек,
А внутри сюрпризы есть:
Может три, а может, шесть. – (Дети угадывают Матрешка)
Посмотрите, какие они неяркие. Давайте оживим ваших матрешек и украсим в техникой пейп-арт.
Проводиться пальчиковая гимнастика
А сейчас потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Пока дети выполняют задание с гостями проводиться мастер-класс по изготовлению куклы колокольчик
Воспитатель: Дорогие гости, ну а что бы вам не скучать, пока наши мастера работают, я вам предлагаю самим стать мастерицами и сделать в память о нашем занятии куклу- колокольчик
Кукла Колокольчик – древний славянский оберег.
Кукла проста в изготовлении, и обережная суть её всем понятна: приносить в дом радость и хорошее настроение. Колокольчик несёт в себе закон гармонии. На кукле три юбки как три тела. Это неспроста. Славяне говорили - когда телу хорошо, на душе радость и дух спокоен, когда между ними лад, это и есть счастье. Звонкий колокольчик напоминает о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками.
По окончанию мастер-класса : Ну а теперь, повернитесь друг к другу и обменяйтесь своими куклами. Даря куклу Колокольчик пожелайте друг другу получать только хорошие известия и пребывать в радости и здравии.
Воспитатель: Ну, ребята несите своих прекрасных матрешек, похвастайтесь, какими они у вас стали.
Волшебный звук
Ну что ж ребята, вот вы и сняли заклятье Кащея, и вернули красоту и яркость всем изделиям. И теперь мы с уверенностью знаем, что паять о мастерах и умельцах всегда будет жить не только в ваших изделиях, но и в вас самих.
1 ребенок: Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
2 ребенок: Русские матрешки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки - лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки.
И Павловские все в цветах платки
3 ребенок: Синь озер голубых, белые снега,
Подарила гжели матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар.
Будет рад подарку, всяк и млад и стар.
4 ребенок: Посмотрите, как красиво,
Сделано здесь всё на диво!
И не кем-нибудь, детьми
Глаз порой не отвести!
5 ребенок: Мастерами, увы, не рождаются,
И становятся ими не все!
Ведь к таланту и труд полагается,
Чтоб достигнуть вершин в мастерстве.
Взяться за руки и под музыку выйти.