любовь манченко
Комплексное занятие по художественно-творческой и познавательной деятельности с использованием регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : Наш северный край.
Программное содержание: Расширять и обогащать представления детей о родном крае, жизни и творчестве народов Севера.
Осуществлять подготовку руки ребенка к письму, через пальчиковую гимнастику,дидактические упражнения, художественно-творческую деятельность с использованием природного и бросового материала.
Развивать познавательную активность детей в процессе речевого общения, интерес к произведениям народов Севера. Воспитывать любовь и уважение к близким людям и бережное отношение кокружающему миру.
Словарь: аркан-танзянь, загон, малица, береста, корневатик.
Публикация «Комплексное занятие по художественно-творческой и познавательной деятельности с использованием регионального компонента» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Материал к занятию : Силуэты малиц из цветного картона; цветные нитки, меховое
полоски, бусинки, косточки и семена растений; различные виды круп (рис,гречка,чечевица). Листы бумаги с точечным изображением снежинок; фломастеры голубого цвета. Силуэтное изображение следов медведя; оленя ; птицы. Кольцебросы,оформленные как аркан (танзян) оленевода. Загон для оленей, сделанный из деревянных прутьев. Имитация медвежьей берлоги и чума, хантыйская национальная одежда, амулеты с национальным орнаментом, предметы быта (берестяные туески,
корневатик, пороховница).Хантыйские игрушки (деревянная юла,куклы из ткани и меха).Изделия из бисера (накосницы, воротник,украшения для волос,шкатулка,игольница,футляр).Музыкальные записи по тематике занятия.
Предварительная работа:
1. Посещение Лянторского этнографического музея.
2. Просмотр театрализованного действия по мотивам хантыйской сказки
«Хлебушко»представленного работниками музея.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы о жизни народов
Северного края, сказок народов ханты, манси.
4. Подбор экспонатов и оформление выставки «Декоративное творчество народов ханты»
5. Проведение бесед о жизни и занятиях северных народов, их быте, традициях,особенностях одежды.
б. Выполнение различных заданий и упражнений в книжках-раскрасках и тетрадях по знакомству с национальным орнаментом.
7. Совместная работа с родителями по изготовлению поделок из природного материала.
В. Выполнение работ с использованием разнообразного природного материала;бусинок,бисера.
9. Работа с тканью различной фактуры.
Ю. Вышивание иглой (пластмассовой) с цветными нитками на специальном панно.
11 .Разучивание и выполнение самостоятельно пальчиковой гимнастики по схемам
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята я хочу вас пригласить в удивительную страну, которая находится совсем рядом с нами.
Звучит музыка народов Севера, дети входят в помещение оформленное под стойбище оленеводов: на переднем плане чум; чуть дальше загон для оленей; рядом на полу следы оленьих копыт; в глубине комнаты берлога медведя; недалеко от берлоги следы птиц.
Воспитатель: Чудесный, северный край. Чье это жилище перед нами? Как оно называется?
Ответы детей: Это жилище называется чум и живут в нем оленеводы. Воспитатель: Какие народы живут в таком жилище и занимаются оленеводством?
Ответы детей: ханты,манси, якуты, ненцы.
Воспитатель: Суров этот край, но люди здесь живут удивительные: смелые, закаленные, мастеровые. Длинными,зимними вечерами, занимаясь рукоделием, они рассказывают интересные сказки. Хотите послушать одну из таких сказок?
Ответы детей: Очень хотим.
Воспитатель: Тогда, вот вам волшебные талисманы, надевайте их, располагайтесь поудобнее у чума, и слушайте северную сказку, (звучит тихая музыка)
Воспитатель рассказывает сказку:
Жила - была одна женщина со своими детьми. Часто мать занималась шитьем, а дети в
это время играли. Она много работала и уставала. Однажды попросила мать своих
детей помочь ей дошить малицу. Но напрасно, никто из детей не захотел работать.
Огорчилась женщина, оставила работу незаконченной, взяла в руки перышки,
привязала к рукам - стали они крыльями, малица ее тоже покрылась перьями,
превратилась она в птицу и улетела. Наигрались дети, проголодались, вернулись
домой, а матери нет. Это черный шаман забрал ее к себе, чтобы она ему вечно
служила.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему мама улетела птицей?
Ответы детей: Потому что дети не помогали ей.
Воспитатель: Как бы вы поступили на месте этих детей? Что бы почувствовали если
такое случилось с вашей мамой?
Ответы детей: Мы всегда помогаем своим мамам, ведь они очень устают и надо о них заботиться. И если бы с ними такое случилось, было бы очень грустно без мам.
Воспитатель: Я думаю что и этим детям плохо без мамы. Давайте мы попробуем отыскать ее, и вернуть к деткам. Согласны со мной?
Положительные ответы детей.
Воспитатель: Тогда не будем терять времени. Нам предстоит нелегкий путь пройти. Не испугаетесь трудностей?
Дети переходят от чума к загону для оленей.
Воспитатель: Ребята посмотрите, чьи это следы?
Ответы детей: Это следы оленей.
Воспитатель: Но где же олени? Ведь загон пуст, неужели здесь тоже побывал шаман?
Это он разогнал всех оленей, нужно отыскать их и собрать в загон.
Дети двигаются по следам, имитируя «оленей» Проводится игра «Поймай оленя»
Цель игры: Набросить аркан на оленя (кольцеброс) и подтянуть его.
Воспитатель: Ну что, справились с заданием, всех оленей собрали?
Положительные ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте пересчитаем всех оленей.
Дети пересчитывают собранных оленей.
Воспитатель: Сколько оленей вы собрали в загон? Что у вас получилось?
Ответы детей: В загоне 10 оленей. Получилось большое стадо.
Воспитатель: Молодцы ребята, настоящие оленеводы. А сейчас пора дальше идти. Но
что это за странный черный сугроб? Что-то здесь не так.
Ответы детей: Это не сугроб, а берлога, в которой спит медведь.
Воспитатель: Тише, тише ребята,если вы знаете кто спрятался под снегом, покажите
мне пальчиками и я все пойму.
Дети выполняют пальчиковое упражнение «Медведь»
Воспитатель: Отчего- же снег на берлоге черный? Наверное, это снова проделки черного шамана. Давайте исправим его недоброе колдовство.
Дети выполняют упражнение «Обведи по точкам» и укрывают «чистыми»
снежинками берлогу.
Воспитатель: Вот и еще одно испытание позади, я горжусь вами. Идем дальше.
Посмотрите здесь снова чьи-то следы.
Ответы детей: это следы птиц.
Воспитатель: Какие птицы водятся в нашей местности?
Ответы детей: Глухари, куропатки, тетерев и. т. д
Воспитатель: Вспомните, ребята, в кого превратилась мама? Может это она указывает
нам путь?
Дети двигаются по следам «птицы» имитируя взмах крыльями.
Воспитатель: Мы попали в чудесную комнату, где много замечательных вещей из быта северных народов.
Дети узнают и коротко описывают предметы быта, украшения, одежду.
Воспитатель: Кто мог изготовить все это?
Ответы детей: Это могла изготовить мама деток.
Воспитатель: Ребята что не успела закончить мама, перед тем как обернулась птицей?
Ответы детей: Мама не закончила шить малицу.
Воспитатель: Давайте, мы тоже оставим игры, забавы и поможем маме закончить
малицу.
Дети берут за основу силуэты малиц из картона и украшают ее: мехом, цветныминитками, бисером, природным материалом и т. д. После окончания работы, они относят украшенные малицы к чуму, любуютсяподелками, оценивают работы, называют используемый материал.
Воспитатель: Ну что ж ребята, вот мы и сделали все что могли для того чтобы вернуть
маму домой к ее деткам. Вспомните, какой путь мы преодолели.
Ответы детей: Мы собрали в стадо оленей, поменяли снежинки на берлоге медведя,смастерили много новых малиц для мамы и ее деток.
Воспитатель: Вот как вы постарались. Теперь то мама обязательно вернется к своим деткам,и они снова заживут дружно и счастливо, и будут во всем помогать друг другу и конечно маме. А нам пора возвращаться ведь нас ждут наши друзья, которым хочется узнать о нашем путешествии.