Светлана Рыбакова
Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-валенки»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие социально-коммуникативных навыков
детей старшего дошкольного возраста
Тема: Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Чудо - валенки».
Актуальность темы:
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.
Публикация «Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста „Чудо-валенки“» размещена в разделах
Форма: Занятие – игра.
Цель: Закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью, связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопрос.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, технологией их изготовления, вариантами украшения;
Обогащать знания детей о видах обуви через использование художественного слова;
Активизировать словарь детей : шерсть, валяние, катанки, самовалочки, чесанки; мастер – валяльщик, колодка, войлок.
Развивающие задачи:
Формировать дружеские взаимоотношения детей через совместную деятельность, игру.
Закрепить умение создавать декоративную композицию, способствовать развитию чувства цвета.
Развивать творческую активность, воображение, образное мышление, самостоятельность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к народному творчеству, желание украшать изделие самостоятельно, проявляя фантазию, поощрять добрые отношения, внимание друг к другу.
Интеграция областей: речевое развитие; познавательное развитие; социально - коммуникативное развитие; художественно - эстетическое развитие.
Предварительная работа.
Оформить групповую комнату.
Приготовить шаблон валенка для каждого ребенка.
Вырезать различные цветы, листочки, кружочки, фигурки зверушек для оформления валенка.
Провести беседу на тему: «Откуда появились валенки», «Как делают валенки», познакомить с обычаями, связанными с этой обувью.
Заучить пословицы, поговорки о труде, мастерстве, загадки по теме «Валенки».
Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий по теме «Валенки».
Материалы и оборудование:
Ноутбук, презентация на тему «Как делают валенки».
Колокольчик.
Натуральная овечья шерсть,
Шаблоны - валенок (на каждого ребенка).
Раздаточный материал: клей, салфетки для аппликации, различные вырезанные фигуры для украшения валенка, шаблоны валенка.
Музыкальное оформление: Народная песня «Валенки», минусовка частушки.
.
Ход занятия.
1. Игра «Милый друг».
Воспитатель звонит в колокольчик и говорит:
- Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Дети встают в круг и, взявшись за руки, улыбаются друг другу.
- Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом волшебная снежинка.
Давайте скажем друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки волшебную снежинку.
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу снежинку и произносят добрые пожелания).
- Ребята, отгадайте загадку.
Знает взрослый человек
Знает даже маленький
Чтоб зимою не болеть
Надевают (валенки).
Их на ноги надевают,
но это не сапоги
из шерсти сделаны,
но не носки. (Валенки)
Правильно - это валенки.
Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Верно, о валенках.
А вы знаете, ребята, что лёгкие, мягкие, тёплые валенки - исконно русская обувь.
Ребята, скажите, а для чего нужны валенки? (Чтобы ходить зимой)
А из чего сделаны валенки, из какой шерсти? (Из овечьей)
Верно, шерсть состригают так, чтобы ни одно животное не пострадало. (Показываю шерсть). Потрогайте ребята, шерсть какая? (Мягкая, пушистая)
Именно из такой шерсти и делают валенки. Но чтобы эту шерсть превратить в валенки, требуется несколько дней тяжелой работы. А давайте вспомним, как делают валенки.
Просмотр презентации «Как делают валенки».
2. Ребята, а вы знаете, как в народе ласково называют валеночки? (Катанки, самовалочки, чесанки). А теперь послушайте, что я вам расскажу о валенках.
В давние времена на Руси валенки были очень дорогим подарком. Молодой парень считался завидным женихом, если у него были валенки. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству.
А что еще вы знаете о валенках?
Ответы детей :
Валенки не только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь.
Валенки носили солдаты во время войны, поэтому они не мерзли и победили врага.
Даже цари и царицы любили носить валенки.
Старые валенки не нужно выбрасывать. Если их поставить в огороде, под куст, шмели в них сделают домик и на следующий год будет хороший урожай.
- Молодцы, вы много знаете о валенках. А теперь давайте поиграем, а поможет нам валенок.
Физминутка (игра «Всадники»)
Дети встают в две команды. У первого палка с надетым валенком - «лошадкой». По сигналу дети скачут на «лошадке» галопом, обегают вокруг стула, возвращаются обратно и передают «лошадь» следующему. Дети чьей команды закончат скачку раньше, та и считается выигравшей. По окончании игры дети садятся на места.
3. - А теперь я вам предлагаю стать мастерами. Мы будем украшать валенки.
(На столах разложены различные фигурки для украшения валенка, шаблоны валенка для каждого ребёнка).
- Этими материалами мы будем украшать валеночки, а узоры вы придумаете сами. Каждый из вас должен придумать свой узор. Приступайте к работе. (Дети выполняют работы).
- Какие красивые сказочные валеночки у вас получились.
4. Ребята, кто из вас знает стихотворение о валенках?
Дети читают стихи.
Чтоб прогнать мороз и стужу,
Мы в ладоши хлопаем,
В валенках через сугробы
Радостные топаем!
Баю – баю, баиньки,
Купим Маше валенки,
Наденем на ножи –
Пустим по дорожкам.
5. - В русском фольклоре много и частушек, посвящённых валенкам.
Слышите, музыка зовет?
Вы, ребята, выходите, и гостей повеселите! (Дети исполняют частушки).
Начинаю петь частушку,
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную!
А наш Гриша маленький,
Чуть побольше валенка,
В валенки обуется,
Как пузырь надуется.
Если кто меня обидит –
Я не плачу, не реву,
Сразу валенок снимаю,
Подзатыльник им даю!
Буду в валенках плясать
Это очень просто
Буду, девочки, гулять
Лет до девяноста.
Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика.
Не держитесь за карманы,
Не возьмем ни рублика!
6. А давайте ещё поиграем с валенками.
Игра «Догони валенок»
- Давайте устроим соревнования необычные, для ребят непривычные. Проявите сноровку, старание, проведем валеночные состязания.
В круг широкий все вставайте, валенки передавайте,
Правый валенок бежит, левый догоняет,
А кто уронит валенок, из круга выбывает!
7. А ещё есть такой обычай: в новогоднюю ночь дети вешают у ёлки носочки, похожие на валенки. И знаете, что? Каждый год Дед Мороз исправно приносит и раскладывает им в их валеночки подарки! Я думаю, сегодня для вас, ребята, тоже есть подарок.
Не верите? А вот посмотрите сами, здесь вам привет от зимы!
(Снимаю занавеску, на ширме в носочках в форме валенка висят подарки детям).
Ну, вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Но зимы не кончаются. Они приходят к нам каждый год, дарят морозные дни и новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются любимой традиционно - русской обувью.
«Я делюсь c вами»
После каждого высказывания воспитателя дети произносят одну и ту же фразу:
Воспитатель: - Я делюсь c вами своим хорошим настроением!
Дети: - Мы тоже!
Воспитатель: - Я дарю вам улыбку.
Дети: - Мы тоже.
Воспитатель: - Я радуюсь.
Дети: - Мы тоже!
Воспитатель: - Я прыгаю от счастья!
Дети: - Мы тоже!
Воспитатель: - Я вас люблю!
Дети: - Мы тоже!
Воспитатель: - Я вас обнимаю!
Дети: - Мы тоже!
Все обнимаются в едином кругу.
Воспитатель: - Ваше настроение отличное? (ДA) Приятных вам эмоций!
Дети под веселую русскую народную мелодию выходят из группы.