Елена Тодика
Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии речи.
▼ Скачать + Заказать документы
В исправлении недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и воспитателей групп. Очень важна и значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. К сожалению, взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного учреждения порой наладить весьма трудно.
Публикация «Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии речи,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Для выработки единой стратегии, комплексного подхода к ребенку в ДОУ создан психого-медико-педагогический консилиум, основной целью данной деятельности является рациональное осуществление совместными усилиями специалистов ДОУ и родителей комплекса воспитательных, профилактических и коррекционных мер, направленных на укрепление и развитие психофизического здоровья ребенка с речевыми нарушениями.
Участники коррекционного процесса: учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники (педиатр, медсестры, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, воспитатели ДОУ, родители.
Система психолого-медико-педагогического сопровождения включает диагностико-прогностический, коррекционно-развивающий, коррекционно –просветительский этапы, в рамках которых определены направления деятельности.
На первом этапе осуществляется комплексное изучение детей и составляется психолого-педагогический профиль каждого ребенка.
На втором этапе - коррекционно-развивающем воспитание и обучение детей с нарушениями речи строится с учётом их индивидуальных особенностей развития, образовательных потребностей и возможностей на основе комплексного изучения ребёнка в течение всего учебного года.
На третьем этапе - коррекционно – просветительском, который
варьируется в зависимости от конкретных проблем.
Работа ПМПк предполагает сопровождение не только ребёнка с речевыми нарушениями, но и его семьи.
Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами:
- родители не слышат недостатков речи своих детей;
- не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если специалисты и родители станут действовать согласованно.
Беседуя с родителями детей, мы убедились, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волнует произносительная сторона речи ребенка. Почти все родители замечают только неправильное произношение, и очень редко кто отмечает недоразвитие лексической и грамматической сторон речи. Кто-то из родителей элементарно не реагирует на просьбы логопеда, считая, что занятий в детском саду будет достаточно. И что самое главное, во многих семьях речевое общение взрослых и детей сведено к минимуму.
Мы перенесли акцент в системе комплексного коррекционного воздействия на ребенка, дополнив её сочетанием традиционных и новаторских подходов, работой с семьей и с ребенком через семью. Используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями:
• открытые занятия (одна из наглядных и эффективных форм обучения родителей);
• консультации для родителей (цель - показать успехи или затруднения ребенка в преодолении его речевого дефекта, какие требования к речи нужно предъявить к ребенку на данном этапе работы);
• Мастер – классы «Артикуляционная гимнастика – это здорово!», «Речевые игры дома»
В процессе проведения мастер-класса была показана презентация и проведена артикуляционная гимнастика с родителями.
Семинар-практикум по теме «Где куклы так похожи на людей». Его провели педагог-психолог и учитель-логопед.
В ходе семинара родители узнали, почему так важно для детей эмоциональное развитие и развитие тонкой моторики рук, как развиваются движения рук у ребенка и что способствует их развитию. Родителям были продемонстрированы пальчиковые игры, игры с рисованием и лепкой, игры с предметами домашнего обихода, игры с куклами направленные на развитие эмоциональной сферы, речевых и коммуникативных навыков, формирование социальной уверенности. На практической части семинара педагоги предложили участникам сыграть в игры и выполнить упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые можно будет использовать в домашних играх с ребенком.
• тематические выставки;
• «логопедические уголки»;
• информационные стенды;
• Видеопрезентации, использование компьютерных программ с артикуляционной гимнастикой в домашних условиях;
• разработка картотеки (буклеты) «Домашняя игротека», цель которой координировать и систематизировать работу по преодолению общего недоразвития речи, организация полноценной речевой среды в семье.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.