Елена Куклина
Комплексное познавательное занятие «Дружат дети всей Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ
(Занятие в старшей группе)
Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с разными народами, населяющими планету; познакомить с элементами разной культуры этих народов; формировать у детей планетарное мышление, толерантность (терпимость) по отношению к людям других национальностей; закреплять понятийный аппарат: планета, Земля, карта, народ, страна, дружба и пр.
Публикация «Комплексное познавательное занятие „Дружат дети всей Земли“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Воспитательные: учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других; воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету; развивать потребность в общении со сверстниками.
Развивающие: обогащать чувства, а также представления о мире; развивать умение игрового общения; обогащать словарь, закрепляя новые слова.
Материал: системный блок мультимедиа, мольберты (2, атрибутика Феи цветов: цветик-разноцветик, указка — волшебная палочка, геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, карточки с цифрами от 1 до 10, элементы национальной одежды (шапочка для девочки с цветами сакуры, ободок с орнаментом народов севера, косыночка, бубен.
Предварительная работа: знакомство с детьми группы, повторение с ними геометрических фигур.
Ход занятия
Вступительная часть (Организационный момент)
Под песню «От улыбки» (муз. В. Шаинского) воспитатель проводит детей центр зала, образуя круг.
Игра «Солнечный круг»
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь закроем глаза, не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик и рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. Чувствуете, у нас накопилось очень много тепла? И мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить. Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами. И начнем наше путешествие.
Воспитатель: Посмотрите на карту – сколько разных народов живет на нашей планете! Давайте с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное. Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.
Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.
Воспитатель: Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов. А значит, больше всего я люблю что? ( Ответ детей: Цветы.)
Воспитатель: Правильно, цветы. Их у меня очень много разных красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-разноцветиков я принесла вам. Вот он! С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова — (скороговорку) : «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».
Давайте скажем все вместе громко.
Воспитатель: А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.
Включается мультиэкран: Дети монголоидной расы.
Воспитатель: Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)
Воспитатель: Как вы думаете, из какой страны эта девочка? ( Ответы детей: из Японии.)
Воспитатель: Как вы догадались? ( Ответ детей: узкий разрез глаз, национальная одежда и прическа.)
Воспитатель: Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии. Там высокие красивые горы и необычные многоярусные храмы, дома ( показ слайдов: буддийский храм, дом). Эта девочка многое могла бы рассказать нам о своей стране, только как же мы ее поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
Воспитатель: Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов…Давайте пошлем ей наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют: приветствуют друг друга и гостей)
Воспитатель: А как бы нам подружиться с этой девочкой? Как вы думаете, что любят делать все дети на большой планете? ( Ответы детей: играть.)
Воспитатель: Правильно. В Японии дети очень любят различные головоломки, среди них «Танграм» — выкладывание геометрических фигур. Мы попробуем с вами поиграть в такую игру. Для этой игры нам надо вспомнить геометрические фигуры (воспитатель демонстрирует фигуры и дети отгадывают) и разделиться на 2 команды.
Игра «Танграм» (выкладывание человечка из геометрических фигур на мольбертах)
Воспитатель: Сейчас я каждой команде раздам набор геометрических фигур. Вы должны, используя все эти фигурки, сложить одну, а что у вас получится, мы попробуем потом отгадать. (Звучит музыка. Дети выполняют задание у мольбертов, а затем рассматривают, что получилось).
Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта игра? Давайте помашем рукой девочке. На память о нашей встрече нам девочка оставила элемент ее костюма (на голову девочки одевается шапочка с цветками сакуры, да еще интересная игра ТАНГРАМ, в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.
Воспитатель: Теперь нам пора лететь дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова…. (Дети повторяют волшебные слова)
Мультиэкран: Эскимосы (монголоидная раса).
Воспитатель: Посмотрите на экран! Как вы думаете, куда мы попали? ( Ответы детей: на север)
Воспитатель: Подумайте и ответьте, почему эти люди так тепло одеты? ( Ответы детей: холодно)
Воспитатель: Как называется народ, живущий на Севере? ( Ответы детей: ханты, манси, Эскимосы)
Воспитатель: Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу, а ханты живут в чумах, манси в ярангах.
Эскимосы строят жилище свое из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры и даже разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна. А еще эскимосы любят охотиться и ловить рыбу.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с друзьями. А здороваются они, помахивая руками. (Дети показывают.) Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Полярная сова и евражки» (евражки- маленькие оленята).
Ход игры:
Полярная сова находится в углу комнаты. Остальные играющие – евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по комнате, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Правила игры: громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
Воспитатель: Молодцы, вы проявили настоящую выдержку, взаимовыручку.
Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И на память от них нам остался элемент костюма – головной убор с орнаментом (мальчику одевается на голову повязка с орнаментом народа Севера).
Воспитатель: Сколько лепестков у нас осталось? ( Ответы детей: 2) Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова. «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».
Мультиэкран: Дети европеоидной расы.
Воспитатель: Снова включился наш волшебный экран. (На экране фотографии детей из детского сада.)
Воспитатель: А это дети детского сада, где я работаю. Они тоже очень дружные, любят играть, танцевать, умеют петь и рисовать. И они приготовили для вас сюрприз. Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). И тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.
(Дети выполняют задание под музыку «От улыбки»).
Воспитатель: Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)
Воспитатель: Почему это важные слова?
Воспитатель: А вы по-настоящему дружные ребята?
Воспитатель: Для вас важно будет из какой страны, какого цвета волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть? ( Ответы детей: нет, не важно).
Воспитатель: А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, внимание к другому.)
Заключительная часть (Вывод)
Воспитатель: Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли :
мы разговариваем на разных языках; по-разному одеваемся; выглядим по-разному; у нас разные жилища (дома); мы живем в разных уголках земного шара. Но всем нам важно дружить и жить в мире.
Воспитатель: Глядя на вас, я убедилась, что вы очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.
Воспитатель: А теперь. давайте устроим большой хоровод. Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех! (Дети становятся в круг и поют песню «От улыбки»).
Воспитатель благодарит ребят за дружеское участие в занятии.