Светлана Проскурина
План тематической недели «Волшебная страна Здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в средней возрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
План тематической недели «Волшебная страна Здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в средней возрастной группе.
Пояснительная записка
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов.
Публикация «План тематической недели „Волшебная страна Здоровья“ по формированию основ здорового образа жизни в средней возрастной группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Неделя здоровья. Планы, тематические недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья населения России и особенно детей. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательной образовательной. Данная работа по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста основана на системном подходе с использованием разнообразных форм работы с дошкольниками.
Цель: формирование культуры здорового образа жизни ребёнка.
Задачи:
1. Формировать представления о том, что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо.
2. Развивать эмоциональную сферу детей, культуру общения.
3. Содействовать накоплению двигательного опыта.
4. Воспитывать умение бережного отношения к своему организму.
Тематический план
Формы работы
Место проведения
Время
Понедельник. «Город Здоровейка».
Беседа «Как быть здоровым?»
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Утренняя гимнастика
Цель: обретение эмоционального состояния и хорошего настроения на весь день.
Занятия по физической культуре
Цель: развитие физических навыков.
Подвижная игра «Совушка-сова»
Цель: развитие двигательной активности, умения играть по правилам.
Пальчиковая игра: «Пальчики мои»
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Дидактическая игра в парах: «Умные карточки».
Цель: формирование знаний детей о строении человека и необходимости соблюдать правила личной гигиены.
Прослушивание музыкальных композиций «Звуки природы»
Цель: успокоить нервную систему детей, помочь быстрее настроиться на сон.
Гимнастика пробуждения:
Цель: постепенный переход детей от спокойного состояния к бодрствованию
Русская народная игра «Большой мяч»
Цель: развитие ловкости движений.
Подвижная игра «Кот и мыши»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, действовать после сигнала.
Рисование на песке: «Нарисуй портрет ладошки».
Цель: песочная терапия, развитие тактильных ощущений.
Рекомендации для родителей «Если хочешь быть здоров»
на воздухе
на воздухе
на спорт. площадке
на воздухе
в группе
в группе
спальная комната
спальная комната
на детской площадке
на воздухе
на детской площадке
раздевалка
15 мин.
8 мин.
20 мин.
15 мин.
3 мин.
15 мин.
10 мин.
4 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
Вторник. Город «Закаляйка».
Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Цель: знакомство детей с понятием «закаливание», его особенностями и пользе
Утренняя гимнастика
Цель: обретение эмоционального состояния и хорошего настроения на весь день.
Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения
Г. Остера « Советы».
Цель: привитие навыков здорового образа жизни и развитие потребности в чистоте и правильном уходе за собой.
Музыкальное занятие
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости.
Рисование на песке: «Нарисуй лето».
Цель: песочная терапия, развитие тактильных ощущений.
Прослушивание музыкальных композиций «Шум моря»
Цель: успокоить нервную систему детей, помочь быстрее настроиться на сон.
Подвижная игра «Пробеги тихо»
Цель: развитие умения бесшумно двигаться.
Пальчиковая игра: «Пальчики мои»
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Гимнастика пробуждения
Цель: постепенный переход детей от спокойного состояния к бодрствованию
Чтение иобсуждение произведения М. Витковской «О том, как мальчуган здоровье закалял».
Цель: формирование у детей представлений о роли закаливающих мероприятий в профилактике заболеваний.
Подвижная игра «Самолёты»
Цель: развитие умения лёгкости движений, действовать после сигнала.
Русская народная игра «Мячик кверху»
Цель: развитие быстроты движения и ловкости.
Рекомендации для родителей «Несколько способов закаливания»
на воздухе
на воздухе
в группе
в муз. зале
на детской площадке
спальная комната
на воздухе
в группе
спальная комната
в группе
на воздухе
спортивная площадка
раздевалка
15 мин.
8 мин.
15 мин.
20мин.
15 мин.
10 мин.
15 мин.
3 мин.
4 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
Среда. Город «Витаминка».
Беседа «Витамины»
Цель: формирование представлений о зависимости здоровья человека от правильного питания
Утренняя гимнастика
Цель: обретение эмоционального состояния и хорошего настроения на весь день.
Дидактическая игра: «Узнай на ощупь».
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Занятия по физической культуре
Цель: развитие физических навыков.
Подвижная игра «Бездомный заяц»
Цель: развитие умения быстро бегать, ориентироваться в пространстве.
Татарская народная игра «Угадай и догони»
Цель: развитие внимания и ловкости.
Пальчиковая игра: «Пальчики мои»
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Прослушивание музыкальных композиций «Пение птиц»
Цель: успокоить нервную систему детей, помочь быстрее настроиться на сон.
Гимнастика пробуждения
Цель: постепенный переход детей от спокойного состояния к бодрствованию
Сюжетно-ролевая игра «Магазин полезных
продуктов».
Цель: углубление знаний детей о здоровом питании.
Подвижная игра «Лиса в курятнике»
Цель: развитие умения мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увёртываться от ловящего.
Рисование на песке: «Нарисуй витаминки».
Цель: песочная терапия, развитие тактильных ощущений.
Рекомендации для родителей «Витаминки в корзинке»
на воздухе
на воздухе
в группе
в спорт. зале
на воздухе
спортивная площадка
в группе
спальная комната
спальная комната
групповая комната
на воздухе
на детской площадке
раздевалка
15 мин.
8 мин.
15 мин.
20 мин.
15 мин.
15 мин.
3 мин.
10 мин.
4 мин.
20 мин.
15 мин.
15 мин.
Четверг. Город «Спортивный».
Беседа «Виды спорта»
Цель: развитие интереса к различным видам спорта
Утренняя гимнастика
Цель: обретение эмоционального состояния и хорошего настроения на весь день.
Дидактическая игра «Угадай вид спорта»
Цель: расширять представления детей о видах спорта и названиях спортивного оборудования.
Музыкальное занятие
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости.
Рисование на песке: «Нарисуй солнышко».
Цель: песочная терапия, развитие тактильных ощущений.
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Цель: развитие умения правильно прыгать на двух ногах, слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
Русская народная игра «Казаки-разбойники»
Цель: знакомство с народной игрой и развитие ловкости.
Пальчиковая игра: «Пальчики мои»
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Прослушивание музыкальных композиций «Звуки природы»
Цель: успокоить нервную систему детей, помочь быстрее настроиться на сон.
Гимнастика пробуждения
Цель: постепенный переход детей от спокойного состояния к бодрствованию
Подвижная игра «Охотник и зайцы»
Цель: развитие умения метать мяч в подвижную цель.
Рекомендации для родителей «Спорт в нашей жизни»
на воздухе
на воздухе
групповая комната
в муз. зале
на детской площадке
на воздухе
спортивная площадка
в группе
спальная комната
спальная комната
на воздухе
раздевалка
15 мин.
8 мин.
15 мин.
20мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
3 мин.
10 мин.
4 мин.
15 мин.
Пятница. Город «Безопасный».
Беседа «Безопасность»
Цель: знакомство детей с правилами безопасного для здоровья поведения дома и на улице
Утренняя гимнастика
Цель: обретение эмоционального состояния и хорошего настроения на весь день.
Дидактическая игра: «Лото осторожностей».
Цель: формирование и закрепление представлений о правилах безопасного поведения.
Занятия по физической культуре
Цель: развитие физических навыков.
Подвижная игра «Жмурки»
Цель: развитие умения внимательно слушать текст.
Русская народная игра «Картошка»
Цель: знакомство с народной игрой и развитие ловкости.
Пальчиковая игра: «Пальчики мои»
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Прослушивание музыкальных композиций «Шум дождя»
Цель: успокоить нервную систему детей, помочь быстрее настроиться на сон.
Гимнастика пробуждения
Цель: постепенный переход детей от спокойного состояния к бодрствованию
Досуг «Путешествие на планету Здоровинка»
Цель: систематизация знаний детей о том, как заботиться о своём здоровье
Подвижная игра «Удочка»
Цель: развитие умения правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.
Рисование на песке: «Нарисуй узоры».
Цель: песочная терапия, развитие тактильных ощущений.
на воздухе
на воздухе
веранда
спорт. площадка
на воздухе
спортивная площадка
в группе
спальная комната
спальная комната
спортивная площадка
на воздухе
на детской площадке
15 мин.
8 мин.
20 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
3мин.
10 мин.
4 мин.
30 мин.
15 мин.
15 мин.
Список литературы
1. Белая К. «Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей». «Мозаика-синтез», М. 2012 г.
2. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2012 г.
3. Дереклеева Н. И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». «ВАКО», Москва, 2007 г.
Комплексно-тематическое планирование работы с детьми по формированию основ здорового образа жизни в средней группе
Блок «Я – и мое тело»
Сентябрь
1. Беседа на тему: «Я – это кто?».
Учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять что, человек – живое существо. Учить находить сходство и различие между ребёнком и куклой; воспитывать привязанность к своей семье, друзьям.
2. Игра – занятие: «Вот Я какой!».
Познакомить с внешним строением тела человека, с возможностями его организма; воспитывать чувство гордости что, Я – человек. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.
3. Дидактическая игра: «Волшебное зеркало».
Помочь детям понять, что от слов хороших или плохих зависит здоровье, как самих детей, так и окружающих; воспитывать у детей желание быть ближе друг к другу, создать обстановку психологического комфорта.
4. Речевое общение: «Что я знаю о себе?»
Дать краткие сведения об организме и взаимодействие органов между собой. Учить, бережно относиться к своему здоровью.
Октябрь
1. Рассматривание плакатов: «Из чего я состою?».
Уточнить представления детей о назначении отдельных органов; воспитывать интерес к собственной личности; развивать внимание, активизировать словарь.
2. Игра – занятие: «Моя голова».
Формировать представления детей о строении головы, функциях основных органов : уши слышат речь, музыку; рот (зубы, язык, губы) говорит, ест; глаза видят; нос дышит, чувствует запахи и. т. д.
3 Дидактическая игра: «Составь портрет».
Закрепить представления детей о строении головы, и функциях ее основных органов.
4. Словесная игра: «Умею – не умею».
Выяснить, как дети представляют себе свое Я, свои возможности тела; поддерживать у детей радостное настроение и чувство гордости своими почти безграничными возможностями.
Блок «Я – и моя гигиена»
Ноябрь
1. Игра – занятие: «Путешествие в страну здоровья».
Вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побудить к постоянному их выполнению; воспитывать бережное отношение к себе, желание быть чистоплотным.
2. Рассказывание по картинкам: «Личная гигиена».
Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур; развивать речь, внимание.
3. Беседа на тему: «Наша кожа и её гигиена».
Формировать представления о коже человека, ее функциях; помочь понять, что от чистоты кожи зависит здоровье человека; активизировать словарь.
4. Дидактическая игра: «Узнай на ощупь».
Развивать тактильную чувствительность.
5. Чтение отрывка из стихотворения Г. Остера «Вредные советы».
Прививать навыки здорового образа жизни; развивать потребность в чистоте и правильном уходе за собой.
Декабрь
1. Речевое общение: «Знаешь ли ты?
Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой; выразить свое отношение к грязнулям.
2. Игровая ситуация: «Поможем колобку умыться».
Прививать детям навыки личной гигиены; подвести к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья; воспитывать чувство взаимопомощи.
3. Словесная игра: «Определения».
Учить детей давать определения понятий, повысить осведомленность детей в вопросах ухода за собой.
4. Игра – занятие: «Зубки крепкие нужны, зубки белые важны».
Формировать у детей позитивное отношение к уходу за зубами, о значении здоровых зубов для здоровья организма; воспитывать желание следить за своими зубами, чистить их.
5. Игровой досуг: «Друзья Вода и Мыло».
Закрепить знания детей, о культурно-гигиенических навыках, представления о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий; воспитывать интерес к собственной личности.
Январь
Блок «Я – и мое здоровье»
1. Игра – занятие: «Дорога к доброму здоровью».
.Формировать у детей представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.
2. Чтение и обсуждение поговорок, про здоровье и спорт.
Учить заботиться о своем здоровье; приобщать к ценностям здорового образа жизни.
3. Беседа на тему: «Как возникают болезни?».
Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекций.
4. Дидактическая игра: «Разложи по порядку».
Продолжать знакомить детей с распорядком дня; показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека.
Февраль
1. Рассматривание сюжетных картинок: «На зарядку становись».
Познакомить с понятием «физическая культура»; формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья.
2. Игровая ситуация: «На прогулку мы идем».
Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, теплового режима.
3. Дидактическая игра: «Оденься по погоде».
Закреплять умения подбирать одежду в соответствии с погодными условиями.
4. Чтение произведения М. Витковской «О том, как мальчуган здоровье закалял».
Дать детям представления о роли закаливающих мероприятий в профилактике заболеваний.
5. Физкультурный досуг: «Зимнее путешествие колобка».
Прививать и воспитывать любовь к физическим упражнениям; развивать познавательную активность.
Март
1. Беседа на тему: «Питание и здоровье».
Формировать представления о полезных для здоровья продуктах, о необходимости соблюдать санитарно – гигиенические правила, при употреблении пищи.
2. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин полезных
продуктов».
Углублять знания детей о здоровом питании; развивать ролевое взаимодействие.
3. Игра – занятие: «Витамины, я люблю – быть здоровым я хочу».
Учить детей осознанно подходить к своему питанию; дать знания о пользе витаминов, их значении, для укрепления организма.
4. Чтение+беседа произведения А. Кардашова «За ужином».
Учить детей осознанно подходить к своему питанию; дать знания о пользе витаминов, их значении, для укрепления организма.
5. Кукольный спектакль: «Где Тимоша здоровье искал».
Формировать представления детей об образе жизни человека, о ритмичности жизнедеятельности, о зависимости здоровья от образа жизни.
Блок «Я – и моя безопасность»
Апрель
1. Игровая ситуация: «Ребенок дома».
Предложить детям, хорошо запомнить, основные предметы домашнего быта, являющихся источниками потенциальной опасности, о правилах безопасного поведения дома.
2. Речевое общение: «Встречи на прогулке».
Формировать представления детей о возможных опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми или животными на прогулке, о правильном поведении в этих ситуациях.
3. Дидактическая игра: «Лото осторожностей».
.Продолжать формировать и закреплять представления о правилах безопасного поведения в лесу, о бережном отношении к природе, о значении для здоровьяприродных факторов окружающей среды.
4. Беседа на тему: «Я пешеход и пассажир».
Дать детям представления о значении транспорта в большом городе; формировать представления о безопасном для здоровья поведении, при переходе улицы и в транспорте.
5. Игра – драматизация: «Кошкин дом».
Познакомить детей с опасностью исходящей от огня; воспитывать осторожность в обращении с огнеопасными предметами.
Май
1. Рассматривание сюжетных картинок: «Весенняя прогулка».
Формировать у детей представления об ответственности человека за собственное здоровье, о предупреждении простудных заболеваний.
2. Игровая ситуация: «Мой веселый звонкий мяч».
Уточнить знания о правилах безопасности при игре с мячом; воспитывать осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые полезны для укрепления здоровья.
3. Беседа на тему: «Отдыхаем у воды».
.Дать представления детям о безопасном поведении на берегу водоема и в воде; о мерах предупреждения солнечного удара, ожогов, перегрева на солнце.
4. Итоговое игровое занятие: «Вот оно мое здоровье».
Выявить знания элементарных навыков и знаний о здоровом образе жизни; содействовать накоплению двигательного опыта; развивать эмоциональную сферу детей, культуру общения; воспитывать желание быть здоровым.