Попова Лариса
Комплексное музыкальное занятие «Волшебница осень» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
"ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ"
Лариса Попова
1. Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие», «Познание».
Методы: словесный, наглядный, практический.
Публикация «Комплексное музыкальное занятие „Волшебница осень“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Приемы: объяснение, пояснения, поэтическое слово, беседа, наглядно – слуховой, наглядно – зрительный
Образовательные задачи:
- продолжать учить детей внимательно слушать музыкальные произведения, эмоционально воспринимать музыку и рассказывать о ней;
- развивать правильное певческое дыхание, диапазон голоса;
- обогащать музыкальные впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;
-закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением;
- способствовать развитию творческой активности детей в музыкально - исполнительской деятельности;
- развивать чувство ритма.
- развивать творческое воображение и фантазию.
Развивающие задачи:
- развивать коммуникативные навыки
- воображение, память, внимание
- чувство ритма
Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение строить дружеские отношения с товарищами в ходе организационной и всех музыкальных видов деятельности на занятии.
2. Предварительная работа:
разучивание песен, музыкально - ритмических движений, пальчиковых игр, дыхательной гимнастики.
3. Материалы и оборудование:
музыкальный центр, макеты осенних листьев, музыкальные инструменты, экран, проектор.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка «Хороводный шаг» - русская мелодия в обработке Т. Ломовой Дети под музыку входят в зал, останавливаются возле стульев.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте.
Музыкальный руководитель: Я очень рада видеть вас в хорошем настроении. Ребята, сегодня я предлагаю нам всем совершить небольшое путешествие! А вот куда мы отправимся, вы поймете, если отгадаете мою загадку!
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это всё когда бывает?
Дети: Осенью!
Музыкальный руководитель: Верно! И мы все сегодня отправляемся на осеннюю прогулку! На одно мгновение закройте глазки и представьте, что мы сейчас находимся не в музыкальном зале, а на полянке в осеннем лесу! А какие приметы осени вы знаете?
Дети: Осенью всё чаще идут дожди, птицы улетают в дальние края, опадают с деревьев листочки.
Музыкальный руководитель: Правильно ребята. Но даже осенний дождик не испортит нам настроения! А давайте с дождиком поиграем!
(проводится пальчиковая игра «Дождь»)
Капельки дождя будут наши пальчики (пошевелить пальчиками).
Дождик капает на головку (побарабанить пальчиками по голове) и на плечики (побарабанить пальчиками по плечам. Далее барабаним попеременно - голова – плечи). Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап, барабанит снова дождь. Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап, дождь, куда же ты идешь?
Он стучит в мое окошко (сжатыми кулачками перед собой), и ребятам по ладошкам (пальцами правой руки по левой ладошке). Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап, капельки летят (голова, плечи, сверху вниз в воздухе). Льют на голову и плечи, ручейком стекает в речку, промочил ребят (сложить ладошки вместе, выполнить плавнообразные движения рук змейкой, стряхнуть капли с плеч). Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап застучал быстрей, будто ножками затопал и ладошками захлопал (потопали, похлопали) громче и сильней, (далее с замедлением) кап, кап кап кап ….
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, очень хорошо. Воздух на нашей полянке после дождя удивительно свежий и чистый. Давайте мы с вами сейчас глубоко и правильно подышим! Носиком будем вдыхать воздух, а выдыхать ротиком на ладошки. Представьте, что на ваших ладошках горсть осенних листьев и вам нужно аккуратно их сдуть!
(выполняется упражнение на дыхание)
Музыкальный руководитель: Молодцы, все справились с заданием. Нам осталось только разогреть наш голосовой аппарат, чтобы приготовить его к пению.
(исполняется попевка «Вышла курочка гулять»)
Музыкальный руководитель: Осень чудесная пора. Порой - грустная, порой – радостная. Она дарит нам много сюрпризов. И далеко не всегда приятных. Я сейчас загадаю вам загадки, попробуйте отгадать, о каких явлениях природы в них говорится.
1. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно. (листопад)
2. Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки?. (птицы)
3. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это. (дождь)
Музыкальный руководитель: Да, ребята, это все об осени. Осенью все чаше идут дожди, с деревьев облетают листья, птицы улетают на юг, а мы с вами поем осенние песни. Дайте споем с вами песню про дождик. А чтобы она была красивее и интересней мы её украсим звонкими капельками.
( раздает детям музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны, треугольники)
дети поют песню «Дождик» муз. М. Парцхаладзе, сл. Н. Соловьевой, сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Какая красивая и звонкая песня у нас получилась. А как вы думаете, почему именно эти инструменты мы взяли для сопровождения этой песенки?
Дети: Потому что звук колокольчика и треугольника напоминает нам звук падающей капельки.
Музыкальный руководитель: Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только оттенков и цветов не увидишь! А поздней осенью опадают листья, льют долгие дожди, сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи. И вся эта великолепная красота вдохновляла поэтов, композиторов и художников на создание своих великих произведений об осени. Послушайте, как об этом времени года писал великий русский поэт А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Сегодня, ребята, мы с вами послушаем, как можно с помощью звуков передать картину осенней природы. Мы познакомимся с пьесой великого русского композитора П. И. Чайковского, которая называется «Осенняя песнь» из альбома «Времена года»
(дети садятся на стульчики и слушают пьесу).
Музыкальный руководитель: Что вы представили, какие картины осени вы увидели, слушая это произведение.
(дети рассказывают какие чувства, образы природы у них возникли.)
Музыкальный руководитель: Да, музыка звучит с окраской лёгкой грусти, волнения. Мы как – будто слышим звук капель дождя, падающие капли наводят грусть, тоскливое настроение. Дети, как вы считаете, эта пьеса по характеру, по настроению ближе к поздней или ранней осени?
Дети: К поздней осени! Капает дождь, опадают листья, дует ветер.
Музыкальный руководитель: Да, в пьесе выражено тоскливое, печальное настроение. Как точно композитор сумел при помощи средств музыкальной выразительности изобразить осенний пейзаж. Но не только поэты и композиторы вдохновляются осенью! Художники тоже стараются увековечить красоту осени в своих картинах. Я предлагаю вам посмотреть на эти картины, и ещё раз послушать музыку Петра Ильича Чайковского.
(транслируется видеопрезентация пейзажей: М. Аваненко «В ожидании чуда», И. Левитан «Золотая осень», Э. Колесникова «Осень», Л, Черная «Осень», К. Васильев «Осень», И. Шишкин «Осенний лес», И. Грабарь «Осень. Рябинка», С. Жуковский «Лесное озеро. Золотая осень», Ю. Клевер «Осенний парк», И. Бродский «Золотая осень» и др. )
Музыкальный руководитель: Ребята, а если бы вы были художниками, какими бы вы красками разукрасили нашу осень?
Дети: Жёлтыми, красными, бордовыми, золотыми!
Музыкальный руководитель:
Листики осенние на веточках сидели,
Дунул ветерок, листочки полетели
И на землю сели!
(м. р. разбрасывает макеты осенних листьев по музыкальному залу)
Музыкальный руководитель: Ребята, а давайте соберем осенние листочки и с ними потанцуем.
(дети исполняют танец с осенними листочками «Осень раскрасавица», сл. и муз. Г. Азаматова – Бас)
Музыкальный руководитель:
Осень, осень за окошком,
Дождик сыплется горошком,
Листья падают, шурша,
Как ты, Осень, хороша!
Вот такая наша осень! Удивительная и прекрасная, весёлая и грустная! Её красота, богатство красок восхищают всех: художников, музыкантов, поэтов.
Наша прогулка подходит к концу.
Понравилась вам наша прогулка? (ответы детей)
Что больше всего запомнилось? (ответы детей)
Ребята, мы не прощаемся с нашей осенью, она ещё погостит у нас! Ну а нам пора расставаться. До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
(под музыку дети покидают музыкальный зал)