Селецкая Наталья
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме недели «Лес, грибы, ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно – тематическое планирование в подготовительной группе «Рябинушка»
Тема недели : «Лес, грибы, ягоды»
Цель: расширить представления детей о разнообразии грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных, научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя, о полезных свойствах несъедобных грибов. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе, воспитывать бережное отношение к ней. Развивать и обогащать словарь.
Публикация «Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме недели „Лес, грибы, ягоды“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы, ягоды. Планирование
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Фрукты и ягоды. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Итоговое мероприятие – изготовление макета «Осенний лес».
День недели
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом
интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
групповая, подгрупповая индивидуальная образовательная деятельность
в режимных моментах
понедельник
I половина дня
Утренняя гимнастика - комплекс I .
труд в уголке природы (полив растений, рыхление почвы). цель: воспитание желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним.
Беседа на тему «В лесу»
Цель: развитие диалогической речи; развитие навыка составления рассказа на основе личного опыта.
Инд. работа --- закрепление пройденного материала – называние характерных признаков осени, обучение отвечать на вопросы воспитателя. Игра – беседа «Кого можно назвать здоровым человеком?»
Цель: составление детьми рассказов о том, как нужно укреплять здоровье.
Разговор «Польза грибов и ягод?» Самостоятельная деятельность детей в центрах активности, дежурство.
Оснащение предметно-пространственной среды – подготовка раздаточного материала для ОД (предметные картинки деревьев
ОД
ООД
Прогулка
Наблюдение за дождем.
Примета: облака идут низко- возможен дождь.
П/и «Смелые ребята» Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость
П/и «Пройди бесшумно» Цель: использовать ходьбу как средство воспитания выносливости
П/и «Назови меня» Цель: развивать способность создавать образ животного, используя мимику и жесты.
Упражнение на развитие равновесия. Цель: обучение детей сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно.
Закрепление умения одеваться в правильной последовательности, оказывать посильную помощь сверстникам. Сооружение разнообразных построек из песка.
Трудовое поручение убрать мусор с участка. Цель: воспитывать положительное отношение к труду; ответственность при выполнении поручений.
II пол. дня
Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.
Чтение Я. Тайц «По грибы»
Цель: воспитание нормы нравственного поведения развитие памяти, слухового внимания; ознакомление с народным творчеством. Повторение стихотворений на осенний утренник с Самостоятельная деятельность воспитанников в центрах развивающей активности: настольно-печатные игры Центр «Игра» Сюжетно-ролевая игра «Семья. Прогулка в лес». Цель: учить детей согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые действия и взаимоотношения.
Рисование по трафаретам «Грибы-Ягоды». Штрихование в различных направлениях. Цель: развитие мелкой моторики руки посредством штриховки несложных изображений; развитие цветовосприятия.
Прогулка
Наблюдение за сезонными изменениями Цель: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;
формировать представление об осенних месяцах. Подвижная игра «Ловишки». Задачи: формировать у детей умение концентрировать и распределять внимание, действовать по сигналу, развивать координацию движений, ловкость. Подвижная игра «Быстро найди свою команду». Цель: развивать умение бегать в прямом направлении.
Игровое упражнение
«Прыгни дальше» Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед. Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Цель: продолжать расширять и углублять представления детей о деревьях, ягодах, грибах. Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом (совочки, ведерки, лопатки, мячи, обручи).
Самостоятельная двигательная деятельность детей - побуждать детей самостоятельно организовывать игры, выступать в роли игроков, капитанов, судей, творчески перерабатывать и соблюдать правила игр. Способствовать формированию дружеских отношений.
Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Взаимодействие с родителями
Папка-передвижка «Правила поведения в лесу».
День недели
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом
интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
групповая, подгрупповая индивидуальная образовательная деятельность
в режимных моментах
ВТОРНИК
I половина дня
Утренняя гимнастика. Круговой сбор
Вхождение в день «Передай улыбку по кругу»
У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.) Познавательная деятельность "Древесина и её свойства". Цель: расширить знания детей о возможности использования древесины.
Д/И «Кто скорее соберет» Цель: Учить детей группировать грибы, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Чтение Алиева Н. «Гриб-волшебник» Цель: познакомить с новым произведением
П/Г «Ягоды», «Мухомор» Цель: развитие мелкой моторики рук. Дид. упр «На веточке 4 листика, а сколько листиков на 2 веточках» Цель: закрепить навыки счета
Игровое упражнение "Третий - лишний" ( классификация: деревья, кустарники, грибы, цветы, травы). Трудовые поручения. Дежурство по столовой (разложить правильно столовые приборы, красиво расставить и разложить салфетки
Цель: приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой
Ситуативная беседа «Режим дня, что это такое?» Цель: развивать представления о составляющих здорового образа жизни: питание, прогулка, труд. деятельность, сон, способствовать закреплению КГН. Центр «Творчества» Создать условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей: раскраски на тему «Лес, дары леса».
Самостоятельная игровая деятельность: настольные игры.
Цель: учить детей выбирать игру по интересам, подбирать партнеров для игры, самостоятельно подбирать место для игры.
ОД
ООД
Прогулка
Наблюдение за работой дворника
Цели: расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду.
П/и «Смелые ребята» Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость
П/и «Море волнуется» Цель: развивать выдержку, фантазию
Игры с мячом «Съедобные — несъедобные грибы» Цель: знать названия съедобных и несъедобных грибов, их отличительные особенности.
Д/и «Что растет в лесу?» Цель: обобщение знаний по теме «Дары осеннего леса». Ситуативная беседа «О правилах безопасного поведения в лесу» Цель: Формировать представление о ядовитых грибах и ягодах ; о правилах их сбора. Повторить правила поведения в лесу.
Трудовая деятельность
Приведение в порядок клумб на участке, прополка сорняков, полив. Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.
II пол. дня
Гимнастика после сна. Ходьба по пуговицам.
Гигиенические, закаливающие процедуры
Цель: создать условия для укрепления иммунитета и здоровья детей; проведение гигиенических процедур; воспитание навыков самообслуживания.
Чтение: "Откуда стол пришёл" С. Маршак. Цель: продолжить знакомство с произведениями С. Маршака.
Вырезание деревьев, ягод по шаблону Цель : закрепить знания о грибах, навыки работы с ножницами Игровое упражнение «Волшебная щетка». Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «гигиена полости рта», рассказать о важности содержания ротовой полости в чистоте. Закреплять умение полоскать рот после еды, правильно чистить зубы.
С/Р игра «Семья» игровая ситуация «Грибные заготовки на зиму» Цель: закрепить способы заготовки грибов на зиму : сушка, маринады, соленья.
Центр «Конструирование» Игры со строительным материалом.
Цель: формировать умения детей самостоятельно подбирать детали конструктора для возведения необходимой постройки. Развивать воображение и фантазию.
ОД
Прогулка
Наблюдение за солнцем. Цель: продолжать расширять знания о неживой природе, небесных светилах; формировать у детей умение видеть красоту окружающей природы. Путь на небосклоне. На примере закрепить знания о том, что осенью солнце начинает светить меньше, световой день становится короче; взаимосвязь живой и неживой природы; значение Солнца для всего живого на Земле.
Подвижная игра «Солнышко» - способствовать умению ориентировке в пространстве, действовать по команде воспитателя, выполнять правильно движения, вызвать желание играть самостоятельно, ввести в активный словарь детей понятия «жарко», «холодно».
Игровое упражнение «Кто больше?» Цель:
Упражнять в отбивании мяча двумя руками о землю Проблемная ситуация «Почему нельзя употреблять в пищу сырые грибы?»
Цель: уточнить представления детей.
Труд. «Поиграл-убери». Цель: приучать детей убирать игрушки сразу после игры, соблюдать порядок. Воспитывать трудолюбие, умение соблюдать установленные правила.
Взаимодействие с родителями
Предложить разучить с детьми загадки о грибах и ягодах.
День недели
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом
интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
групповая, подгрупповая индивидуальная образовательная деятельность
в режимных моментах
среда
I половина дня
Утренняя гимнастика.
Дыхательное упражнение «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Беседа «Зачем лесу грибы?» Цель: систематизировать знания детей о грибах, их названиях, месте произрастания
Артикуляционная гимнастика «Улыбка».
П/Г «Ягоды», «Мухомор» Цель: развитие мелкой моторики рук. Д/И «Какое слово заблудилось?». Цель: формирование умения подбирать точные по смыслу слова. Ситуативный разговор с детьми «До свидания, лето». Цель: обобщение и систематизация представлений о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов, особенности жизнедеятельности животных в лесу.
Рассматривание энциклопедий и книг на тему "Ягоды и грибы".
Настояльная игра Лото "Лесные ягоды" Цель: развитие мышления, памяти, внимания.
Просмотр обучающего мультфильма «Мудрые сказки тетушки Совы – про грибы».
ОД
ООД
Прогулка
Наблюдения за сезонными изменениями. Цель: формировать понятие о смене времен года; уточнить представления об особенностях каждого сезона. Какие признаки осени вы знаете? Что делает человек осенью?
П/и «Поймай пару» Цель: развивать быстроту бега, умение быстро находить пару
П/и «Ивашка» Цель: воспитывать выдержу, умение закрытыми глазами угадать ребенка, память
Развивающее упражнение «Сложи узор на песке», «Продолжи узор» Цель: развитие памяти, внимания Индивидуальная работа по развитию движений.
Цель: учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге.
Дидактическая игра «Считай – не ошибись!»
Цель: учить детей воспроизводить порядок чисел
Ситуативный разговор о пользе лесных ягод для человеческого организма.
Трудовая деятельность. Наведение порядка на участке. Цель: организовать коллективный труд, в индивидуальном порядке давать конкретные поручения, прививать чувство удовлетворения от результатов труда, совершенствовать трудовые умения.
II пол. дня
Гимнастика после сна. Хождение по ребристой дорожке. Гигиенические, закаливающие процедуры. Цель: создать условия для укрепления иммунитета и здоровья детей; проведение гигиенических процедур; воспитание навыков самообслуживания.
Чтение Толстой А. «Грибы». Цель: познакомить с новым произведением, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь.
Работа над пословицей: «Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок» Цель: воспитывать бережное отношение к природе. Д/И «Сосчитай правильно» Цель:
Закрепление с детьми порядкового счета в пределах 10 Трудовые поручения: ремонт книг. Организовать посильное участие детей в ремонте книг, обсудить, как нужно обращаться с книгами, чтобы сохранить их. Цель: Воспитать у детей желание своим трудом поддерживать порядок в окружающей обстановке. Книжный уголок: Пополнить книжную выставку книгами о лесе, сказками о лесных историях.
Игры детей в спортивном уголке. Цель: развивать фантазию при придумывании новых сюжетов для игр. Воспитывать бережное отношению к игрушкам, спортинвентарю.
Од
Прогулка
Наблюдение за облаками. Цель: расширить представления об облаках, их окраске, скорости движения.
Хороводная игра «Грибники»
Цель: закреплять умения водить хоровод и действовать по окончании слов.
П/и «У медведя во бору»
Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать внимание Развитие движений. Цель: закреплять умение ходить размашистыми шагами, перепрыгивать через препятствия. Игра “Скажи наоборот” Цель: умение выделять в языке слова с противоположным смыслом, выявлять их взаимосвязь, способствование расширению словарного запаса у детей, развивает мышление. Труд. Уборка участка д/ с от опавших листьев Цель: воспитывать экологическую культуру
Взаимодействие с родителями
Предложить родителям вместе с детьми создать книжки – малышки «Съедобные грибы», «Несъедобные грибы».
День недели
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом
интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
групповая, подгрупповая индивидуальная образовательная деятельность
в режимных моментах
ЧЕТВЕРГ
I половина дня
Утренняя гимнастика
Круговой сбор, приветствие. Посчитаем сколько сегодня пришло мальчиков-девочек.
Беседа, показ презентации «Северные ягоды» Цель: продолжать знакомить с отдельными типичными растениями тундры (морошка, брусника, голубика, черника, клюква) : узнавать и различать их по характерным признакам на картинках
П/И «За ягодами»
Цели: развивать мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма. Инд. работа с девочками-
Словесная игра: «В лесу»
Цель. Закрепление знаний детей о том, как происходит сбор грибов и ягод. Центр «Природы» Работа в уголке природы. Рассматривание отростков комнатных растений -предложить детям рассмотреть поставленные ими в воду веточки растений, выяснить, какие изменения с ними произошли (появились корни).
КГН: «Соблюдаем опрятность в одежде». Цель: учить следить за своим внешним видом, заправляться, застегивать пуговицы и застежки на обуви. Творчество: цветная бумага, картон, клей, ножницы, схемы для изготовления грибов по типу оригами.
Настольно-печатная игра: «Грибная охота»
Цель: развивать мышление, закреплять знания о грибах.
ОД
ООД
Прогулка
Наблюдение за деревьями Цель: закреплять особенности строения деревьев, части дерева и их функции. Продолжать знакомить с характерными особенностями осенних деревьев.
П/И «Дружные пары», «Разойдись — не упади».
Цель: учить при ходьбе соблюдать непринужденность движений и хорошую осанку.
П/И "Дорожка препятствий". Цель: продолжать учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; совершенствовать навыки пролезания под дугами; совершенствовать координацию движений.
Игровая ситуация «Позови друга тихо, громко, очень громко» - упражнение на развитие силы голоса
Ситуативный разговор «Что сделано из древесины?» Цель: закреплять знания о материале «древесина», его свойствах
Трудовое поручение «Заготовка и сушка листьев различных деревьев». Цели: закреплять названия деревьев; воспитывать любовь к растительному миру; учить правильно, собирать листья растений.
II пол. дня
Гимнастика после сна. Хождение по массажным дорожкам. Гигиенические, закаливающие процедуры. Цель: создать условия для укрепления иммунитета и здоровья детей; проведение гигиенических процедур; воспитание навыков самообслуживания.
Чтение стихотворения П. Потемкина «Мухомор», З. Александровой «В грибном царстве». Цель: познакомить с новым произведением, вызвать у детей желание слушать, побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Д/И «Сравни ягоды».
Цель. Закрепить умение сравнивать ягоды. Упражнять в подборе слов, противоположных по значению Д/И «Назови слово на заданный звук» Цель: развитие фонематического слуха
Самообслуживание «Моя прическа». Цель: обсудить с детьми, почему очень важно содержать волосы порядке, какую прическу можно считать опрятной. Учить детей приводить в порядок свою прическу самостоятельно, осуществлять самоконтроль за состоянием волос.
КГН: «Вежливые слова». Цель: воспитывать культуру обращения к взрослым и детям, вежливо выражать просьбу, пользуясь словами спасибо, пожалуйста. Центр «Игра»
Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности
Предложить настольно - печатные игры
- развивать мышление, память, речь. Создать условия для игр в кукольном уголке
- развивать игровой опыт детей, способствовать к подведению к ролевой игре.
Прогулка
Наблюдение «Небо вечером». Цель: продолжать знакомить детей с признаками осени, связанными с цветом неба, изменением вида облаков, положения солнца над горизонтом. Учить детей рассказывать об особенностях осеннего неба.
Хороводная игра «Грибники»
Цель: закреплять умения водить хоровод и действовать по окончании слов.
Игровое задание.
Упражнять в прыжках на месте на двух ногах. Ситуативный разговор «Одевайся по погоде, а не по моде!» Цель: закреплять представления детей о здоровом образе жизни.
Труд «Поиграл-убери». Цель: приучать детей убирать игрушки сразу после игры, соблюдать порядок. Воспитывать трудолюбие, умение соблюдать установленные правила.
Взаимодействие с родителями
Предложить родителям приготовить совместно с детьми ягодный сок, морс, варенье из северных ягод
День недели
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом
интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
групповая, подгрупповая индивидуальная образовательная деятельность
в режимных моментах
ПЯТНИЦА
I половина дня
Утренняя гимнастика
Круговой сбор, приветствие.
Игра-соревнование «Кто больше знает?» Цель: систематизация знаний об дарах леса: грибах, ягодах Минутка тишины слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года. Осень.» Цель: воспитывать интерес к музыке, культуру восприятия, развивать эмоциональную отзывчивость
П/Г "Деревья". Цель: развитие мелкой моторики рук.
Д/И «Размытое письмо». Цель: упражнять детей в составлении распространённых предложений. Д/И «Скажи по- другому».
Цель. Учить детей образовывать относительные прилагательные.
Д/И «Построй по образцу». Цель: развивать зрительное внимание.
Наблюдение за комнатными растениями (как определить, какие растения нуждаются в поливе).
КГН: «Что такое здравствуй и прощай». Цель: продолжать прививать детям культуру поведения при прощании с взрослыми и детьми.
Этикет за столом. Цель: учить детей сохранять осанку во время еды, держать ноги вместе в спокойном состоянии. Центр «Творчества»
«Раскрась картинку». Цель: продолжаем развивать знание детей о школе, профессии учителя.
Просмотр обучающей передачи для детей «Шишкина школа. Ядовитые грибы», обсуждение.
ОД
ООД
Прогулка
Наблюдение за ветром:
Цель: продолжать закреплять представления о погодных изменениях; формировать понятия о ветре, его свойствах; учить определять направление ветра.
Как славно жить на свете:
Иду, а теплый ветер,
Как пес, бежит за мной!
Теплый воздух легче холодного, вот и поднимается он вверх, а холодный стелется внизу.
П/и «У медведя во бору»
Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать внимание
Мп//и «Узнай по голосу» Цель: развивать умение угадывать голоса своих друзей.
Игровое упражнение
«Самым ловким окажись!».
Цель: продолжать развивать ловкость, выносливость. Решение проблемных ситуаций «Почему нельзя собирать ядовитые грибы?» Трудовая деятельность. Наведение порядка на участке. Цель: организовать коллективный труд, в индивидуальном порядке давать конкретные поручения, прививать чувство удовлетворения от результатов труда, совершенствовать трудовые умения.
II пол. дня
Театрализованная деятельность Чтение и обыгрывание сказки В Сутеева «Под грибом»
Цель: обучение детей понимать смысл сказки, заключённую в ней мораль, домысливать. Развитие пантомимических навыков, учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации Настольно – печатные игры: «Домики»
Цель: закрепить знание детей геометрических фигур; развивать чувство цвета, счетные умения, логическое мышление. КГН: «Я все делаю сам». Продолжать учить детей самостоятельно одеваться, помогать своим товарищам, устранять неопрятность во внешнем виде.
Центр «Природа» Полить цветы, протереть крупные листья – воспитывать заботливое отношение к окружающему. Центр «Творчества»
Игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей: «Недорисованные картинки», «На что похоже?»
С/Р/И «В лес за грибами» Цель: развивать у детей интерес к окружающему миру, показать детям способы ролевого поведения.
Прогулка
Наблюдение за погодой. Цель: продолжать учить наблюдать за природными явлениями зимой; учить замечать красоту природы.
П / И «Волк» - воспитывать выносливость при беге врассыпную.
Ситуативная беседа «До свиданья детский сад, до понедельника!» - пожелание друг другу добрых выходных.
Игровое упражнение
«Кто дальше бросит мячик».
Цель: развивать умение метать в прямом направлении. Ситуативный разговор «Можно ли одним выходить за территорию детского сада». Цель: формировать безопасность. Труд. Учимся работать с веником. Цель: формировать желание подметать дорожки, лавочки от снега; прививать трудолюбие.
уборка в игровых уголках
Цель: воспитывать у детей чувство ответственности при работе в коллективе.
Взаимодействие с родителями
Выставка поделок «Осенний лес»