Екатерина Шабалина
Комплексно-тематическое планирование по теме «Моя станица»
На основании изучения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» мы разработали комплексно-тематическое планирование с учетом особенностей регионального и культурного компонента с использованием ИКТ. Изучение темы «Мой родной край» целесообразно начинать с тем более близких опыту детей. Например, «Мой дом, моя семья». Затем, понятия расширяются – «Моя станица», далее - «Кубань – ты наша Родина», «Моя Родина – Россия», «Москва – столица России». И, как естественное продолжение, «Планета Земля», «Космос». В зависимости от возрастной группы детей сроки проведения тем, объем и период (от 1 до 3 недель) изучения, цели и задачи будут меняться.
Публикация «Комплексно-тематическое планирование по теме „Моя станица“» размещена в разделах
По каждой теме готовится наглядно-методические пособия, презентации, материалы которых могут быть использованы педагогами при планировании образовательной деятельности в различных областях. Так, тема «Моя станица», рассматриваемая в области «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора», может найти отражение и решать задачи таких областей как «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы, «Художественное творчество», «Музыка», «Труд».
Полагаем, что для образовательных областей по ознакомлению с окружающим миром можно выбрать темы; «Герб и флаг станицы», в которой можно много рассказать об истории, о преданиях, связанных с ним, а также о его настоящем дне. «История нашей станицы», «Познавательная встреча с атаманом Динского районного казачьего общества А. В. Гладилина. Военно -- патриотический центр станицы Динской», во время которой дети смогут получить понятие о нравственном патриотическом духе казаков.
«Экскурсия в краеведческий музей» познакомит детей с бытом своих предков, когда-то давно живших в этих местах. В районном краеведческом музее ст. Динской сохранились и собраны по крупицам атрибуты типичной "Казачьей хаты" : красивые, в массивных рамах иконы, вокруг них, - лампадки и рушники (так называемый "святой угол"). Рядом круглый деревянный стол на витых ножках, самовар, глиняные чашки, другая посуда. У окна стоит прялка, ухваты. На стенах развешаны фотографии родных, в красивых рамках. Здесь же, - русская печь, и кизяки, которые использовались как топливо. В печи дымится превосходный наваристый кубанский борщ.
Рассказ детям о выдающихся людях станицы (тема «Помним и чтим») поможет развить интерес к своей малой Родине и гордость за своих земляков. В фондах Динского районного историко-краеведческого музея хранятся материалы о замечательных людях, прославивших наш край и страну: И. А. Соколянском – ученом - дефектологе, А. Д. Синещекове – академике ВАСХНИЛ, И. И. Яценко – лауреате Ленинской премии, С. Р. Каяцком – заслуженном артисте России, В. Пальмане и В. Максимове – писателях, супругах С. Д. и В. Х. Кирлиан - кубанских ученых-изобретателях, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю мировой науки.
Работа по теме «Моя станица» не ограничивается рамками 1-2 недель, а продолжается в различных темах (о труде, временах года, при рассмотрении животного и растительного мира).
Сохранить и донести память о героях великой отечественной войны – это наш долг. В августе 1942 года станица была временно оккупирована фашистами.
Для работы в образовательной области «Художественное творчество» богатый материал даст ознакомление с работами местных художников, экскурсии к реке Кочеты, просмотр слайдов природа нашей станицы, рассказы о природных богатствах, степях, садах и полях. В целях воспитания эстетических чувств у детей, желания самостоятельно заниматься творчеством, возможны посещения выставки народно прикладного искусства в БДОУ ДОД МО Динской район «ДШИ» станицы Динской.
В образовательной области «Коммуникация» можно поговорить с детьми об особенностях местного наречия, говора, характерного именно для нашей местности; познакомить с пословицами и поговорками, рассказэть о творчестве писателей и поэтов станицы.
Очень важно, чтобы к этой работе подключились родители. Они могут принести из дома старые фотографии. Быть может, у кого-то в семьях есть старые вещи, которые уже утратили свое функциональное назначение, но хранятся, как память. Прикосновение к этим вещам поможет детям лучше понять жизнь наших предков, особенности сложившихся обычаев.
Неисчерпаемый материал для образовательной области «Музыка» дарит нам песенная культура Кубани. Помощь в пополнении знаний детей о детских творческих коллективах родной станицы оказывают концерт образцово-хореографического ансамбля «Непоседа», вокального – «Ладушки» Дворца культуры, ул. Красная, выступления фольклерного ансамбля «Журавушка» БДОУ ДОД МО Динской район «ДШИ» станицы Динской.
Использование старинных казачьих игр в образовательной области «Физическая культура», а также при образовательной деятельности в ходе режимных моментов определяет связь времен и поколений. Наполняет временные отношения новым смыслом.
В настоящее время в Динской проживает около 40 тыс. человек, более 30-ти национальностей. Крупнейшими предприятиями являются кондитерская фабрика "Южная Звезда", известная на весь мир своими сладостями, сахарный завод, консервный завод, единственный в России выпускающий детское питание "Неженка". Перевозку пассажиров и грузов осуществляет АТП, в Динской находится и Краснодарский Автоцентр "Камаз". В нашем районе развито сельское хозяйство, выращиванием и обработкой сельско-хозяйственной продукции занимаются Откормсовхоз, АО "Кубань", рыбколхоз имени Суворова, фермерские хозяйства. В последние годы в станице образуются и развиваются частные и малые предприятия. «Экскурсия по заводам и фабрикам станицы», «Хлебный край» помогут решать задачи образовательных областей «Труд», «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора», «Коммуникация».
Любовь к детям, своей профессии, желание и стремление поделиться своими знаниями и опытом, накопленным творческим материалом, понимание стремительного прогрессивного движения вперед побуждает искать новые формы, пути и средства в работе с детьми.