Марина Гафарова
Комплексно-тематический проект «Весна идет»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к презентации комплексно-тематического проекта "Весна идет".
Елены Серовой «Подснежник»
Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет!
Публикация «Комплексно-тематический проект „Весна идет“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе и в быту людей в весенний период, о весенних праздниках и историей их возникновения.
В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы и т. д., проект помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.
Опираясь на содержание методической литературы по этому вопросу и на развитие связной речи, был сделан вывод о том, что лишь немногие дети речевой группы способны самостоятельно построить текст. Большинство дошкольников испытывают значительные трудности в составлении описательных и повествовательных монологов, рассказывании произведений, речевая диагностика на начало года показала характерные нарушения умений строить описательные и повествовательные тексты.
Следовательно, возникла необходимость целенаправленной, систематической работы с целью формирования умений, необходимых для построения связных монологов.
Пути достижения цели:
создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Весна идет». Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Привлечь родителей к работе над реализацией проекта.
До начала работы над проектом мы подготовили методический и демонстрационный материал и оборудование. Были использованы разнообразные материально-технические ресурсы:
-литературные произведения (народные и литературные сказки, малые формы (загадки, приметы, заклички,
-фотоаппарат,
-интернет-ресурсы и компьютерные технологии,
-костюмы для проведения Масленницы,
Качество монологической речи – это содержательность, структура, связность, грамматическая правильность, использование лексических и интонационных средств выразительности.
Нам необходимо было определить предполагаемые результаты:
Повысить уровень овладения монологической речью.
Обогатить словарь детей.
Усовершенствовать умения подбирать существительные к прилагательному, синонимы, антонимы, способность сочинять оригинальные рассказы, пересказ литературных произведений.
Повысить уровень умений интонационной выразительности речи и темпа, умение передавать различные эмоции.
Накопить опыт передачи различных образов в рисунке.
Развить устойчивый интерес и любовь к литературным произведениям.
Развить интегративное качество «способность управлять своим поведением и планировать свои действия» во время коллективной работы.
Повысить заинтересованность родителей в разнообразном по содержанию и формам сотрудничестве.
Итоговый продукт «Чудо- дерево весны» - дерево как арт-объект, украшенный продуктами детской деятельности, полученными в ходе реализации проекта.
На первом этапе
Вместе с родителями мы заранее обсудили и осуществили подбор художественной литературы и книг с текстами и иллюстрациями о весне, во время прогулок с детьми родители обращали внимание на изменение в природе, т. к. знания детей базируются на их личном опыте.
Была сделана выборка из перспективного плана занятий по теме проекта, подобраны и систематизированы уже знакомые и новые дидактические игры и упражнения, подготовлены опорные схемы и мнемотаблицы для описательных рассказов: «Весна пришла», «Талая вода».
Образовательная область «Познание» направлена на развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей
через решение следующих задач:
• сенсорное развитие;
• развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
• Формирование элементарных математических представлений;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Образовательная область «Коммуникация» направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
через решение следующих задач:
• развитие свободного общения с взрослыми и детьми (фантазии, рассказы, сказки и мини-сочинения);
• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм, речевые игры) в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение детей нормами речи.
Составление рассказов по картине; речевая игра «где спрятался звук?»
Весомый вклад в развитие проекта внесли речевые дидактические игры и упражнения: на подборы однокоренных слов, образование слов с помощью приставок, суффиксов, окончаний, определение признаков, качеств, действий предметов, синонимы, антонимы, наречия, слоги, рифмовки.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса в чтении книг
через решение следующих задач:
• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
• развитие литературной речи;
• заучивание стихотворений;
• чтение и обсуждение произведений;
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Заучивание стихотворений по мнемотаблице:
А. Плещеев «Уж тает снег»,
Т. Белозеров «Плакала Снегурочка» и т. п.
- чтение и обсуждение произведений:
Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»,
Н. Сладков «Весенние радости: Апрель»,
В. Сухомлинский «Весенний ветер»,
песенки, заклички, небылицы, загадки о весне, приметы весны.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству.
На занятиях по рисованию, в самостоятельной деятельности ребята знакомились с творчеством художников-иллюстраторов, рассматривали картины и слушали описание к этим картинам.
Образовательная область «Труд» направлена на приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и формирование положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
• Воспитывать потребность трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда
Посев семян пшеницы; А здесь вы видите – наша пшеница взошла
В группе был объявлен конкурс «Мастерим скворечник»;
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений
через решение следующих задач:
• развитие игровой деятельности детей;
• взрослыми (в том числе моральным);
Содержание образовательной области «Здоровье и Физическая культура» направлено на развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация) :
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Систематически проводили пальчиковые игры;
Эстафеты с бегом: «Собираем скворечник»,
- подвижные игры: с мячом «Когда это бывает?», «Перелет птиц»
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
через решение следующих задач:
• развитие музыкально-художественной деятельности;
• приобщение к музыкальному искусству;
• развитие музыкальности детей;
• развитие способности эмоционально воспринимать музыку,
Слушание произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года» – «Апрель». «Подснежник», А. Вивальди «Времена года. Весна» №2.; дети изображали животных, пробудившихся от зимней спячки;
Праздник Масленица «уходи зима – приходи весна»
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на беседы, объяснения, напоминание, ситуативное обучение. Т. к. наш проект посвящен весне, мы проводили беседы на темы: «Какие опасности таятся на улице весной?» (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п., «Как обезопасить себя от весенних опасностей?».
Каждую неделю детям с родителями предлагались творческие задания: Составить мини-сочинения
- «Почему я люблю весну»,
- «Почему возвращаются птицы»,
- «Почему тает снег»,
- красочное оформление своего сочинения.
- подобрать антонимы, синонимы к заданным словам.
- оформление фото-коллажа «Все рады весне»
конкурс «Мастерим скворечник».
Вся эта проделанная работа позволила нам перейти к осуществлению непосредственной цели проекта : У детей изменилось традиционное восприятие образа Весны, как обычного времени года. Дети поняли насколько важное это время года для живой и неживой природы создали условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Весна идет». Вызвали желание знакомиться с репродукциями великих художников. Сформировали чувство гордости за природу. Стимулировали интерес к исследовательской деятельности. Привлекли родителей к работе над реализацией проекта. Сейчас дети без лишних размышлений могут назвать месяцы весны, признаки весны, перелетных птиц, откуда течет ручей, есть ли домик у листочки, почему не всегда можно гулять на участке весной.
В процессе составления использовались рассказы-образцы, опорные схемы, мнемотаблицы, дети были очень заинтересованы в результате своей работы, т. к. итогом было «Чудо-дерево» украшенное продуктами детской деятельности, полученными в ходе реализации проекта (мини-сочинения о весне, рисунки о весенних цветах, поделки и т. д.)
В планах на будущее хотелось бы продолжать речевую творческую работу с детьми в старшей и подготовительной группе.
МАГИЯ ВЕСНЫ Лариса Кузьминская
В жемчужных облаках гуляет нынче солнце,
И рассыпает нам лучей червонцы.
И ароматов свежих в воздухе букет.
И пируэты капель как балет -
Все признаки весны, ее прихода.
Так оживает сонная природа,
Теплеет кровь, блестят глаза и мы
Освобождаемся от зимней, долгой тьмы.
Бодры, легки и ускоряем шаг!
Да, здравствует Весна! Великий Маг!
Спасибо за внимание!