Папки-передвижки

Комплекс занятия с неговорящими детьми «Учимся говорить». 4 часть

Людмила Линейцева
Комплекс занятия с неговорящими детьми «Учимся говорить». 4 часть

Занятие № 38.

Задание 1.

Цель: формировать ощущения собственного тела.

«На какой цветок (пальчик) села бабочка» : ребенку предлагается положить ладошку на оси, растопырить пальчики (цветочки). Взрослый сажает бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке. Вопросы: «На каком пальчике (цветочке) сидела бабочка? Дотронься до этого пальчика». В начале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребенка закрывается от него «экраном». Игровые действия сопровождается стихотворным текстом:

Девочке (мальчику) на ручку

Бабочка села.

Публикация «Комплекс занятия с неговорящими детьми „Учимся говорить“, 4 часть» размещена в разделах

Девочка (мальчик) бабочку

Поймать не успела.

«Кого укусила муха» : если формирование пальцевого гнозиса затруднено, можно использовать более сильный раздражитель - щипок, укол. Вопросы: «Какой пальчик укусила муха? Покажи».

Задание 2.

Цель: учить узнавать действия, изображенные на картинках, соотносить звукоподражания и картинки, побуждать к их сопряженному, отраженному или произвольному произнесению.

Описание игр (1 - 3) на IX странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить адекватно использовать объемные и плоскостные геометрические формы в различных игровых действиях.

Игры:

«Коробка форм» : в крышке высокой коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия; ребенку предлагается убрать в коробку объемные формы (шар, куб, призму, не поднимая крышку. Особое внимание уделяется тому, чтобы малыш правильно соотносил форму прорези с геометрической формой.

Если ребенок не осмысляет задание, взрослый демонстрирует игровые действия, сопровождая их словами: «Шарик - в круглую дырочку, кубик - в квадратную, призму - в треугольную дырочку».

«Чудесный мешочек». В мешочке находятся плоскостные и объемные геометрические формы.

А. Ребенок вынимает формы по одной и называет их.

Б. По просьбе взрослого он вынимает заданные формы.

Занятие № 39.

Задание 1.

Цель: развивать мелкую моторику руки.

Упражнение «Птичка в гнезде» : одну руку согнуть в кулак, большой палец отвести и поднять вверх, обхватить его пальцами другой руки.

Задание 2.

Цель: побуждать малыша к адекватному выполнению действий с заданными картонками, включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты, соединять

их с имитирующими действиями.

Описание игр (4 - 6) на IX странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить адекватно использовать объемные и плоскостные геометрические формы в различных игровых действиях.

«Геометрические вкладыши». Плоскостные геометрические формы (треугольник, квадрат, круг) вложены в углубления той же формы («домики»). Взрослый вынимает формы из «домиков», уточняет их названия и просит малыша найти каждой форме ее домик. С целью активизации внимания можно наклеить яркие предметные картинки на каждую форму.

Занятие № 40.

Задание 1.

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания.

Ребенок дует через трубочку, свернутую из плотной бумаги, на ватку или перышко, лежащие на столе.

Задание 2.

Цель: побуждать ребенка соотносить звукоподражания с предметными картинка -

ми, выполнять игровые действия, сопровождая их звукоподражаниями.

Описание игр (1 - 4) на X странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: активизировать представления ребенка о схеме тела животных и игрушек.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям (занятие 40).

На листе бумаги нарисован контур животного - кошки, выполненный из кругов. К нему прилагаются части тела, заранее вырезанные из картона.

Взрослый вместе с ребенком анализирует рисунок:

- Кто это?

- Где головка (туловище, хвостик, лапки?

- Покажи.

Затем малыш накладывает картонные заготовки на рисунок-образец. Если задание не вызывает затруднений, можно предложить выполнить работу рядом с образцом. Мел кие детали (усы,глаза, уши) дорисовываются взрослым.

Занятие № 41.

Задание 1.

Цель: развивать мелкую моторику руки (побуждать малыша удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать большой палец).

Исходное положение: пальцы ребенка сжаты в кулак. Взрослый сгибает и разгибает большой палец и, по возможности, производит им вращательные движения. Упражнение может сопровождаться двустишьем: «Этот пальчик быстро встал и по кругу побежал». Затем взрослый предлагает ребенку выполнить это упражнение самостоятельно.

Задание 2.

Цель: учить ребенка выполнять инструкции, адекватно использовать звукоподражания, включать их в стихотворные тексты, пальчиковую гимнастику.

Описание игр (5 - 7) на X странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить узнавать на ощупь различную фактуру предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).

Взрослый последовательно знакомит ребенка со свойствами тактильных таблиц:

- меховая - мягкая, пушистая;

- шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги - неровная, шершавая;

- шелковистая - гладкая, ровная.

Побуждает малыша поглаживать, ощупывать их руками (большое внимание уделяется работе обеих рук). Затем предлагает найти парные (одинаковые) таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц).

Варианты: набор таблиц можно расширить за счет включения :

- колючей - аппликатор Кузнецова;

- неровной - наплывы свечи на картоне, сломанные спички, толстый шнурок или рельефная тесьма и др.

Рекомендации по изготовлению тактильных таблиц :

Для изготовления тактильных таблиц вырезать из толстого картона карточки размером 5x15 см. На одну сторону каждой карточки наклеить: № 1 — наждачную или бархатную бумагу, либо замшу; № 2 — рельефную тесьму или толстый шнур по всей поверхности; № 3 — накапать воск свечи; № 4 — кусочек меха; № 5 — лоскуток шелковой ткани; № 6 — спички.

Занятие № 42.

Задание 1.

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания, стимулировать мышцы гортани.

Занятие проводится в форме обучения игре на дудочке с предварительным показом носового вдоха и активного ротового выдоха в медленном темпе.

Задание 2.

Цель: различать понятия «один - два», понимать инструкции, содержащие слова в форме единственного и множественного числа.

Описание игр на XI странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить различать фактуру предметов (без опоры на зрительное восприятие т. е. за экраном).

Взрослый последовательно показывает по одной тактильной таблице, дает ребенку ощупать ее, называет свойства.

Затем просит найти такую же за экраном, на ощупь. Если малыш справляется с этим заданием, можно усложнить игру.

Усложнение.

А. Взрослый просит найти за экраном таблицу с заданными свойствами, например: «Найди мягкую, пушистую».

Б. «Разложи по порядку» : взрослый раскладывает тактильные таблицы в заданной последовательности, сопровождая действия словами: «Сначала положу пушистую, потом гладкую, потом шершавую». Затем предлагает сделать то же самое ребенку со вторым набором таблиц.

Занятие № 43

Задание 1.

Цель: развивать мелкую моторику руки с использованием пальчиковой гимнастики.

Упражнение «Птички пьют из бочонка» : согнуть пальцы одной руки в кулак, пальцы другой руки попеременно вставлять сверху в отверстие кулака.

Задание 2.

Цель: учить соотносить слова, состоящие из двух прямых открытых слогов, с предметными картинками, побуждать к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению слов или звукокомплексов, воспроизводящих их слоговую структуру.

Описание игр (1 - 3) на XII странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить ребенка последовательно действовать по инструкции, развивать его тактильную память

Взрослый предлагает ребенку разложить таблицы по инструкции: «Положи сначала гладкую, потом шершавую, за ней пушистую».

Затем взрослый предлагает сравнить полученный результат со вторым набором, выложенным заранее.

Последовательность расположения двух наборов таблиц может не совпадать. В этом случае малышу предлагается восстановить порядок ( предлагаемая инструкция: «Сделай, как у меня»).

Занятие № 44.

Задание 1.

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Игра «Мыльные пузыри» проводится с готовой игрушкой (не рекомендуется использовать самодельные мыльные пузыри).

Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.

Задание 2.

Цель: учить ребенка действовать в соответствии с инструкцией, побуждать к моделированию фразы.

Описание игр (3-5) на XII странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить выполнять игровые действия с использованием тактильных дорожек,

развивать мелкую моторику руки.

Ребенку предлагаются игровые задания с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (объемной тесьмы, шелковой ленты, полосок наждачной бумаги №0).

Игра «В гости». На листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). К ним подкладываются картинки (игрушки) с изображением кошки и зайки. Малышу необходимо выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к зайке (кошке) и провести по ней все пальчики по очереди. Можно усложнить задание, предложив ребенку пройти по заданной дорожке и узнать, к кому пришел в гости.

Занятие № 45.

Задание 1.

Цель: формировать контроль за мышечными ощущениями.

Упражнение «Следы» : перед ребенком на столе игрушечный или нарисованный домик и заранее размягченный пластилин или мягкий пластик в форме дорожки.

- Если к домику кто-нибудь пойдет, на дорожке останутся следы (взрослый показывает, как сделать следы, используя совмещенные действия). Упражнение проводится последовательно:

- каждым пальцем отдельно,

- каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними,

- указательным и средним пальцами каждой руки.

I

Задание 2.

Цель: учить соотносить слово, звукоподражание с изображением на предметной картинке, адекватно отвечать на вопросы и действовать в соответствии с инструкцией.

Описание игр (I - 5) на XIII странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить конструировать с учетам цвета предметов (выделение красного цвета предметов по слову).

Взрослый предлагает ребенку, выбирая мозаику красного цвета, выложить дорожку на игровом поле по заранее проведенной линии.

Инструкции и вопросы:

- Найди красную мозаику, положи ее на дорожку (линию).

- Какую дорожку строишь?

- Какую мозаику берешь?

Два последних вопроса задают при условии хороших произносительных возможностей ребенка.

Можно предложить ребенку провести по красной дорожке мелкие игрушки того же цвета.

Занятие № 46.

Задание 1.

Цель: развивать мелкую моторику руки с использованием «пальчикового бассейна».

Упражнение «Пальчики побежали» : опора руки на дно «бассейна», кисть руки поднята; взрослый отводит большой палец ребенка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя, таким образом растяжку и мышечное напряжение; взрослый побуждает малыша, перебирая пальчиками, передвигаться по дну «бассейна» («Пальчики побежали вперед»).

Задание 2.

Цель: учить ребенка выполнять инструкции, адекватно использовать звукоподражание и воспроизводить контур (слоговую структуру) слова, включать их в стихотворные тексты, конструктивную деятельность.

Описание игр (6 - 8) на XIII странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить конструировать из квадратов с учетом цвета (выделение красного цвета по слову).

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям.

Взрослый предлагает ребенку построить дорожку (домик) из квадратиков красного цвета (выбирая их из множества разноцветных). Дорожка (домик) выкладываются на листе картона с заранее нанесенным контуром. Ребенок действует способом наложения квадрата на контур.

Занятие № 47,

Задание 1.

Цель: развивать мелкую моторику обеих рук на основе пальчиковой гимнастики.

Птенчики в гнезде сидят,

Маму ждут и есть хотят.

Пальцы одной руки сложить в щепоть, обхватить ее ладонью другой руки и постараться шевелить пальчиками. Затем менять положение

Задание 2.

Цель: учить различать предметы по величине (большой и маленький, понимать инструкции, содержащие слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Описание игр на XIV странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить ребенка собирать разрезные картинки из двух частей, используя показ, образец, устную инструкцию.

Взрослый предъявляет ребенку картинку с целым изображением. После совместного рассматривания, нахождения частей и деталей изображаемого объекта он говорит, Что картинка «порвалась» и ее надо сложить заново. Если малыш не понимает инструкцию, взрослый показывает способ действия с картинкой (складывает ее на глазах ребенка, сопровождая показ словами).

Усложнение вводится по мере усвоения адекватного способа действия.

А. По принципу «парных» картинок - у взрослого лежит целая картинка, у ребенка - с тем же изображением, но разрезанная на две части. Малышу предлагается сложить такую же картинку, как у взрослого.

Б. Перед ребенком находится картинка, разрезанная на две части. Рассматривая ее, он пытается узнать изображение. Взрослый дает инструкцию: «Сложи матрешку».

В. «Убери лишнюю» : малыш получает задание собрать уже знакомую картинку, отобрав лишь необходимые части (в набор деталей добавляется лишняя).

Г. Предметные картинки могут быть разрезаны по разному: в горизонтальном, вертикальном, диагональном направлении, с изменением направления разреза (образцы смотрите в Приложении к занятиям).

Занятие № 48.

Задание 1.

Цель: формировать контроль за мышечными ощущениями.

Упражнение «Разные следы» : взрослый предлагает ребенку сделать «следы к домику» на дорожке из пластилина (с учетом силы нажима пальцами от слабого к сильному) : «К домику пошла кошечка. Она маленькая, наступает легко. Потом пришла собачка. Она наступает сильнее».

Таким же образом отрабатываются следы волка, медведя, слона. Ребенок действует щепотью.

Задание 2.

Цель: учить различать звукоподражания «ту», «тук», «тик-так», соотносить их с изображением на предметной картинке, совершать игровые действия в соответствии с инструкцией.

Описание игр (1 - 3) на XV странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить собирать разрезные картинки из трех (четырех) частей по показу, образцу, инструкции.

Публикации по теме:

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Действия» Уважаемые коллеги! Я с удовольствием продолжаю работу над информационным проектом. И начинаю новый раздел – ГЛАГОЛ. Говорить, сегодня мы.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Наречие» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новый раздел в работе над развитием речи. Называется он «НАРЕЧИЕ». Ребенок очень часто использует.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Что лучше?… Кто какой?» Уважаемые коллеги! Закончить раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» хочу двумя темами. Это «ЧТО ЛУЧШЕ?» и «КТО КАКОЙ?» Первая тема будет представлена одним.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное» Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальной школе у ребенка могут возникнуть трудности, особенно в изучении русского языка.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Один — много» Уважаемые коллеги! Предлагаю вам расширить раздел «Существительное», и добавить к нему тему «Один – много». Начиная говорить, ребенок с.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Падежи» Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжим рассматривать раздел «Существительное», но добавим к нему одно слово. И это слово ПАДЕЖИ.

Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно»Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно» Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе часто использую различные дидактические игры, которые делаю сама.

Лэпбук «Учимся говорить правильно»Лэпбук «Учимся говорить правильно» Лэпбук «Учимся говорить правильно" – папка, в которой собраны игры по развитию речи для детей средней группы. Страница 1 Дидактическая.

Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя» Часть II В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс занятия с неговорящими детьми «Учимся говорить». 4 часть
Опубликовано: 20 марта 2022 в 09:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс занятия с неговорящими детьми «Учимся говорить». 4 часть» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Линейцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД