Лариса Рыбалко
Комплекс утренней гимнастики для детей раннего возраста на год
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНТЯБРЬ
с 1 - 12 сентября
№ 1
1. «Покажи руки».
И. П. : ноги слегка расставить, руки внизу. Руки
вперед, выпрямить, вниз. Позже говорить «вот» (повтор. 5 раз).
2. «Где колени?».
И. П. : ноги на ширине плеч, руки за спину.
Наклон вперед, ладони на колени. Смотреть на колени,
выпрямиться. Говорить «вот». Приучать выпрямлять ноги
(4 р.).
3. «Шагают наши ножки».
И. П. : ноги слегка расставить, руки вниз
(за спину на пояс). Высоко попеременно поднимать ноги,
Темочки:
размахивая руками, 5-10 с. (повт. 3 р.).
4. «Подпрыгивание».
И. П. : то же, 8-10 подпрыгиваний на месте,
прыгать мягко (повт. 3 р. чередуя с ходьбой).
с 15 -30 сентября
№ 2
1. «Шарик» («пузырь»).
ИЛ. : ноги слегка расставить, руки за
спину. Согнуть руки, кисть в кулак, ближе ко рту и надувать
шарик, развести руки в стороны, выпрямить - надули, руки вверх,
поем. - улетел, вернуться в и. п. (повт. 4 р.).
2. «Где колени?».
И. П. : сидя, ноги врозь, руки упор сзади. Наклон
вперед, ладони на колени, смотреть на колени, выпрямиться,
говорить «вот» (повт. 4 р.).
3. «Спрячь голову».
И. П. : ноги слегка расставить, руки за спину.
Присесть, обхватив колени, голову опустить (положить на ноги,
вернуться в и. п. (повт. 4 р.).
4. «Мячик».
И. П. : то же, руки вниз, слегка сгибать и выпрямлять
ноги - легкие мячики. 8-10 подпрыгиваний (прыгают мячики,
(повт. 3 р. чередуя с ходьбой).
ОКТЯБРЬ
с 1 - 15 октября
№ З
1. «Покажи ладони».
И. П. : ноги слегка расставить, руки за спину.
Руки вперед, выпрямить, ладони вверх, сказать «вот» (повт. 5 р.).
2. «Неваляшка».
И. П. : сидя, ноги врозь, руки назад. Слегка
наклониться вперед и выпрямиться. Через 3-4 движения — паузы
(повт. 3 р.).
3
. «Спрятались и показались».
И. П. : ноги слегка расставить, руки
вниз. Присесть, встать (повт. 3 р.).
4. «Нам весело».
И. П. : то же, руки за спину, 8-10 подпрыгиваний на
месте и ходьба размахивая руками (повт. 3 р.).
с 16-31 октября
№ 4
1. «Покажи руки».
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину.
Руки вперед, поиграть, взмахи кистями и вернуться в и. п.
(повт. 5 р.).
2. «Смотри дальше вперед».
И. П. : лежа на животе, подбородок на
согнутых руках. Приподнять голову, смотреть вперед, вернуться в
и. п. (повт. 4 р.).
3. «Птички клюют».
И. П. : ноги слегка расставить, руки за спину.
Присесть и указательными пальцами постучать по коленям,
выпрямиться. Приседая, говорить «клю-клю» (повт. 5 р.).
4. «Воробышки».
И. п. : то же* руки вниз. Подпрыгивать на 2-х ногах
на месте, чередуя с ходьбой на месте (повт. 2-3 р. по 8
подпрыгиваний).
НОЯБРЬ
с 1 -14 ноября
№ 5
1. «Погреем руки на солнышке».
И. п. : ноги слегка расставить, руки
за спину. Руки вперед, повернуть ладони вверх - вниз, сказать
«горячо» вернуться в и. п. : то же, руки вперед, ладони вверх,
сжимать и разжимать кисть. Сжимая, сказать «горячо».
2. «Часы бьют».
И. Г1,: стоя (сидя, ноги врозь, руки на пояс. Наклон
вперед, сказать «бум», выпрямиться (повт. 5 р.).
3. «Греемся на солнышке».
И. п. : лежа на спине, руки прижать к
полу - греем животики. Поворот на живот - греем спинки. Можно
погреть бочок (повт. 5 р.).
4. «Веселые ноги».
Ноги слегка расставить, руки вниз, 2-3
пружинки и 6-8 подпрыгиваний. Дыхание произвольное (повт. 2-3
р., чередуя с ходьбой на месте).
с 17 -28 ноября
№ 6
1. «Погреем руки на солнышке».
И. п. : ноги слегка расставить, руки
вниз. Руки вперед, повернуть ладонями вверх, вниз; сказать
«горячо», вернуться в и. п. То же, руки вперед, ладони вверх,
сжимать и разжимать кисть. Сжимая, сказать «горячо» (5 р.).
2. «Спрячь ладони».
И. п. : ноги врозь, руки в стороны, наклон
вперед, ладони на живот, сказать «нет», вернуться в и. п. (4 р.).
3
. «Киска».
И. п. : лежа на сине, ладони прижать к полу.
Повернуться на бок, подтянуть ноги к животу, руки под щеку -
киска спит, затем просыпается (5 р.).
4
. «Киска убежала».
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. Бег на
месте 8-12 с. (3 р. чередуя с ходьбой на месте).
ДЕКАБРЬ
с 1 - 12 декабря
№ 7
1. «Самолет».
И. п. : ноги слегка расставить, руки виз. Руки в
стороны - крылья самолета, вернуться в и. п. - улетел самолет (5 р.).
2. «Самолет выбирает место посадки».
Илт. : ноги врозь, руки в
стороны. Наклон вперед, поворот головы в одну. Другую сторону,
вернуться в и. п. (5 р.).
3. «Посадка».
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в
стороны, присесть - опуститься на землю, вернуться в и. п. позже
говорить «сели» (4 р.).
4. «Летчикам весело».
И. п. : то же, руки вниз. Слегка сгибать и
выпрямлять ноги, затем перейти на подпрыгивание. Повторить 2-3
раза по 6-8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой.
с 14-31 декабря
№ 8
1. «Покажем ладошки».
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину.
Руки вперед, ладони вверх, вернуться в и. п. - спрятали (5 р.).
2. «Косолапый мишка».
И. п. : ноги врозь. Руки в стороны.
Раскачиваться из стороны в сторону, приподнимая то одну, то
другую ногу. Дыхание произвольное (4 р.).
3. «Жук».
И. п. : лежа на спине, согнуть, приподнять ноги и руки,
сделать несколько движений ног и рук - жук проснулся, вернуться
в и. п. - жук уснул (5 р.).
4. «Жук проснулся».
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз.
Попеременное поднимание ног, переходящее в бег (3 р.).
ЯНВАРЬ
с 5 -16 января
№ 9
1. «Птички машут крыльями».
И. п. : ноги слегка расставить, руки за
спину. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью, опуская
руки, сказать «улетели» (5 р.).
2. «Колобок».
И. п. : лежа на спине. Повернуться на бок, живот.
Другой бок и опять на спину. Дыхание произвольное (3 р.).
3. «Посмотри на колени».
И. п. : сидя, ноги вместе, руки упор сбоку,
голову приподнять. Согнуть ноги, посмотреть на колени, вернуться
в и. п. Сгибая ноги, сказать «вижу» (5 р.).
4. «Веселые ноги».
И. п,: ноги слегка расставить, руки на пояс. 2-3
пружинки и 6-8 подпрыгиваний. Дыхание произвольное (2-3 р.)
чередуя с ходьбой на месте.
с 19-31 января
№ 10
1. «Качели».
И. п. : ноги слегка расставить, руки внизу. Раскачивать
одновременно руками вперед - назад. Упражнение выполнять с
большой амплитудой (2-3 остановки). Дыхание произвольное (3 р.).
2. «Ветер качает дерево».
И. п. : ноги врозь, руки за спину.
Покачивание (наклон) вправо - влево. Через 2-3 движения -
остановка (4 р.).
3
. «Мы топаем ногами».
И. п. : лежа на спине, ноги упор. 4-6 шагов,
высоко поднимая колени. Дыхание произвольное (4 р.).
4. «И похлопаем».
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину.
Ходьба, высоко поднимая колени и хлопая по бедрам. Дыхание
произвольное. 4 раза по 8-10 шагов.
ФЕВРАЛЬ
с 2-14 февраля
№ 11
1. «Бабочки».
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в
стороны - летят бабочки, руки за спину - крылья отдыхают. Позже
предлагать взмахнуть руками (5 р.).
2. «Посмотри назад».
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Поворот вправо,
посмотреть и выпрямиться. То же в другую сторону (3 р.).
3. «Киска».
И. п. : лежа на спине, руки произвольно. Повернуться на
бок, подтянуть ноги к животу, руки под щеку - киска спит, затем
просыпается (4 р.).
4. «Мячик».
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. Слегка сгибать
и выпрямлять ноги - мягкие мячики. 6-8 подпрыгиваний - прыгают
мячики (2-3 р.).
с 16-28 февраля
№ 12
1. «Шарик».
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Согнуть
руки, кисть в кулак, ближе ко рту и надувать шарик, развести в
стороны - надули, руки вверх (5 р.).
2. «Колобок».
И. п. : лежа на спине, руки вверх. Поворот на бок,
живот, другой бок и опять на спину (4 р.).
3. «Вперед и на место».
И,п. : ноги слегка расставить, руки за спину.
Правую (левую) ногу вперед на носках, вернуться в и. п. То же, в
сторону, назад (4 р.).
4. «Зайчик».
И. п. : ноги слегка расставить, руки согнуть перед
грудью. 3-4 раза сгибать и выпрямлять ноги, потом перейти на
подпрыгивание. 8-10 подпрыгиваний (3 р., чередуя с ходьбой на
месте).
МАРТ
с 1 -12 марта
№1
с флажками
1. «Покажи флажок»
. И. п. : ноги слегка расставить, флажок опущен.
Флажок вперед, сказать «вот», вернуться в и. п. (4 р.).
2. «Покажи флажок».
И. п. : ноги на ширине плеч, флажок вниз.
Флажок вперед, наклон, сказать «вот», опустить флажок,
выпрямиться (2 р.).
3. «Ногу через флажок».
И. п. : сидя, ноги врозь, флажок на полу
между ног, руки упор сзади, перенести через флажок правую ногу
(левую, вернуться в и. п. Голову не опускать (4 р.).
4. «Подпрыгивание».
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз.
Пружинки и 6-8 подпрыгиваний и встряхивание флажком (3 р.)
чередуя с ходьбой.
с 15-31 марта
№2
1. «Выше флаг».
И. п. : ноги слегка расставить, флажок опущен.
Флажок вверх, посмотреть и опустить, сказать «вниз» (3 р.).
2. «Показать и помахать».
И. п. : ноги на ширине плеч, флажок
назад. Флажок вперед, помахать, наклониться, выпрямиться,
помахать, опустить (2 р.).
3. «Не задень».
И. п. : сидя, ноги врозь, флажок на полу между ног,
руки упор сзади, поднять правую (левую) ногу, опустить, не задев
флажок (3 р.).
4. «Подпрыгивание».
И. п. : ноги слегка расставить, флажки на полу,
8-10 подпрыгиваний (3 р.) чередуя с ходьбой на месте, не задев
флажки.
АПРЕЛЬ
с 1 -16 апреля
№ 3
1. «Играем».
И. п. : ноги слегка расставить, флажок опущен.
Помахать, вернуться в и. п. (3 р.).
2. «Передай флажок».
И. п. : ноги врозь, флажок опущен. Помахать
над головой, переложить в др. руку, наклониться, переложить в др.
руку, вернуться в ил. (4 р.).
3. «Согни ноги».
И. п. : сидя, согнуть ноги, флажок на полу между
ног, согнуть ноги, выпрямить, не задевая флажка (5 р.).
4. «Флажкам весело».
И. п. : ноги слегка расставить, флажки
опущены. 6-8 подпрыгиваний со взмахом флажка (3 р.).
с 19-30 апреля
№ 4
1. «Помаши внизу».
И. п. : ноги слегка расставить, флажок вверх.
Опустить флажок вниз, помахать, поднять вверх (5 р.).
2. «Помаши внизу».
И. п. : ноги врозь, флажок за спиной. Наклон
вперед, помахать, сказать «вниз», спрятать флажок за спину, то же
в др. руку (5 р.).
3. «Ногу через флажок».
И. п. : сидя, ноги врозь, флажок на полу
между ног, руки упор сзади. Перенести через флажок правую ногу
(левую, вернуться в и. п. Голову не опускать (3 р.).
4. «Ногам и флажку весело».
И. п. : ноги слегка расставить, флажок
опущен. 6-8 подпрыгиваний и ходьба со взмахом флажка (3 р.).
МАЙ
с 5 -15 мая
с платочком
1. «Платочек вперед».
И. п. : ноги слегка расставить, платочек
опущен, держаться за верхнюю часть с боков. Платочек вперед,
опуская, сказать «вниз». То же, из и. п. платочек перед грудью (5 р.).
2. «Спрячемся».
И. п. : ноги врозь, платочек опущен. Наклон вперед,
платочек перед лицом - спрятались, опустить платочек,
выпрямиться (5 р.).
3. «Сесть и встать»
. И. п. : ноги слегка расставить, платочек на полу,
сесть на платочек, встать, сказать «сели» (4 р.).
4. «Подпрыгивание».
И. п. : ноги слегка расставить, платочек на
полу. 6-8 подпрыгиваний на месте и ходьба вокруг платочка или на
месте (3 р.).
с 17 -31 мая
1. «До свидания».
И. п. : ноги слегка расставить, платочек опущен.
Платочек вверх, помахать, посмотреть, опустить. После 2-3
повторов переложить платочек в др. руку (3 р.).
2. «На колени».
И. п. : ноги врозь, платочек вверх, наклон вперед,
платочек к коленям, вернуться в и. п. (4 р.).
3. «Не урони».
И. п. : сидя, платочек на коленях, руки упор сбоку.
Согнуть и выпрямить ноги. Голову не опускать (4 р.).
4. «Вокруг платочка».
И. п. : ноги слегка расставить, платочек на
полу. Подняться на носки, обойти вокруг платочка в одну и другую
сторону. Закончить обычной ходьбой и бегом друг за другом (3 р.).
Система использования дыхательных упражнений
на физкультурных занятиях утренней гимнастики
и физкультминутках для детей дошкольного возраста
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания
дошкольников.
В детском саду необходимо включение элементов дыхательной гимнастики в физкультурное занятие,
утреннюю гимнастику и физкультминутки. Все это позволяет:
повысить общий жизненный статус ребенка, сопротивляемость организма к простудным заболеваниям
развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы,
улучшать лимфо- и кровообращение в легких.
Дыхательные упражнения
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
В младшем и среднем дошкольном возрасте активно используются общеразвивающие упражнения для
рук, плечевого пояса и туловища в сочетании со звуковой гимнастикой: имитационные, образно-
подражательные упражнения.
Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные
упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5 раз) количеством повторений.
Во вводной и заключительной частях физкультурного занятия проводятся игровые упражнения
дыхательной гимнастики по 25 - 30 с.
Большинство упражнений в этом возрасте начинаются из исходного положения «стоя»; некоторые
упражнения для туловища - из положений «сидя», «лежа на спине», «стоя на четвереньках».
Упражнения из положения «стоя»
«Лови комара».
И. п. - встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопнуть в ладоши перед собой на
уровне лица (груди, над головой, сказать: «Хлоп!» Вернуться в и. п. - вдох.
«Помаши крыльями, как петух».
И. п. - встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в
стороны, затем, хлопая ими по бедрам, делать выдох и произносить: «Ку-ка-ре-ку!».
«Косарь».
И. п. - встать прямо, ноги врозь, слегка согнуты, руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак.
Поворачиваться направо и налево, подражая движениям косаря, делать размашистые движения руками и
произносить с выдохом: «Жух! Жух!».
«Дровосек»
. И. п. — встать прямо, широко расставив ноги, руки подняты над головой, пальцы сцеплены.
Наклоняться вперед, опуская руки между ногами, и произносить с выдохом: «Б-а-а-х-х! Б-а-а-х-х!».
«
Гуси шипят».
И. п. - встать прямо, ноги врозь, ступни параллельно, руки за спиной. Наклоняться
вперед, смотря вперед, вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш-ш». Возвратиться в и. п. - вдох.
«Часики».
И. п. - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Небольшой наклон в сторону, с
выходом сказать: «Тик - так». Возвратиться в и. п. - вдох. Тоже в другую сторону.
«Поиграй на трубе».
И. п. - встать прямо, ноги вместе, руки согнуты перед собой, как бы держа трубу.
Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и с выходом приговаривать: «Ту! Ту!
Ту!».
«
Вертушка»
. И. п. - встать прямо, расставив ноги на ширину плеч, руки опустить. Поворачиваться
направо и налево, свободно размахивая руками и произнося: «Х-р-р-р».
«Вырасти большим».
И. п. - встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки, подтянуться,
подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох, произнося: «У-х-х-х».
«Спрятались».
И. п. - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей
ступне, приложить палец к губам и произнести с длительным выдохом: «Т-с-с-с». Вернуться в и. п. - вдох.
«Лягушка прыгает». И. п. - встать прямо, ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, затем, наклоняя
туловище в сторону, сделать выдох, длительно произнося: «С-с-с-с». Одной рукой скользнуть вниз по ноге,
другую поднимать до подмышечной впадины. Вернуться в и. п. - вдох. Повторить в другую сторону.
Упражнения из положения «сидя», «лежа на спине»,
«стоя на четвереньках», «стоя на коленях»
«Гребцы».
И. п. - сесть, ноги врозь, руки согнуты в локтях. Наклониться вперед, коснуться руками
носков ног, выдохнуть, произнося: «У-х-х-х». Выпрямиться, слегка развести локти в стороны - вдох.
«Маятник».
И. п. - сидя на полу, ноги скрещены, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо и влево,
повторяя: «Так - так».
«Прижми колени».
И. п. - сидя на полу, ноги скрещены, руки вверх. Подтянуть колени к груди,
обхватить их руками и произнести на выдохе: «Вот». Вернуться в и. п. - вдох.
«Кошечка».
И. п. - стоя на четвереньках. Поднять голову, прогнуть спину - вдох. Опустить голову,
выгнуть спину, сказать: «Ф-р-р-р» («Ш-ш-ш») - и выдохнуть.
«Мотор».
И. п. - стоя на коленях, руки согнуть перед грудью. Выполнять вращение согнутых рук,
произнося: «Р-р-р-р». Возвратиться в и. п. - вдох.
«Мишка спит».
И. п. - лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Согнуть ноги, повернуться
на бок, произнести на выдохе: «У-х-х-х». Вернуться в и. п.
Игровые упражнения
«Поезд».
Дети - «вагончики» встают в колонну за воспитателем - «паровозом». Поезд движется, дети
двигают попеременно согнутыми руками и произносят: «Чух - Чух».
Чух - чух, чух - чух
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит,
«Тороплюсь!» - гудит.
«Тороплюсь!» Тороплюсь,
Тороплю - у-у-сь.
Повторяется в течение 25 - 30 с.
«Заблудился».
Одна часть детей изображает деревья, другая - детей, заблудившихся в лесу. Они ходят
между деревьями, останавливаются, складывают руки рупором и на выдохе громко произносят: «А-у-у-у-у! А-
у-у-у!».
«Гуси летят».
Дети медленно ходят по залу, поднимая руки в стороны, делают вдох с выдохом, опуская
их, и произносят: «Г-у-у-у! Г-у-у-у!».
«Собираем цветы».
Дети ходят по залу, ищут и собирают заранее разложенные цветы. Воспитатель
предлагает понюхать ароматные цветочки. Слегка наклоняя голову, дети делают вдох через нос (сильный,
выдох ртом, произнося: «А-а-а-а».
«Подуй на одуванчик».
Дети собирают одуванчики, вдохнув, слегка наклоняются и долго выдыхают,
стараясь сдуть все параппотики с одуванчика.
«Сдуй снежинку».
Дети ищут заранее разложенные, сделанные из бумаги снежинки. Кладут их на
ладошку. Вдохнув слегка, наклоняются и, выдыхая, стараются сдуть снежинку.
«Пузырь».
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют круг, становятся близко друг к другу,
затем говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Одновременно с этим дети расходятся в стороны, увеличивая круг, держатся за руки до тех пор, пока
воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь». На выдохе дети сходятся к центру, произнося: «Ш-ш-ш-ш».
Упражнения на нормализацию дыхания
На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, требующей усиленного
притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких на занятиях необходимо
вводить дыхательные упражнения, способствующие нормализации дыхания, особенно после бега и прыжков.
«Обними себя».
И. п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны и отведены назад, ладони вперед, пальцы
врозь. Руки скрестить на груди, кистями хлопнуть по лопаткам, одновременно сделать выдох. Вернуться в и. п.
- вдох.
«Сдуем снег (пыль) с обуви».
И. п. - ноги на ширине плеч, руки вверх - в стороны.
Опускаясь на ступню, наклониться вперед, руки через стороны скрестить перед грудью с громким
выдохом. Оставаясь в наклоне, плавно скрещивая и разводя руки, закончить выдох. Плавно выпрямиться,
делая спокойный вдох, и принять и. п.