Наталья Зыкова
Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики с массажными мячами
▼ Скачать + Заказать документы
в коррекции речевых нарушений
Из опыта работы учителя-логопеда
МБДОУ «Детский сад №117» г. Курска
Зыковой Н. В.
Курск 2019
Публикация «Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики с массажными мячами» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Мелкая моторика
- Мяч, мячик
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка. Известно: чем выше двигательная активность детей, тем интенсивней развивается их речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи.
Для развития мелкой моторики, речи и внимания воспитатели и педагоги ДОУ часто используют пальчиковую гимнастику. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции. В игровой форме дошкольники с ОВЗ лучше усваивают сложные для них пространственные понятия («выше», «ниже», «право», «лево», разучивают счет.
В Китае ещё в древности были распространены упражнения с металлическими шарами, в Японии – с грецкими орехами. Мы с детства помним «Сороку-Белобоку», «Ладушки» и др.
Пальчиковые игры и упражнения – эффективное средство для развития мелкой моторики и речи в единстве и взаимосвязи. В настоящее время придумано множество стихов, появилось разнообразие атрибутов для пальчиковой гимнастики и игр. Очень полезны в таких играх массажные мячи.
Цель их использования в логопедической практике – это, конечно, коррекция речевых нарушений.
Упражнения с такими мячами просты и эффективны. При перекатывании мяча имеющиеся на его поверхности шипы воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Проведение пальчиковой гимнастики с использованием массажных мячей и одновременным проговариванием стихотворений даёт возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Пальчиковая гимнастика с массажными мячами позволяет решать следующие задачи:
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
• Нормализовать мышечный тонус и стимулировать речевые зоны в коре головного мозга.
• Повышать речевую активность детей с ОВЗ, имеющих нарушения речи.
• Закреплять лексический материал по изучаемой теме.
• Развивать ловкость и быстроту реакции.
Ритм речи, особенно ритм стихов, чистоговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Постепенно движения с массажными мячами становятся более уверенными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. А произнесение речевого материала и одновременная манипуляция яркими разноцветными мячами способствует положительному эмоциональному настрою.
Подобные игровые приёмы целесообразно использовать в коррекционной работе с детьми с ОВЗ как дошкольного возраста (и в непосредственно образовательной деятельности, и любых режимных моментах, так и с младшими школьниками, имеющими речевые нарушения (при проведении физкультминуток). Кроме того упражнения с массажными мячами могут использовать не только учителя-логопеды, но и все специалисты, работающие с детьми: воспитатели ДОУ, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, ПДО по ритмике, ПДО по ИЗО, учителя начальных классов.
Массажные мячи можно использовать на любых этапах фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности:
- организационный момент;
- дидактические игры и упражнения;
- физкультминутки;
- итог занятия (в качестве релаксации и рефлексии).
Во всех видах логопедической работы:
• артикуляционная гимнастика;
• автоматизация звуков;
• развитие лексико-грамматических категорий;
• развитие фонематического слуха и восприятия;
• звуковой анализ и синтез слов;
• закрепление навыка употребления предлогов;
• совершенствование пространственных навыков, ориентировки в схеме тела;
• развитие памяти, внимания и т. д.
Использование массажных мячей при коррекции речевых нарушений способствует:
• Отвлечению внимания ребёнка с ОВЗ от речевого дефекта.
• Развитию положительного эмоционального настроя у детей.
• Повышению интереса к занятиям.
Для проведения пальчиковой гимнастики, массажа кистей рук используются маленькие мячи диаметром от 5 до 10 см. Чем старше ребёнок, тем меньшего диаметра используются мячи.
Основные упражнения с мячом :
1-2 – раскатывание мяча прямыми и круговыми движениями.
3,5 – прокручивание мяча пальцами к себе и от себя.
4,7 – сжимание мяча пальцами и ладошками.
6 – подбрасывание мяча.
8 – перекатывание мяча с руки на руку.
Главный принцип при выполнении упражнений и разучивании стихов «От простого к сложному». Сначала ребёнок повторяет только движения за педагогом, затем произносит последнее слово в каждой строке, потом – два последних слова и, наконец, всю строку.
Подобранный мной речевой материал систематизирован по лексическим темам и собран в комплекс упражнений «Приключения Ежа». Это очень удобно для его применения в различных видах детской деятельности воспитателями и специалистами ДОУ. Стихотворения набраны крупным шрифтом. Что позволяет детям старшего возраста, уже умеющим читать, самостоятельно играть в группе во второй половине дня.
Описания движений к каждому стихотворению не включены намеренно, для того чтобы их выбрал сам педагог в зависимости от возраста ребёнка и уровня развития его мелкой моторики.