Елена Гольцова
Комплекс пальчиковых игр для развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей —на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли».В. А. СухомлинскийОчень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действи-тельно, рука имеет большое "представитель-ство" в коре головного мозга, поэтому пальчи-ковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Дети раннего возраста от-личаются повышенной эмоциональной впе-чатлительностью, внушаемостью. Сосредото-чение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Ма-лышам приемлемы небольшие по времени за-нятия, игры, сопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм. Пальчиковые игры очень полезны малы-шам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой мотори-ки стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быст-ро учатся писать, рисовать, обладают хоро-шей памятью. Если у ребенка ловкие и по-движные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. С помощью игр можно в интересной фор-ме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких дви-жений, необходимых в рисовании, а в буду-щем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интони-рованием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие ре-чи, но и наее выразительность, формирова-ние творческих способностей. Комплекс пальчиковых игр позволяет пе-дагогу подобрать игру соответственно тема-тическому плану, а такжезакрепить и расши-рить знания ребенка; развить его познава-тельный интерес, любознательность, мелкую моторику рук. 1. «Пальчики здороваются» Цель:развивать движения кистей и паль-цев рук. Ход игры: Кончиком большого пальца пра-вой руки поочерёдно касаться кончиков ука-зательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. Я здороваюсь везде –Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорюЯ соседней курице. Повстречал ежонка ё ж:«Здравствуй, братец! Как живешь?»2. «Человечек» Цель:развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учитьподражать движениям взрослого. Ход игры:Предложите малышам поиграть. -Посмотрите, какой у меня человечек. Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол-Человечек пошел погулять. Покажите, как шагает человечек. Топ-топ-топ –топают ножки. Человечек идет по дорожке. Предложите детям повторить движения. 3. «Мы топали» Цель:развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учитьподражать дви-жениям взрослого.
Публикация «Комплекс пальчиковых игр для развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ход игры:Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом. Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:Мы топали, мы топали,До тополя дотопали,До тополя дотопали,И ножки все оттопали!Слушая стихотворение, дети поочередно хлопаютправой и левой ладонями по столу (или по коленкам).Предложите малышам продолжить «про-гулку». Но теперь нужно двигатьсябыстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читатьбыстрее).4. «Ладушки –ладушки» Цель:развивать ощущение собственных движений. Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождаядействия стихотворным текстом. Ладушки –ладушки!Пекла бабка оладушки. Маслом поливала,Детушкам давала. Хороши оладушкиУ нашей милой бабушки!5. «Бумажный мячик» Цель:Развивать моторику обеих рук. Ход игры:ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажныймячик (нагрузка даётся попеременно на каждую ру-ку).Кистью руки отталкивать мячикПерекатывать мячик по столу. 6. Пальчик о пальчик» Цель: развивать движения кистей и паль-цев рук. Ход занятия: стучат пальчиком о паль-чик,хлопают в ладоши, топают ножка-ми,закрыть лицо руками. Повторить 2 разаПальчик о пальчик тук да тукХлопай, хлопай, хлопайНожками топай, топайСпрятались, спряталисьПальчик о пальчик тук да тук. 7. «Вышли пальчики гулять» Цель:развивать движения кистей рук, учить подражать движениямвзрослого. Ход игры:Предложите детям сжать паль-цы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движе-ния.) Раз, два, три, четыре, пять –(Поочередно разогните пальцы, начиная сбольшого.) Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.) Раз, два, три, четыре, пять –(Поочередно сожмите пальцы в кулак,начиная с мизинца.) В домик спрятались опять. Повторите игру с пальцами другой руки. 8. «Клювики» Цель:приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенноопределенных дви-жений. Ход игры:Под чтение стихотворения ре-бенок пальчиками, сложенными «клювика-ми»«клюет» бумажные шарики. Мы на ярмарке бывалиИ колечки увидали:Это -Гале, это -Нине,Это –Тане, это –Лине,Ну а это –для Настюши. Все подарки вез Петруша!9. «1,2,3,4,5 вышли в садик погулять» Цель:развивать движения кистей и паль-цев рук. Ход игры:пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на поду-шечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движениянадругой руке. Раз, два, три, четыре, пять –Вышли в садик погулять. Ходим –ходим мы по лугу. Там цветы растут по кругу. Лепесточков ровно пять,Можно взять и посчитать. 10. «Сидит белка на тележке» Цель:развивать моторику обеих рук. Ход игры: дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца : большой палец, указатель-ный палец, средний палец, безымянный, ми-зинец. Сидит белка на тележке,Продаё т она орешки:Лисичке-сестричке
Воробью,Синичке,Мишке толстопятому. Заиньке усатому. 11. «Капуста» Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук. Ход игры: движения прямыми ладонями вверх, вниз; поочерёдное поглаживание по-душечек пальцев; потирать кулачок о кула-чок; сжимать и разжимать кулачки. Мы капусту рубим, рубим,Мы капусту солим, солим,Мы капусту трём, трём,Мы капусту жмем, жмём. 12. «На работу» Цель:активизировать движения пальцев рук. Ход игры: Сжать пальцы в кулачок. По-очерёдно разгибать их, начиная с большого; со слов «Встали братцы все.» -широко рас-ставить пальцы в стороны. Большой палец встал один. Указательный -за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все –«Ура!»13. «Паучок» Цель:развивать движения кистей и паль-цев рук, Ход игры:Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по пле-чу другой руки; кисти свободно опущены, выполняют стряхивающеедвижение (дож-дик).Хлопок ладонями по столу/коленям; ла-дони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцырастопырены, качают руками; солнце светит; действия аналогичны перво-начальным-«Паучки» ползают по головеПаучок ходил по ветке,А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил,Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать,Паучок ползёт опять,А за ним ползут все детки,Чтобы погулять по ветке. 14.«Шалун» Цель: развивать движения кистей и паль-цев рукХод игры : На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговари-ванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать. Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей кормила:Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала,А этому не дала. Он много шалил. Свою тарелку разбил. 15. «Лягушка –попрыгушка» Цель:развивать движения кистей и паль-цев рукХод игры :Лягушка –попрыгушка (смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты)Глазки на макушке (большой палец вы-полняет функцию нижней челюсти,А все её слова –(которые то раскрывают-ся, то закрываются)Только «Ква!» да «Ква!».А щёки раздуваетИ рот свой разевает,Чтоб комары и мушки (одной рукой про-должаем изображать рот лягушки)Летели в рот лягушке. (а пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот»)Библиографический список1. Пальчиковые игры для детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maminpapin.ru/palchikovie-igri-v-kartinkax-i-v-stixax/ свободный (дата обращения 15.09.1019) 2. Александра Стефанько «Наши пальчики играют» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/palchikovye-igry-dlja-malyshei-ot-1-do-3-let.html свободный(15.09.1019)