Елена Петровна Бойко
Консультация для логопедов «Комплекс нетрадиционных упражнений артикуляционной гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Держи крепче». Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку) на языке, языком на губе, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.
Артикуляционная гимнастика с соломкой
«Трубочка». Положить палочку на середину языка ребенка и попросите поднять его боковые края.
Темочки:
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
«Хоботок». Ребенку предлагается удержать соломинку между губами и носом, губы вытянуты в хоботок.
«Лопатка», «Ложка на тарелке». Кладем палочку на широкий распластанный язык ребенку и предлагаем удержать ее.
«Качели». Удержать соломинку, зажатую между языком и верхней губой, языком и нижней губой. Язык не касается зубов.
Артикуляционная гимнастика с сушкой
«Улыбочка». Предлагается ребенку сжать сушку губами (губы в улыбке) и удерживай её 5-10 секунд.
«Заборчик». Сжать сушку зубами и удерживай её 5-10 секунд.
«Иголочка». Подвешиваем сушку на высунутый язык ребенка и просим удержать под счет (до 5 – 10).
«Бусинки». Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим ребёнка губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.
Артикуляционная гимнастика с воздушным рисом.
«Рыбалка». Посыпаем липкую тарелку воздушным рисом. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а рис – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.
«Чашечка». Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку воздушный рис, удерживать по 5 – 8 сек.
«Сладкий футбол». Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т. д.
«Сладкая зарядка». Артикуляционная гимнастика с чупа-чупсом
«Змейка». Чупа-чупс помещаем над верхней губой ребенка, просим выполнить движения языком по конфете вперед-назад (7-10 движений).
«Хоботок». Сжимать чупа-чупс губами и удержать 5-10 секунд.
«Чашечка». Просим ребенка приоткрыть рот, губы развести в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
«Грибок». Просим ребенка поднять широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом язык «грибок» к небу.
«Часики». Просим ребенка кончиком языка достать чупа-чупс, возле одной щеки, затем возле другой.
«Заведи мотор». Ребенок выполняет упражнение «Дятел», а в этот момент создается вибрацию кончика языка при помощи чупа-чупса.
Артикуляционная гимнастика с вареньем.
«Вкусное варенье». Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ (с верхней губы, по кругу).
«Стрелочки». Взрослый намазывает ребёнку губы вареньем в четырёх направлениях (вверх, вниз, правый, левый угол рта). Ребёнок слизывает варенье по часовой стрелке.
«Маляр». Наносим ребенку варенье на верхнее небо, просим слизать его кончиком языка, движениями к горлышку и обратно.
«Киска». Смазываем поверхность тарелки вареньем, просим ребёнка слизать варенье кончиком языка.
Облизывать варенье, сгущенку с блюдца, с печенья, с сухаря и т. д.
«Красивое печенье». Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.
«Кто дальше?», «Попади в блюдце». Сплевывание с кончика языка изюма, гороха, кукурузы и т. д.
«Тьфу». На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.
«Кусачки». Ребёнку даём мягкий кусок хлеба или печенье и просим его быстро покусать зубами, а затем губами.
«Зубная фея». Чистим зубной щёткой зубы, массируем язык, щёки». «Жевательная резинка». Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. «Жевательная конфета». Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, отрабатывается произвольный подъём языка вверх.
«Чашечка». Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, сок, холодный чай, а затем проглатывать её.