Папки-передвижки

Комплекс коррекционно-развивающих игр

Дарья Коньякова
Комплекс коррекционно-развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы

Комплекс коррекционно-развивающих игр

 

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям.

На каждом занятии с детьми обязательно проводились физкультминутки и пальчиковые игры. Поскольку дошкольники имеют различные психологические особенности, большой акцент в системе работы уделялся потенциальным возможностям каждого ребенка, а также осуществлялся индивидуальный подход к обучению детей.

 Работа с педагогическим коллективом

Название мероприятия

Цель

Методы и приемы

Форма проведения

«Эффективные методы развития мышления дошкольников»

Публикация «Комплекс коррекционно-развивающих игр» размещена в разделах

Определить наиболее эффективные методы и формы развития мышления дошкольников

Сообщение, беседа, рекомендации

Педагогический совет

Работа с родителями

Название мероприятия

Цель

Методы и приемы

Форма проведения

«Как развивать мышление ребенка»

Определить способы и приемы, с помощью которых можно развить мышление ребенка

Сообщение, рекомендации, беседа

Родительское собрание

Рекомендации для педагогов по развитию мышления дошкольников.

1. Для формирования наглядно-образного мышления используйте следующие игры: «Ну-ка отгадай!», «Картинки-загадки», «Парные картинки», «Определим игрушку», «Лишняя игрушка» и др.

2. Стимулируйте и направляйте ход рассуждений. Высокий уровень мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.) дает возможность понять сущность предметов и явлений.

3. Учитывайте индивидуальные особенности дошкольников.

4. Для формирования логического мышления можно использовать следующие игры: «Составление предложений», «Поиск общего», «Исключение лишнего слова», «Поиск аналогов», «Поиск «противоположных» предметов» и др.

5. Для того, чтобы правильно пользоваться операциями сравнения и противопоставления, обобщения и классификации, соблюдайте следующие правила:

- выделять существенные признаки предмета, явления;- выделяют несущественные признаки предмета, явления;

- объяснить, как они разграничиваются при нахождении главного существенного признака;

- абстрагироваться, отвлекаться от несущественных признаков и подвести понятие предмета, явления под общую категорию.

6. Развивайте пытливость дошкольников, формируйте у них потребность самостоятельно ставить вопросы и находить ответы на них.

7. Чаще ставьте детей в проблемную ситуацию.

 Рекомендации родителям по развитию мышления ребёнка

Учите сравнивать пары предметов или явления – находить сходство и различия между ними;

- изучайте классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

- находите «лишние» слова или изображения, не связанные общим признаком с остальными;

- разрезные картинки;

- последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

- осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

- задания на сообразительность, логические рассуждения.

Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

Развитие мышления посредством дидактических игр

Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности — игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие мышления ребенка. Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.

Мышление - это процесс  отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного. Человеческое мышление - это речевое мышление. Мысль заключена в смысловом содержании слова.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что, в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный (период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики.  )для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.

4-5ЛЕТ дети не в состоянии еще воспринимать, оценивать и делать определенные выводы о себе на основе информации об успешности их деятельности независимо от того, является эта информация качественной или количественной. Они не способны корректировать свои действия и суждения на основе сведений, получаемых от других людей.

У детей более старшего возраста информация об устойчивости или изменчивости их достижений, получаемая со стороны, оказывается более полезной в прогнозах собственных успехов и неудач.

Например, при объективной вероятности успеха, равной 50%, дети до возраста 4,5 года, как правило, на 100% уверены в своем успехе. Признаки сомнения начинают появляться лишь у более старших по возрасту детей. В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами (в ограниченных, разумеется, пределах) при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления.

В процессе воспитания происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Между ребенком и окружающими людьми возникают многообразные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

Различным формам  сюжетных игр соответствуют разные способы  построения игры. Н. Я. Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа:

- развертывание и обозначение условных предметных действий;

- ролевое поведение – обозначение и реализация условной игровой позиции;

- сюжетосложение – развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

Развитие игровой деятельности детей идет от образно-ролевых игр к играм-фантазированию, причем каждая новая форма игры зарождается в рамках предыдущей. Не существует четких возрастных границ при переходе от одного способа построения игры к другому. Можно лишь примерно определить момент, когда следует начинать формировать тот или иной способ:

-  примерно-действенный - к 1,5 годам;

-  ролевой - к 2,5-3 годам;                                             

- сюжетосложение - к  5 годам.

Представим эти данные в виде таблицы 1.1.

Дидактические игры

Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует, расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Содержание дидактической игры определено программой воспитания в детском саду в разделе «Ознакомление с окружающим и родной язык» и в других разделах:

- знания  о предметах, их назначении   и   качествах;

- знания о разных видах труда и его роли в жизни людей;

- знания о природных предметах и явлениях, временах года;

-  пространственные ориентировки.

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало. Например, в игре «Узнай, что в мешочке» замысел игры заключается в том, чтобы, ощупав рукою игрушки, находящиеся в цветном мешочке, ребенок назвал их

Ориентировка в пространстве с помощью игр 3-4 года

Конец формы

 

Ориентировка в пространстве - основа пространственного мышления (звуковой анализ слова, математика, химия, физика как минимум, а если посмотреть шире - основа способности выживать и адаптироваться. Особенно эффективно ориентировка в пространстве может быть развита в детстве.

Виды пространственной ориентировки:

1. ориентировка в схеме тела,

2. ориентировка в пространстве,

3. ориентировка на плоскости.

Ориентировке в схеме тела можно учить рано. Самая простая ориентировка - "покажи глазки, ушки" и так далее - уже в раннем возрасте. В 3-4 года с малышом можно осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве. Самое простое - "вверху-внизу", "впереди-позади" и, менее очевидное, "справа-слева".

4-5 ЛЕТ ребёнок осваивает ориентировку в пространстве, соотнося предметы и стороны корпуса: вверху - где голова, внизу - где ноги. Ребёнок сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с ребёнком правую и левую стороны тела. Если малышу трудно запомнить это, то надо создать какие-то "якоря".

Очень важно для ребенка уметь ориентироваться в окружающем его пространстве. Взрослый может помочь ему в этом, развивая у ребенка пространственное мышление.

Ребенка 3 - 4 лет нужно учить различать пространстенные представления, связанные со своим телом (знать правую и левую руку, а также ориентироваться в пространстве (позади, впереди, вверх, вниз).

В 4 - 5 лет ребенок продолжает осваивать пространственное расположение предметов относительно себя.

В 5 - 6 лет ребенок уже должен определять местоположение одних предметов относительно других., познакомить ребенка с относительностью пространственных направлений. Спросить: " Где находится игрушка от тебя? Справа. А от меня слева. Почему? Потому что мы занимаем разное положение. Если я встану, как ты, - от меня будет справа".

Публикации по теме:

«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях Пособие состоит из маленького фонарика и шёлковой юбочки оранжевого цвета. Юбочка должна быть достаточно длинной для того, чтобы полностью.

Елочка для развивающих игр младших дошкольниковЕлочка для развивающих игр младших дошкольников Идею по созданию такой елочки я подсмотрела у Фильчаковой Татьяны http://www.maam.ru/users/1247023. Выражаю ей свою благодарность. Елочка.

Фланелеграф — полезное приспособление для развивающих занятий и игрФланелеграф — полезное приспособление для развивающих занятий и игр Слово фланеграф знакомо многим, но не все могут представить широкие возможности данного предмета. Это очень полезное приспособление для.

Фотоотчет «Комплекс интерактивных развивающих игр «Волшебная поляна»Фотоотчет «Комплекс интерактивных развивающих игр «Волшебная поляна» Хочу поделиться с коллегами, как увлекательно,познавательно работать с детьми с помощью интерактивно-развивающих игр «Волшебная поляна».

Картотека развивающих игр по теме «Город. Транспорт. Дорога»Картотека развивающих игр по теме «Город. Транспорт. Дорога» Не секрет, что очень важно научить ребенка выполнять правила безопасного поведения на дороге, в городе. Чтобы этому научить, ребенок должен.

Коррекционно-развивающий комплекс игр «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе с ОВЗКоррекционно-развивающий комплекс игр «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе с ОВЗ Коррекционно-развивающие задачи: • Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Посуда»; • совершенствовать грамматический.

Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 3Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 3 И, снова, здравствуйте, мои уважаемые коллеги МААМовцы! В третьей и заключительной части публикации я хотела бы предложить вам ознакомиться.

Сидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Лягушка» для детей среднего возрастаСидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Лягушка» для детей среднего возраста Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, напоминайте ребенку делать по утрам гимнастику. Гимнастика полезна для.

Сидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Веселые ребята» для детей среднего возраста Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, напоминайте ребенку делать по утрам гимнастику. Если есть возможность,.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Комплекс коррекционно-развивающих игр
Опубликовано: 26 мая 2020 в 19:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс коррекционно-развивающих игр» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Коньякова (УИ 968947) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД