Ольга Стрельникова
Консультация «Компетентность педагога в общении с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Как большинство случаев выглядит взаимодействие родителей дошкольников с педагогами? Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, а вечером уводят их домой. И если текущие вопросы, связанные с успехами ребенка или испытываемыми им затруднениями, воспитатели и родители иногда обсуждают, то беседы в рамках систематического разностороннего психолого-педагогического просвещения родителей являются большой редкостью. Такая ситуация обусловлена целым рядом факторов: высокая степень занятости родителей; непонимание значимости информации, предоставляемой воспитателем; представление родителей о том, что воспитывать можно опираясь только на интуицию; отсутствие доверительных отношений между воспитателем и родителями; затруднения педагогов в организации общения с родителями и пр.
Публикация «Консультация „Компетентность педагога в общении с родителями“» размещена в разделах
Между тем родители дошкольников остро нуждаются в педагогических и психологических знаниях, включающих вопросы формирования познавательных интересов ребенка на основе учета индивидуальных склонностей; его социальной адаптированности; осознания ценности здорового образа жизни; социально - нравственного воспитания др. Приоритет семейного воспитания признается государством, в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18п. 1) сказано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
Ведущими факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая и психологическая образованность, культура родителей, их умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания. Трудно поспорить с этими утверждениями, однако, нельзя не заменить, что полноценное развитие дошкольников возможно при условии оказания психолого - педагогической поддержки родителей. Не подлежит сомнению то, что психолого - педагогические знания лежат в основе успешного воспитания; позволяют родителям справляться с педагогическими задачами; дают вероятность по новому взглянуть на свои возможности как воспитателя, включить в свой педагогический арсенал эффективные подходы и способы взаимодействия с ребенком.
Поскольку педагоги и родители решают единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, то взаимоотношения семьи и образовательного учреждения должны складываться на основе сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Наиболее эффективным взаимодействие семьи и дошкольного учреждения будет при условии, когда оно строится на сознании и необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Оно предъявляет каждый из сторон определенные требования.
Какова роль детского сада в построении системы эффективных взаимоотношений с родителями дошкольников? На наш взгляд, задачей образовательного учреждения является определение путей и новых форм продуктивного взаимодействия с родителями, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им расширить круг их психолого - педагогических знаний, оказать помощь в понимании своеобразия развития личности ребенка, формировать у них осознанное критическое отношение к своей воспитательной деятельности.
Ведущая роль в организации взаимодействия с родителями дошкольников принадлежит воспитателю. От него зависит установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; создание атмосферы взаимопонимания; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Успешное решение воспитателем вышеперечисленных задач требует от него владения определенным набором качеств, являющихся составной частью профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Профессиональная компетентность педагога – интегративное, многокомпонентное явление, показатель профессионализма и мастерства.
Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также наличие устойчивой системы ценностных ориентаций, владение знаниями о семье, психолого-педагогическими знаниями, навыками организации общения с родителями. Основой же профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников являются такие профессионально значимые качества - как гуманистическая направленность, эмпатичность, рефлективность, эмоциональная устойчивость и педагогическая гибкость.
Педагогическая эмпатия проявляется в умении педагога мысленно поставить себя на место родителя дошкольника, проникнуться его психическим состоянием, понять, проявить сочувствие. Достижение высокого уровня эмпатийности, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия отношения с людьми, т. е. если у него развита рефлексия. Рефлективность находится в тесной связи с эмпатичностью, эмоциональной устойчивостью и гибкостью педагога, что в совокупности обеспечивает активный поиск новых видов взаимодействия, эффективного решения проблем, связанных с воспитанием дошкольников и общением с родителями.
Анализ исследований и собственный опыт позволяют выделить критерии для определения уровня профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников :
• признание роли родителей в воспитании детей как полноценных партнеров;
• стремление к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им психолого-педагогической помощи в вопросах воспитания дошкольников;
• проявление внимания, заинтересованности, выдержки, тактичности;
• владение профессиональными знаниями о специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
• понимание истинных запросов родителей при организации общения с ними;
• умение планировать беседы, подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активации родителей;
• высокий уровень развития коммуникативных навыков;
• устойчивая потребность в совершенствовании в сфере общения с родителями и в профессиональной деятельности в целом.
Важными задачами общения детского сада с семьей являются следующие; раскрыть перед родителями важные стороны развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства; дать родителям информацию; поддерживать их интерес в ее получении.
Среди положительно зарекомендовавших себя форм взаимодействия с родителями дошкольников, можно выделить проект на тему «Здоровое питание детей в детском саду».
Правильное питание играет огромную роль в жизни человека. Но особое значение имеет оно имеет в период развития и роста. Суточные наборы продуктов, разработанные ведущими специалистами в области детского питания, предусмотрены в организациях детских коллективах (яслях, садах и др.). В них учтены физиологические потребности детского организма в основных пищевых веществах, химический состав и биологическая ценность различных продуктов. И организации питания детей дошкольного возраста большое значение имеет не только использование всего набора продуктов, но и выбор блюд, их правильная кулинарная обработка, высокие вкусовые качества, привлекательный внешний вид.
Одним из вопросов, который наиболее часто задают родители, забирая детей из детского сада, является: «Что ты сегодня кушал? Как поел?». Известно что каждая семья имеет свои особенности питания в домашних условиях, поэтому ребенок посещая детский сад, не всегда воспринимает блюда, приготовленные в детском саду. Перед нами стояла задача ознакомить родителей с меню детского сада, отличающимся разнообразием, полезностью и вкусом.
Работа с родителями включает в себя беседы, консультации, ответы на вопросы анкеты, встречи на дне открытых дверей, видеосъемку режимных моментов (завтрак, обед, ужин, семинары на которых освещаются вопросы рациональной организации питания дошкольников в детском аду и в домашних условиях, обсуждаются вопросы, связанные с утренним отсутствием аппетита у ребенка, учетом темперамента ребенка при кормлении и др.
В детском саду было организованно заседание семейного клуба на тему «Питание детей в детском саду», на котором родителям в интересной форме были представлены выставка «Вкусно и полезно», состоящая из кулинарных рецептов блюд по меню детского сада и блюд, приготовленных родителями.
Родители имели возможность попробовать (блюда, приготовленных родителями, что питание в детском саду, является оптимальным для детей дошкольного возраста. Многие из них разнообразили домашнее меню, которое стало включать блюда детского сада. Это привело к тому, что дети стали лучше кушать в дошкольном учреждении и дома.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников, приносит положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно- образовательном процессе важно, прежде всего, для развития их собственного ребенка.