Бэлла Вербицкая
Программа социального партнёрства с семьёй в процессе музыкального развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1: Титульный.
Слайд № 2: Семья это самое главное для ребёнка, это фундамент дальнейшего развития будущего человека. Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры…
Публикация «Программа социального партнёрства с семьёй в процессе музыкального развития дошкольника» размещена в разделах
Если в семье любят и понимают музыку, то и ребёнок будет любить и понимать её. У каждой семьи есть свои музыкальные предпочтения и вкусы. Если в семье любят петь народные песни, то и дети обязательно будут их исполнять, а потом передавать своим детям.
Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Слайд № 3: Актуальность проблемы работы с родителями состоит в том, что детский сад – это первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и с которого начинается их систематическое педагогическое просвещение.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся
непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.
Слайд № 4: Ежегодно в ДОУ проводится мониторинговое исследование, целью которого является выяснение о наличии музыкальной культуры родителей, их осведомлённость о музыкальном развитии детей, выявление тенденций в их музыкальных предпочтениях, их желаниях и стремление к сотрудничеству.
Слайд № 5: Целью программы является сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.
Задачи программы :
• Раскрытие перед родителями важных сторон музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства.
• Формирование общей культуры личности родителей и детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности и ответственности;
• Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека
семьи, общества;
• Реализация разнообразных форм дифференцированной работы с родителями для поддержки интереса к жизни детей в ДОУ;
• Содействие в приобретении родителями опыта, социальной активности, реализации совместных проектов;
• Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Слайд № 6: Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Слайд № 7: Формы работы взаимодействия с семьёй :
1. Анкетирование родителей. ( для того чтобы выявить:)
• уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,
• определить запросы на музыкальное воспитание,
• готовность родителей к сотрудничеству,
• провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.
2. Открытые музыкальные занятия).
Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области
3. Мастер-классы, занятия-практикумы.
1) приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, распевания);
2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра.).
4. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации, музыкальные фотовыставки и конкурсы.
- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- Разучивание стихов, песен, танцев, отдельных номеров, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита, изготовление сюрпризов и подарков;
- Помощь в оформлении помещения;
- Участие в КВН, в местных и районных конкурсах, выставках, экскурсиях.
Участие в мероприятиях, способствующих социальной адаптации детей в обществе. Например, экскурсии в музей, дом творчества, в детскую библиотеку. Выступления на творческих конкурсах во дворце культуры, в спортивных мероприятиях ФОК.
- Совместное посещение театров, концертов, экскурсий.
- Участие в конференциях по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада;
5. Информационно - музыкальный стенд для родителей.
Он содержит информацию, касающуюся:
- Годового плана и сроков реализации групповых и общедетсадовских праздников и развлечений;
- Статей о значимости музыкального воспитания детей;
- Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;
- Музыкальные игры, которые можно делать в домашних условиях;
- Статей об особенностях эмоционального мира дошкольника;
- Объявлений о проведении мероприятий,
- О музыкальном репертуаре используемом на музыкальных занятиях.
6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.
7. Родительские собрания («круглый» стол, дискуссия).
Слайд № 8: Для обеспечения качества музыкального образования детей дошкольного возраста необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда как в детском саду, так и дома. Среда – это атмосфера, в которой дышит, живёт и развивается ребёнок. Она становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное наполнение повседневной, прежде всего, жизнедеятельности детей. Очень важно, когда родители обеспечивают просмотр детских музыкальных передач, фильмов, собирают детские музыкальные видеотеки и аудиотеки, когда имеется наличие музыкальных игрушек, музыкальных инструментов, самодельных шумовых инструментов, элементов детских театральных костюмов, атрибутов к детским танцам, играм, иллюстрации к детским песням, иллюстрации композиторов, музыкально-дидактические игры.
Слайд № 9: Очень важно чтобы музыкальная деятельность детей в семье протекала с участием взрослых. Необходим творческий подход в реализации музыкального развития ребёнка. Для этого рекомендуется использование родителями «Фоновой» музыки : утром во время пробуждения, в игровой деятельности, во время еды, перед сном. Также просмотр детских музыкальных программ телевидения желателен совместно с родителями. Одна из интересных форм совместной деятельности детей с родителями в семье – музыкальные традиции : ежедневная - песня, еженедельная – песенный досуг в семье, ежемесячная – день рождения.
Литература:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
2. Э. П. Костина. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников : монография. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011 год.
3. Э. П. Костина. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М. : Линка-Пресс, 2008. – 320 с.
4. Костина Э. П. Музыкально-дидактические игры : метод. Пособие / Э. П. Костина. – Ростов н/ Д : Феникс, 2010. – 212 с. : ил. – (Сердце отдаю детям).
5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. №1.
6. Доронова Т. Н. Вместе с семьёй - М. : Просвещение, 2006.
7. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.
8. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в семье - М. : Просвещение, 1994.
9. Тонкова Э. А. Планирование работы музыкального руководителя детского сада с воспитателями и родителями. – М. Центр дополнительного образования «Восхождение», 2010 год
Интернет-источники:
1. https://fb.ru/article/20170/uspeshnaya-sotsializatsiya-doshkolnikov-kak-rezultat-gramotnogo-vzaimodeystviya-semi-i-detskogo-doshkolnogo-uchrejdeniya
2. https://freeedu.livejournal.com/177387.html
3. https://apteke.net/article/socializaciya-doshkolnikov-sredstva-socializacii.html
4. https://phis.org.ru
5. https://apruo.ru
6. https://festival.1september.ru/articles/633779/