Екатерина Головачева
Конспект занятия в старшей групе. Экологическое воспитание с использованием социоигровых, ТРИЗ и ИКТ-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по экологии с применением социоигровых и ТРИЗ технологий.
«Давайте дружить с природой!»
Подготовила: воспитатель
Головачёва Е. В.
г. Братск 2017г.
Цель: дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы).
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей групе, Экологическое воспитание с использованием социоигровых, ТРИЗ и ИКТ-технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные: Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе.
Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека. Знакомство детей с Красной книгой и её значением. Продолжать работу с детьми с морфологическими таблицами по методике ТРИЗ. Познакомить детей с животным Красный волк, который занесён в Красную книгу.
Развивающие: Расширять представления детей о многообразии форм охраны природы. Развивать у детей воображение, логическое мышление, творческие способности.
Воспитательные : Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе. Воспитывать у детей аккуратность при работе в продуктивной деятельности.
Предварительная работа: Чтение энциклопедии о растительном и животном мире Иркутской области. Рассматривание иллюстраций. Просмотр мультфильмов по теме. Проведение дидактических игр: «Кто я?», «Чей голос?», «Правила поведения в природе», «Мы не скажем, но покажем», «Да – нет», работа с морфологическими таблицами с применением социоигровых и ТРИЗ технологий. Отгадывание загадок и заучивание стихотворений.
Оборудование и материалы: фонограмма пения птиц, картинки «Правила поведения в природе», запрещающие знаки «Правила поведения в природе», Красная книга РФ, классификация объектов живой природы по методике ТРИЗ, макеты: деревьев, муравейника, костёр, мусор, гнездо, интерактивная доска.
Ход мероприятия:
1. Орг. момент
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй!
Собрались ребята в круг,
Слева – друг, и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Подарите свои улыбки друг, другу, чтобы весь день было прекрасное настроение.
В. - Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие по удивительной стране, но для того что бы узнать кто отправится в путешествие, я предлагаю вам поиграть в игру «Возьму тебя с собой…» (Триз игра).
В. - Я собираюсь в путешествие и беру с собой…зубную щётку, а ты что с собой возьмёшь?». Если ребёнок называет предмет из этой группы, то воспитатель продолжает : «Я возьму тебя с собой» и т. д. (рюкзак, котелок, хлеб, ложку, картошку, кепку,
В. - Команда готова и мы можем отправиться в удивительную страну, а как она называется, отгадайте:
Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло- голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,
Человек и время года - это всё вокруг… (природа).
В. - Почему вы так решили? ( Природа - это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака и т. д.) Жизнь всех людей тесно связана с природой! Почему так говорят? Может ли человек жить без природы? А природа без человека? (Вода нужна чтобы жить, воздухом мы дышим, почва даёт нам пищу. Природа нас обувает, одевает, в общем, даёт нам жизнь.)
Звучит запись пения птиц.
В. - Ребята, закройте глаза и послушайте необычную, волшебную мелодию. Чьи голоса вы слышите? Где их можно услышать? Открывайте глаза и посмотрите вокруг. Где мы с вами оказались? Оказывается эта волшебная мелодия перенесла нас на лесную поляну, а лес - это часть природы.
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи, ты же видишь:
мы свои.
Входит грустный Лесовичок.
Л. - Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники разоряете, цветы топчете, зверей и насекомых обижаете. Не пущу вас в лес! Посмотрите по сторонам и вы увидите, что оставили после себя люди, которые приходили в лес отдыхать. (на поляне следы костра, мусор разбросан и т. д.)
В. - Лесовик, среди наших ребят ты найдёшь себе помощников. Наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.
Л. - Ну ладно, уговорили, пущу. Но с условием: вы должны выполнить мои задания. В лес пущу только тех, кто поможет мне расставить запрещающие знаки поведения в лесу. Поиграем в игру «Экологический светофор». Для этого надо разделиться на 2 команды (дети вытягивают сигнальные карточки, красный и зелёный – сигнал светофора, их поровну) На экране будут появляться картинки. Вы с помощью сигнальных карточек покажете: хорошо или плохо ведут себя дети в лесу? Если дети поступают правильно, то покажете зелёный сигнал светофора, а если неправильно – красный и поможете мне расставить запрещающие знаки в положенных местах.
Правило 1. Нельзя бить стекло и разбрасывать мусор в лесу. Не оставляйте после себя мусор! Выберите нужный запрещающий знак и поставьте его в нужном месте.
Правило 2. Надо подкармливать птиц и делать для них кормушки и скворечники.
Правило 3. Нельзя разорять муравейники. (Муравьи – это санитары леса, свои домики они строят из лесного мусора: веточки, иголочки.). Дети ставят знак.
Правило 4. Если вы решили разжечь костёр в лесу, то необходимо обложить его камнями, а уходя, потушить песком и водой.
Правило 5. Нельзя ломать ветки у деревьев и кустарников, а так же рвать цветы с корнями. Дети ставят знак.
Правило 6. Надо убирать мусор оставленный после себя.
Правило 7. А как вы поступите, если увидите птенцов или яйца в гнезде? Нельзя трогать птичьи гнёзда. (Птица поднимет шум, хищники услышат шум и в отсутствии птицы разорят гнездо. Птица может покинуть гнездо.) Дети ставят знак.
Правило 8. Надо садить деревья и лечить повреждённые.
Правило 9. Нельзя расжигать костры в лесу, это может привести к пожару. Лес – это дом для животных. Дети ставят знак.
Правило 10. Подкармливать животных в зимний период. Многим животным нечем питаться зимой.
Л. - Молодцы, ребята! Знаки вы знаете. Запомните, ребята, эти правила, старайтесь их выполнять, а то лес затаится, испугается, и вы не узнаете ни одной его тайны. А тайн в лесу очень много. Ну а мне пора идти дальше, осматривать свои владения.
В. - Ребята, а что такое лес? (дом и столовая для животных).
- А какие жители живут в этом доме? (птицы, животные, насекомые).
- Все животные разные по внешнему виду, по повадкам, по виду питания. Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение и покажи движение» ( делятся на 2 команды: девочки и мальчики)
Хитрая, как ….(лиса)
Голодный, как (волк)
Неуклюжий, как (медведь)
Быстрый, как (заяц)
В. - Ребята, давайте присядем на нашей полянке и отдохнём (садятся на стульчики). А умеете ли вы дружить? Как вы думаете, кто такой друг? Если друг заболел, что мы делаем? А если другу грустно? Ребята, а с кем можно дружить? А вы знаете, что можно дружить с природой? В чём может проявляться наша дружба с природой? (беречь, охранять, ухаживать)
-А вы знаете, ребята, что некоторые люди не умеют дружить с природой?
Ведь чего только не делали люди со своим домом - планетой Земля! Рубили леса, защищавшие от зноя. Осушали озёра, поившие её влагой. Более 100 видов, разных зверей и птиц уничтожили люди. На одних охотились, другим не оставили даже клочка земли, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений из-за вырубки леса, строительства дорог, городов.
- В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, учёные решили издать Красную книгу, чтобы знать, каких животных и растения нужно спасать и беречь. (показ Красной книги РФ). Ребята, а почему именно Красная книга? (Потому что красный цвет – это сигнал тревоги, опасности. Он говорит: «Внимание! Это животное может исчезнуть!»).
- Сейчас я вам расскажу об одном животном из Красной книги. О каком, вы узнаете с помощью игры «Да-нетка».
Дети угадывают животного Красный волк.
Это довольно крупный зверь. В его облике сочетаются признаки волка, лисицы и шакала. У него густая длинная шерсть, длинный пушистый хвост и сравнительно узкая морда, большие уши. Общий тон окраски рыжий. Он очень много скулит оказывается, что он так просто разговаривает. Единственный красный волк в Приангарье живёт в настоящее время в Иркутске в Зоолагере. Как называют детёныша волчихи (волчонок, а если их много? (волчата).
Физкультминутка:
Вот Земля, наш общий дом.
Много есть соседей в нём.
И пушистые козлята, (показывают рожки)
И весёлые котята, (прыжки)
И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)
И кудрявые овечки.
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)
Жить со всеми очень дружно.
Никого не обижать, (хлопки)
Всех соседей уважать.
В. - Молодцы, ребята, присаживайтесь. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо».
- Природа -это плохо? А что хорошо?
-Охранять природу плохо? А что хорошо?
- А много животных это плохо? А чем хорошо?
В. – Посмотрите вокруг, на лесной поляне нет ни одного животного. А куда подевались животные (убежали, исчезли). Ребята, я предлагаю вам заселить в этом волшебном лесу необычных фантастических животных, которых мы с вами создадим (нарисуем) с помощью морфологической таблицы.
В. - Ребята, а сейчас нам пора возвращаться в группу. Закрывайте глаза послушайте необычную, волшебную мелодию (Звучит аудио запись со звуками природы, которая резко переходит в звуки детских голосов и смеха). Открывайте глаза, посмотрите, где мы с вами оказались? (в детском саду).
Релаксация «Сели – встали - встали выше».
Ход упражнения. Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться сидеть на стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем выше ты должен находиться.
- Какое у вас настроение было утром?
- Какое настроение у вас сейчас?
- Вам понравилось путешествие?