Наталья Гаевая
Комбинированное занятие в подготовительной группе по теме «Осень» в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрируемые образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Цель: обобщение и закрепление знаний об осени в процессе интеграции образовательных областей.
Программные задачи:
Образовательные: 1. Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. 2. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают. 3. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. 4. Упражнять детей в звуковом анализе и синтезе. 5. Расширять и активизировать словарь по теме «Осень». 6. Закрепить умение использовать в работе нетрадиционную технику – печать листьев.
Публикация «Комбинированное занятие в подготовительной группе по теме „Осень“ в формате интеллектуальной игры „Что? Где? Когда?“» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Викторины, интеллектуальные игры
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: 1. Развивать у долговременную память, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание. 2. Развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение. 3. Развивать творческие способности детей через игры и игровые упражнения. 4. Развивать диалогическую и монологическую речь, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. 5. Развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей. 6. Развивать двигательную активность. 7. Развивать чувство композиции.
Воспитательные:
1. Вызвать интерес к осенним явлениям природы, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
2. Воспитывать умение внимательно слушать инструкции педагогов, умение работать в коллективе. 3. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Приё мы:
Наглядные: наблюдение во время опыта, демонстрация картинок- жителей Цветочного города, показ образца.
Словесные: рассказ педагога, беседа (вопросы, пояснение, указание, уточнение, педагогическая оценка).
Практические: упражнение во время рисования, элементарный опыт с зелёным листочком, чтобы увидеть вещество хлорофилл, моделирование при проведении звукового анализа слова ЛИСТ.
Игровые: воображаемая ситуация (создание игровой ситуации – проведение в формы игры «Что?Где?Когда?», дидактические игры «Какие изменения происходят осенью?», «Красивые и необычные слова об осени», «Угадай музыку», имитация действий под музыку, пальчиковая гимнастика «Листья».
Виды деятельности: -познавательно-исследовательская -коммуникативная -игровая -продуктивная -двигательная
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за тем, как опадают листья с деревьев; сбор листьев разной формы и окраски; беседы об осени; чтение художественных произведений «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; разучивание стихов и поговорок об осени; разучивание песен об осени и слушание музыки; рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; рисование разных осенних деревьев; работа с пластилином - нанесение на основу (пластилинография); поделки из природного материала.
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, грамматически правильно выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Оборудование: круглый барабан с юлой, бумажные осенние листочки с цифрами (берёзовый листочек 1, дубовый листочек 2, кленовый листочек 3, ивовый листочек 4, рябиновый листочек 5, осиновый листочек 6, букет осенних хризантем, шарик с письмом, музыка-заставка к игре «Что? Где? Когда?», статуэтка Скрипичный ключ, музыкальные произведения П. И. Чайковского «Октябрь» и «Декабрь»; большие фишки синего, зелёного и красного цвета, большая картинка ЛИСТА со звуковой схемой на 4 звука; ватман, гуашь коричневого цвета, медали, корзина с яблоками. Раздаточный материал: на тарелочках зелёные листья комнатных растений, куски белой ткани, деревянные кубики и цилиндры; осенние листочки на палочках; на тарелочках маленькие фишки синего, зелёного и красного цвета, звуковые схемы с 4 окошками; кисточки, настоящие сушеные тополиные листочки, гуашь жёлтого, оранжевого, красного цвета, клеёнки, салфетки, влажные салфетки.
1. Организационный момент. (дети под музыку забегают в зал и встают около воспитателя)
Воспитатель: Что за гости в зал спешат 12 маленьких ребят? Вы идите все сюда. Все на месте?
Дети: Да-да-да!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с гостями. (Дети здороваются)
- Я рада видеть вас здоровыми и весёлыми! Ребята, чтобы такое настроение у вас сохранилось на целый день, я решила порадовать вас красивым осенним букетом. Вы постойте здесь, сейчас я его принесу. (уходит в спальню за букетом, а вместе с букетом за ней летит воздушный шарик). 2. Сюрпризный момент. Воспитатель: (обращает внимание детей на букет осенних цветов) - Ребята, посмотрите, какой красивый осенний букет я принесла (вылетает шарик, ни нитке - письмо).
Воспитатель: (ловит шарик, удивляется) - Ух, ты! Что это?
(Дети предлагают варианты действия). - Посмотрим… Да это – письмо. А на конверте написано: «Знатокам - детям подготовительной группы «Затейники».
- Ребята, вы знаете, кто такие знатоки?
Дети: Те люди, которые много знают.
Воспитатель: Откроем письмо и узнаем от кого.
Читаем: «Здравствуйте, ребята-дошколята. Пишут вам жители Цветочного города - Незнайка и его друзья. В нашем городе всегда лето, об осени мы знаем немного. Помогите нам узнать побольше. Несколько жителей написали вам письма с вопросами и заданиями. Ответьте на них, пожалуйста».
- Интересное предложение! Поможем Незнайке и его друзьям?
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Что? Где? Когда?»Согласны?
Но перед игрой необходимо вспомнить наш девиз:
Мы теперь знатоки!
Много знаем и умеем,
Если трудно – не робеем!
- Уважаемые знатоки, приглашаю вас за столы!
Звучит музыка-заставка к игре «Что? Где? Когда?»
Воспитатель:
- Сегодня в нашем детском саду проходит заключительная игра осеннего сезона «Что? Где? Когда?». В игре принимает участие команда знатоков и команда жителей Цветочного города. На игру пришли зрители, давайте поприветствуем их! Зрители, поприветствуйте команду Знатоков.
Посмотрите, здесь есть игровой круг, волчок со стрелкой и осенние листочки с цифрами. Будем крутить волчок. На какой листочек с цифрой укажет стрелка, под таким номером возьмём конверт с вопросом.
3. Основная часть: Воспитатель: Тема нашей игры «Осень». Начинаем игру! - Первый раунд! (раскручиваю волчок). Первый раунд – письмо от Незнайки: «Уважаемые знатоки, помогите ответить на вопрос: «Какие изменения происходят осенью?» Вам поможет осенний лист. Передавайте его по кругу и называйте характерные признаки осени. Дети: Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай. Осенью часто дует ветер.
- Молодцы, знатоки! Помогли Незнайке. Продолжим игру!
- Объявляется второй раунд!
(раскручиваю волчок)
Второй раунд – письмо от Знайки: «Я много знаю, но на этот вопрос затрудняюсь ответить. Уважаемые знатоки! Почему осенью листья изменяют окраску?»
Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, уважаемые знатоки, приглашаю вас в исследовательскую лабораторию. Пройдите за столы.
Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу, который находится в них и называется хлорофилл. Запомнили? Повтори… (3 ребёнка, потом хором).
Пододвиньте к себе тарелочку с зелёным листочком, кусочком белой ткани и деревянным цилиндром. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Берёте листочек, кладёте его на один край ткани, накрываете другим краем. Затем берёте деревянный цилиндр и с силой стучите по листочку через ткань. Что появилось на ткани?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
Воспитатель: Это зеленое вещество из листочка называется хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. И вырабатывается это вещество под действием солнечного цвета. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). Так почему же осенью листья желтеют и опадают?
Вывод детей: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет.
Воспитатель:
Ну вот, на вопрос Знайки мы ответили, предлагаю продолжить нашу игру и пройти за игровой стол.
- Объявляется третий раунд! (раскручиваю волчок)
Третий раунд – письмо от Цветика: «Я поэт, зовусь я - Цветик, от меня вам всем приветик! Ребята, я хочу написать стихотворение об осени и вы должны мне в этом помочь. Назовите красивые и необычные слова о ранней и поздней осени, какая она?»
Воспитатель: Какой бывает ранняя осень? А какой бывает поздняя осень?
Дети: Волшебная, сказочная, холодная, поздняя, долгожданная, долгая, скучная, дождливая, унылая, настоящая, ранняя, золотая, багряная, сказочная, бархатная, чудесная, золотоволосая, щедрая, ненастная, пасмурная, хмурая, унылая, тёплая, солнечная, чудесная, прекрасная, грустная, …
Воспитатель: Вы молодцы, ребята, и Цветику помогли. Теперь он с помощью ваших слов напишет красивое стихотворение об осени. Играем дальше?
- Объявляется четвертый раунд! (раскручиваю волчок)
Четвёртый раунд – письмо от музыканта и композитора Гусли: «Уважаемые знатоки! У меня музыкальный вопрос – какая музыка по своему характеру больше подходит к поздней осени?»
(ивовый листочек)
Воспитатель: Гусля прислал два отрывка из муз. произведений великого русского композитора П. И. Чайковского. Слушайте внимательно, включаю первый отрывок. Слушаем второй отрывок. (П. Чайковский. Октябрь).
Какой из отрывков подходит к поздней осени?
Воспитатель: (ставит на стол скрипичный ключ) Объявляется музыкальная пауза. В продолжении осенней музыки, предлагаю вам потанцевать, а наш танец украсят осенние листочки, возьмите из из вазы (Под музыку дети всей командой берут листочки из вазы входят на палас, выполняют движения под песенку).
Дети возвращаются за столы.
Воспитатель: Отдохнули? Играем дальше? - Объявляется пятый раунд! (раскручивается волчок)
Пятый раунд – пустой конверт :
Воспитатель: Ничего не понимаю…Пустой конверт.
Под музыку выходит Буковка.
Буковка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буковка, я живу в Цветочном городе, очень люблю читать. Мне захотелось познакомиться с вами, поэтому решила заглянуть к вам в детский сад и попросить помочь разобрать по звукам слово «ЛИСТ». Буквы-то я знаю, а в звуках разбираюсь плохо.
(Буковка вывешивает на доске картинку «Лист» с пустым прямоугольником внизу, дети садятся за столы. На столах: листочки бумаги прямоугольной формы и фишки - синий, красный, зеленый). Воспитатель произносит тихо и четко слово «лист». - Назовите первый, второй, третий, четвертый звук.
- Сколько звуков в слове? – А теперь мы это слово запишем. На доске это сделает… - А вы на своих местах. Запишите слово (взять прямоугольник, положить перед собой). (Один ребенок выполняет задание на доске, он отвечает по первому звуку). – Назови первый звук в слове, дай ему характеристику. Обозначьте нужной фишкой. «Ль» – согласный, мягкий – ставим зелёную фишку. - Второй звук характеризует … (ребёнок за столом) «И» – гласный – ставим красную фишку. - Третий звук характеризует … (ребёнок у доски) «С» - согласный, твердый – ставим синюю фишку. – Четвёртый звук характеризует… (ребёнок за столом) Четвертый звук «Т» - согласный, твердый – ставим синюю фишку. – Отгадайте ребус. (лужа)
Воспитатель:
- Молодцы, знатоки! Справились с заданиями Буковки. Сыграем ещё раз!
Уважаемые знатоки, проходите за игровой стол!
- Объявляется шестой раунд!
(раскручиваю волчок)
Шестой раунд – письмо от художника Тюбика: «Уважаемые знатоки! Нарисуйте для нас красивый и необычный осенний пейзаж и пришлите нам в Цветочный город. Ждём вашу посылку!» Воспитатель:
- Ребята, а что такое пейзаж?
Уважаемые знатоки, неспеша пройдёмте в творческую мастерскую, а я вам раздам материал для работы. Мне в этом помогут дежурные по занятиям.
Сейчас мы будем рисовать осенний пейзаж - осенний лес необычным способом, в этом нам помогут наши осенние листочки, которые мы собирали на прогулке – мы будем ими печатать.
Вы уже знакомы с этой техникой, я только напомню последовательность работы:
- нужно взять листок, положить его на белый лист бумаги, с помощью кисточки нанести краску, не оставляя пустых мест;
- взять листок за черенок и окрашенной стороной положить на ватман, прижать его, стараясь не сдвигать с места;
- затем взять за черенок и осторожно снять ого с листа, положить на поднос;
- взять следующий листок покрасить в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции;
- когда рисунок заполнится отпечатками, нужно дорисовать стволы деревьев тонкой кистью.
- Ребята, как вы думаете, эта картина понравится художнику Тюбику и другим жителям Цветочного города?
Итог.
Воспитатель: У нас получились картина с красивыми осенними деревьями. Молодцы!
Наша игра подошла к концу, мы помогли Незнайке и его друзьям и ответили на все их вопросы об осени. А теперь, подойдите, пожалуйста, ко мне.
Воспитатель вместе с детьми выходит на палас. – Мне очень понравилась наша игра.
Ребята, что вам запомнилось больше всего?
- Какой вопрос вам показался самым сложным?
- А какой был самым лёгким?
- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Дети: Потому что мы очень дружные, умеем выполнять сложные задания, помогаем друг другу. Работали в команде. Вы лучшие знатоки! За ваши знания и умения я вручаю вам медали! Спасибо!
Список использованной литературы.
1. Научно - методический журнал "Логопед" №2/2008.
2. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии/ "Айрис - пресс", М., 2007.
3. Руденко В. И. Логопедия: практическое пособие/ "Феникс" - Ростов на/Д,2008.
4. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду/ "Мозаика - Синтез", М., 2006.
5. Нищева Н. В. Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) "Детство - Пресс", СПб., 2006.
6. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно/ Издательский дом "Литера", СПб., 2006.