Департамент труда и социальной защиты
Командная работа: как родители и специалисты реабилитационных центров помогают особенным детям
▼ Скачать + Заказать документы
Город помогает и поддерживает особенных москвичей с рождения и на протяжении всей жизни. В Москве работают реабилитационные и реабилитационно-образовательные центры, специалисты которых занимаются с особенными детьми не только в учреждениях, но и помогают родителям продолжать реабилитацию дома. Директор Центра комплексной реабилитации инвалидов «Бутово» Ольга Аванова рассказала, как максимально эффективно помочь ребенку и какие методики можно применять как в центре, так и дома.
Публикация «Командная работа: как родители и специалисты реабилитационных центров помогают особенным детям» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Работа с особенными детьми требует глубоких знаний, профессионализма, взаимопонимания между специалистами и родителями. Важно, чтобы обе стороны работали по одним методикам – это создаст стабильную, знакомую среду для ребенка.
«В реабилитационных центрах с каждым малышом работают по индивидуально разработанным программам, уделяя особое внимание развитию физических и коммуникативных навыков. Чтобы реабилитация была наиболее эффективной, родители также должны принимать в ней непосредственное участие», – подчеркнула Ольга Аванова.
Специалист выделила несколько простых, но эффективных методик для занятий с ребенком, которые можно легко повторить в домашних условиях.
Методика общения через картинки
Один из эффективных способов реабилитации, который используется в работе с детьми с аутизмом, синдромом Дауна и другими особенностями развития. Методика помогает детям, не владеющим устной речью, общаться при помощи картинок.
«Простая, но полезная методика, помогающая детям выражать свои мысли и эмоции, привлекать внимание к своим просьбам и желаниям. Обмен картинками, прежде всего, учит ребенка общаться с другими людьми», – отметила директор Центра комплексной реабилитации инвалидов «Бутово».
Методика состоит из шести фаз, начиная от проявления инициативы общаться и обмена картинки на предмет до построения сложных предложений. Продвигаясь по фазам, дети учатся выражать свои желания, отвечать на вопросы и сообщать о своих потребностях, используя изображения.
Методика анализа и коррекции поведения
Еще одна эффективная методика – прикладной анализ поведения. В основе лежит принцип стимулирования: за каждое достижение ребенка хвалят или чем-то поощряют. Нежелательное поведение не одобряется или игнорируется.
«Эта методика чаще всего используется в реабилитации детей с расстройством аутистического спектра и строится на принципе от простого к сложному. Проще говоря одну большую задачу разделяют на несколько маленьких, а ребенок учится выполнять их по отдельности. Затем эти маленькие задачи снова «соединяются» в единый блок. Цель методики – развить самостоятельность ребенка, улучшить его мыслительные процессы и помочь в освоении окружающего мира», – рассказала Ольга Аванова.
Она также отметила, что для достижения положительного результата нужны регулярные практики – не меньше 32 часов в неделю. Поэтому заниматься с ребенком необходимо и дома, чтобы закрепить успехи, достигнутые в реабилитационных центрах.
«Только в таком симбиозе мы можем добиться хороших результатов. Каждый ребёнок уникален и заслуживает индивидуального подхода, внимание и участие родителей – это важнейшие элементы на его пути к успеху», – добавила специалист.
В системе соцзащиты города Москвы восемь реабилитационно-образовательных и десять реабилитационных центров, в которых дети и взрослые с инвалидностью проходят комплексную реабилитацию. Подробнее о работе каждого центра можно узнать на сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.