Ольга Тельнова
Коллективное творческое дело «Удивительный мед. Волшебный медовый крем» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий
совместной опытно-экспериментальной деятельности
на тему «Удивительный мёд. Волшебный медовый крем».
Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через беседу о строении самой пчелы, семьи пчёл, продукте деятельности пчёл - мёде, труде пчеловода и экспериментирования с мёдом, как продуктом питания и косметологии.
Задачи:
- Познакомить детей со строением самой пчелы, семьи пчёл, трудом пчеловода и способом добычи меда;
- Исследовать свойства мёда опытным путём;
- Закрепить знания о применении мёда в косметологии;
Публикация «Коллективное творческое дело „Удивительный мед, Волшебный медовый крем“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Коллективные работы
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
- Показать способ приготовления крема из мёда;
- Закрепить умение фиксировать полученные результаты в карте.
Материал: мёд, кефир, лимон.
Оборудование: клеёнки на стол, фартуки для детей, чайные ложки, блюдца, пипетки на каждого ребёнка, фиксационная карта, блокноты, цветные карандаши, алгоритм для проведения опыта, смарт доска, презентация, игрушка пчела.
Предварительная работа. Просмотр мультфильма «Лунтик» для знакомства с персонажами семьи пчёл – дедушка Шер и баба Капа.
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: (Раздается звук смс.) Ребята, к нам пришло письмо. От кого же оно? Сейчас узнаем. Читаем? Пришло от дедушки Шера (герой из мультфильма «Лунтик»). Он решил для бабы Капы изготовить подарок из меда – крем для рук. Но дедушка Шер не знает, как и из чего можно сделать волшебный медовый крем. «Дети, мы можем помочь дедушке Шеру?» После беседы с детьми педагог задаёт детям домашнее задание.
Воспитатель: Ребята, вам узнать дома с родителями о свойствах мёда. Почему мёд используется в кулинарии, почему в косметологии и медицине? Что делают из мёда? Мёд это полезный или вредный продукт? А также узнать о труде пчеловода. Как разводит пчёл, как правильно ухаживает за ними? Как собирает мёд? Какой использует пасечный инвентарь?
Ход исследовательской деятельности:
Организационный момент (дети стоят в кругу около стола).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе крема для рук и лица с экстрактом трав в комбинации с мёдом. Рассмотрите внимательно, в эти крема добавлен мед. Они очень полезны для человека и приятно пахнут. Понюхайте (дает всем детям поочередно понюхать, выслушивает их ответы). А ученые выяснили, что мед очень полезен, в его состав входят практически все витамины, необходимые для человека. Дети, откуда люди берут мед?
Дети: ответы детей.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, а вы помните, что нам приходило письмо по смс?
Дети: Да.
Воспитатель: Что мы с вами должны сделать?
Дети: Волшебный медовый крем.
Воспитатель: Кто из вас узнал информацию о меде и работе пчеловода?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ребята, я вас тоже хочу обрадовать, что я нашла рецепт приготовления медового крема. Я искала информацию в интернете и журналах, и вот алгоритм приготовления волшебного медового крема у меня в руках. (смотреть приложение 13). Но к этому мы вернемся чуть позже.
Воспитатель: (смотреть приложение 1, а также можно использовать игрушку пчелы). Давайте рассмотрим строение самой пчелы.
Дети: (информацию о строении пчелы рассказывают дети). Тело каждой пчелы делится на 3 части — голову, грудь и брюшко. На голове у неё можно рассмотреть два больших сложных глаза, а на «макушке» между ними три маленьких глазка. Кроме того у пчелы имеются усики, которыми она определяет их запах. Еще у пчелы на голове есть хоботок, похожий на маленькую трубочку, при помощи которого пчела пьет нектар и воду. На теле пчелы расположены четыре крыла. Крылья служат пчеле не только для полета. Ими пчелы пользуются, когда нужно чтобы удалить лишнюю воду из нектара. Тело пчелы покрыто маленькими волосками. Когда пчела садится на цветок, крупинки пыльцы прилипают к волоскам. У пчелы шесть ног, для охраны улья у пчел есть грозное оружие – жало. У пчелы есть сердце.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что находится на ножках у пчелы?
Дети: контейнеры для пыльцы.
Воспитатель: Где расположено сердце? (в брюшке)
Воспитатель: (смотреть приложение 17,18). Ребята, давайте зафиксируем ваш рассказ о строении пчелы. Посмотрите, пожалуйста, на мольберт. Перед вами плакат, на столе разложены картинки с частями тела. А теперь вам предстоит интересная работа – называете часть тела и приклеиваете в нужное место.
Воспитатель: (смотреть приложение 2; новую информацию для детей рассказывает воспитатель). Ребята, пчелы живут семьями. В семье пчел труд строго разделен. В семье существуют пчелы-няни, которые ухаживают за малышами (смотреть приложение 3). Пчелы-строители быстро и «умело» строят ульи и аккуратные соты (смотреть приложение 4). Пчелы-уборщицы поддерживают в улье чистоту (смотреть приложение 5). У пчел много врагов, поэтому вход в улей надежно охраняется пчелами-сторожами, готовыми в любой момент броситься на незваного гостя (смотреть приложение 6). Пчёлы-сборщицы собирают в поле и приносят в улей нектар, пыльцу (смотреть приложение 19) и воду (смотреть приложение 7). Этих пчёл для работы в улье сменяет новое поколение молодых пчёл (смотреть приложение 8). Пчелы-разведчицы после того, как нашли хорошее место для сбора пыльцы и нектара, возвращаются в улей, чтобы сообщить другим пчелам. Пчела-водонос. Это дело поручают самым старым пчелам. Пчелиная семья – это мир большого труда!
Воспитатель: (смотреть приложение 9). Летом у пчел наступает пора медосбора. Они далеко- далеко улетают за нектаром. Его находят на цветочных растениях. Опуская вытянутый хоботок вглубь цветка, пчела слизывает нектар язычком. Потом нектар поднимается по трубочке хоботка в медовый зобик. Ребята, посмотрите внимательно на картинку «Строение тела пчелы» (прил. 9, вот здесь находится медовый зобик у пчелы. В нем пчела переносит нектар в улей. Нектаром пчелы наполняют соты (смотреть приложение 20).
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим соты (смотреть приложение 21). Когда у пчел приходит время строить свои соты, у них из брюшка начинают сыпаться красивые прозрачные восковые пластиночки. Из этих пластинок пчелы строят соты. Какая форма у сот, посмотрите внимательно на картинку.
Дети: шестиугольник.
Воспитатель: Правильно. Слушаем дальше. В улье пчела – сборщица передает нектар пчелам – приемщицам. Но нектар – это не мед! Пчелы – приемщицы и перерабатывают нектар в мед. Мед откладывается в ячейки сот и идет дозревание меда в сотах.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас поиграем, а потом продолжим наше исследование.
Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка».
Пчелка трудится весь день
(Руками обрисовать перед собой круг)
И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет.
(“Раскрыть” перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей
(Изображают полет)
И назад вернется пулей.
(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами)
Скоро ведь зима придет.
(Поеживание)
Будет пчелкам, чем питаться.
(Имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться.
(Имитация накладывания меда в соты)
Воспитатель: А пчелки, тем временем, продолжают трудиться и дарить нам столь ценный продукт. Мы с вами отправляемся в нашу лабораторию. Давайте уточним правила.
Вспомнить правила безопасности (смотреть приложение 10).
Воспитатель: Давайте приступим к работе. Садитесь за столы (у детей на столах поставить ингредиенты, фиксационная карта, алгоритм проведения опыта) (смотреть приложение11, 12). Но сначала мы должны мед рассмотреть. Начнём. Возьмите одну чайную ложечку меда и положите её в блюдечко. Рассмотрим мед, попробуйте.
Воспитатель: Какой мед на вкус?
Дети: Сладкий, очень сладкий.
Воспитатель: Какой запах у меда вы почувствовали?
Дети: Приятный, ароматный, цветочный.
Воспитатель: Какой мёд по цвету, почему?
Дети: Желтый.
Воспитатель: Ребята, я хотела перелить мед в другую чашку, а у меня это не получилось, как вы думаете почему? Попробуйте тоже.
Дети: Он густой.
Воспитатель: А еще я к нему прилипла. Дотроньтесь до меда пальчиком. Почему? Что мы можем о нем сказать?
Дети: Липкий.
Фиксирование результатов (работа в фиксационной карте, смотреть приложение 11).
Воспитатель: Скажите, ребята, а что делают из меда? (из опыта детей, смотреть приложение13-15).
Дети: косметику (крема, бальзамы, шампуни и др., кондитерские изделия (торты, печенье, пряники и др., лекарства (сиропы от кашля, леденцы от кашля и др.).
Воспитатель: Ребята, хотите сами приготовить крем из меда?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Скажите, для чего используют крем для рук?
Дети: Кожа на руках была мягкой, нежной, не шелушилась и т. д.
Воспитатель: Для нашего крема мы будем использовать вот такие ингредиенты: кефир, мед и лимон. Почему мы взяли мед? (мед смягчает кожу, кожа не сохнет и не шелушится). Кефир? (в кефире содержатся вещества, которые прекрасно питают кожу). Для чего мы используем лимон? (сок лимона убивает микробы и придает приятный аромат).
Воспитатель: Итак, давайте попробуем сделать крем из меда (алгоритм
проведения опыта, смотреть приложение 12).
Опыт «Медовый крем для бабы Капы».
Воспитатель: Берём 3 ложки кефира, в него добавляем 1 ложку мёда, размешиваем, после чего капаем 3 капельки сока лимона. Наносим крем на руки легкими массирующими движениями. Ждём несколько минут и после чего вытираем влажной салфеткой. Вот такой получился питательный крем.
Воспитатель: Ребята, давайте зарисуем наш опыт.
Воспитатель: Ребята, сейчас Вова, Лиза и Даша расскажут вам о труде пчеловода, а я им помогу.
Презентация «Трудолюбивая пчела и работа пчеловода» (Дети совместно с воспитателем презентуют).
СЛАЙД 2
Воспитатель: Мы с вами оказались на пасеке. Пасека – это пчелиный город, где много пчелиных домиков (хором повторяют новое слово).
СЛАЙД 3
Воспитатель: Мёд у пчёл забирает специальный человек, который ухаживает за пчёлами и работает на пасеке. Как называется профессия этого человека?
Дети: Пчеловод, пасечник.
СЛАЙД 4
Воспитатель: Ребята, для визита к пчелам, пчеловоду понадобится главный инструмент - дымарь.
СЛАЙД 5
Воспитатель: Пчеловод снимаем крышку, но от пчел нас все еще отделяет заградительный холстик. Аккуратно отдирает холстик (он пчелиным воском приклеен к рамкам) и обкуривает пчел, чтобы они набрали в зобики меда, и были более тяжелыми и менее агрессивными.
СЛАЙД 6
Воспитатель: Затем аккуратно вынимает рамку с медом.
СЛАЙД 7
Воспитатель: Пером или кистью сметает пчел обратно в улей, а рамку забирает себе.
СЛАЙД 8
Воспитатель: Далее пчеловод перемещается в помещение – там и будет производиться откачка меда. Сейчас мед от нас закрыт восковыми крышечками – их используют пчелы для хранения меда (такие своеобразные пчелиные «консервы»). С помощью нагретого ножа срезает крышечки для освобождения медовых ячеек.
СЛАЙД 9
Воспитатель: Из этих крышечек получается «обрезь» - смесь меда и воска. Очень вкусно.
СЛАЙД 10
Воспитатель: Очищенную рамку пчеловод вставляет в медогонку.
СЛАЙД 11
Воспитатель: Потом мед процеживается через сито, чтобы избежать попадания воска в конечный продукт и разливается по более удобным тарам.
Воспитатель: Ребята, мед это полезный или вредный продукт? (Мед очень полезен. Но много меда кушать не рекомендуется, чтобы не было аллергии (смотреть приложение 16). Тогда мед, может и навредить).
Итог (рефлексия по картам) :
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод. Посмотрите на свои заполненные фиксационные карты и на зарисованный опыт.
Воспитатель: Мы напишем ответ дедушке Шеру и отправим по смс, что у нас получилось. Расскажем ему, что мы выполнили его просьбу. Ребята, что мы с вами сегодня делали?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Что мы использовали, чтобы приготовить волшебный медовый крем? Вам понравилось делать медовый крем?
Воспитатель: Теперь вы можете делать такой же крем дома со своими друзьями, братьями и сестрами. Ребята, сегодня вы были настоящими учёными и исследователями. Вы, умницы!