Ирина Макушева
Консультация «Коллекционируем вместе с детьми»
«Коллекционируем вместе с детьми»
Цель: формирование положительного отношения родителей к коллекционированию детей.
Задачи:
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах познавательного развития дошкольников;
- развитие стремления к творчеству, активной жизненной позиции у родителей и детей;
- формирование доброжелательных отношений в семье на основе общих интересов.
Публикация «Консультация „Коллекционируем вместе с детьми“» размещена в разделах
Уважаемые родители, сегодня мы продолжаем цикл родительских чтений. Напоминаю, что такие встречи дают возможность познакомить вас с педагогической литературой по определённой проблеме, высказать своё мнение. Родительские чтения помогут вам углубить или даже пересмотреть свои взгляды на воспитание ребёнка.
Есть множество увлечений, которыми ребенок может заниматься как сам, так и вместе с родителями и что важно - без особого ущерба и для их времени и для семейного бюджета. При этом они еще полезны и безопасны.
Коллекционирование – это внимание, память, гибкость и нестандартность мышления, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, комбинировать, обобщать, выделять главное.
Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, эмоции и чувства. Если сбором коллекции занимаются все члены семьи, то это сближает, сплачивает их, в семье появляются общие интересы, способствующие возникновению доброжелательной атмосферы, доверия и взаимопонимания. Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять, и ведущая роль в этом принадлежит взрослым.
А коллекционировать можно все что угодно! Что только не хранится в "закромах" наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое, поддавшись на очередной рекламный трюк производителей товаров. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой девочки или мальчика отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка - это самое настоящее богатство, бесценное сокровище.
Дети склонны собирать игрушки из киндер-сюрпризов, фигурки динозавров, модели автомобилей или кораблей, открытки, значки, марки, минералы и т. п. Развивающим эффектом обладает собирание гербариев, также интересно собирать ракушки, камушки. Всегда привлекательны для детей вещи, которые ничего не стоят – например, фантики. Собирать их бывает увлекательно, главное выбрать интересную тему (сказки, осень, море). Интерес могут вызвать и коллекции предметов обихода (посуды, украшений).
Например, очень интересно собрать коллекцию птичьих перьев. В любом дворе отыщется голубиное перо, с моря можно привезти перышки чайки, в деревне у бабушки разыскать перья домашней птицы. Замечательные находки попадаются в зоопарке, в лесу, у берегов водоемов. Интересно сравнить перышки разных птиц по форме, цвету, размеру. Такие коллекции обычно очень нравится собирать девочкам, ведь они любят все легкое и невесомое. Если вам удастся увлечь ребенка, то он будет выискивать перышки повсюду, развивая внимание и наблюдательность. Хранить такую коллекцию можно в пластиковой или картонной коробке, время от времени доставая и перебирая свои сокровища. Или можно смастерить кармашки из прозрачного материала. Здесь уже работает ваша фантазия.
Показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, малыш учится общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее. Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ваш ребенок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования.
Но не забывайте, что ваша задача - помогать малышу, проявлять заинтересованность и оказывать всяческое содействие в его начинаниях. Иначе интерес может легко угаснуть.
Как же обращаться с коллекцией?
При организации работы по коллекционированию необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции. Вместе с детьми обсудите правила обращения с предметами коллекции. Дети должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, тогда дети потеряют к ним интерес.
Интересным моментом может стать рассказ родителей о знаменитых коллекционерах и их коллекциях, о необычных коллекциях.
Коллекционирование можно считать семейным хобби, поскольку вместе с детьми, раскладывая свои экземпляры по альбомам или коробочкам или просто любуясь своей коллекцией, взрослые приятно проводят время, общаются. Но, к большому сожалению, в современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать. А дошкольники, как правило, еще не способны самостоятельно коллекционировать что-либо целенаправленно.
Коллекционированием нужно управлять. И задача взрослых состоит не только в том, чтобы увлечь ребенка идеей создания коллекции, но и всячески помочь ему в этом. Поскольку польза от такого рода занятий неоспорима.
Почему? Коллекционирование – полезное увлечение!
Во-первых, собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно- исследовательской деятельностью, то есть у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.
Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость.
В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу.
Ну и, наконец, коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Таким образом, коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Рекомендации к сбору коллекций
- Образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать;
- Разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т. д
- Мелкие предметы можно хранить в коробках, игрушки расположить на полке, а для открыток и марок подойдут альбомы.
- Каждый образец пронумеровать, приложить список.
Рекомендации к содержанию коллекций
- Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы;
- Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания.
- Разнообразие – чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент. - Учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков)
- Учет возрастных особенностей детей: в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т. д.
- Ценность представляют эпизодические коллекции – выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т. д.) и выставки
- Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не опасны в работе с ними.
- Учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения, либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т. д.).
Обращение с коллекциями
При организации работы по коллекционированию необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции. Вместе с ними обсудите правила обращения с предметами коллекции. Дошкольники должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, так как тогда дети потеряют к ним интерес.
Интересным моментом может стать рассказ родителей о знаменитых коллекционерах и их коллекциях, а также о необычных коллекциях. И очень важно организовать выставку домашней коллекции в группе детского сада, это даст ребенку возможность продемонстрировать свои успехи, гордиться собой и родителями.
Дорогие родители, именно коллекционирование - может стать замечательным увлечением в вашей семье. Если родители поддерживают интерес ребенка, направляют его познавательную деятельность, то формируются такие черты личности как любознательность, пытливость, наблюдательность. Желаю вам интересных экспонатов, любопытных историй и пополнения ваших семейных коллекций!
Приложение
Раздаточный материал для родителей
15 идей для маленьких коллекционеров
1. Камни и ракушки
У любого мальчишки после прогулки найдется в карманах пара интересных камней. А уж привозить гладкие камушки и ракушки причудливой формы из морского отпуска – и вовсе обязательный пункт летней программы. Хранить камни удобно в коробках, контейнерах для яиц, а также ящиках с разделителями. А еще их легко использовать в детских поделках – создавать из них декоративные панно и мозаики.
2. Елочные шары
Коллекция будет радовать всю семью во время новогодних праздников, а каждый шар – хранить в себе воспоминания о том, где и когда он был приобретен. Во избежание огорчений предложите ребенку выбирать небьющиеся шары, особенно если они не только станут украшать праздничную елку, но и будут участвовать в играх.
3. Марки
Такая коллекция может начаться с любой интересной марки, наклеенной на письмо, которое вы обнаружите в своем почтовом ящике. В пополнении коллекции легко участвовать друзьям и родственникам, достаточно попросить их не выбрасывать марки с конвертов. А в дальнейшем увлечение можно поддерживать, приобретая марки в филателистических магазинах, почтовых отделениях и через интернет, раскладывая понравившиеся экземпляры в красивый альбом.
4. Монеты
Начать можно с современных монет из кошелька, предложив ребенку собрать монеты одного и того же достоинства, выпущенные в разные годы. А если интерес не угаснет, к хобби можно подключить путешествующих знакомых: ребенку понравится получить в коллекцию монеты разных стран. Зная о детском увлечении, кто-то из старших родственников может вспомнить о сохранившихся у них старинных монетах, подарить их ребенку и рассказать о времени, когда такие деньги ходили в обороте. Для рассматривания особенностей чеканки монет удобно использовать хорошую лупу.
5. Книги
Герой детской повести Елены Ракитиной «Если бы у меня была своя планета», мечтая о собственной планете, говорит, что на ней никогда бы не выбрасывали и не отдавали в другие дома детские книги: «А что я их уже не читал – это ничего, я их любил!» Коллекция детской литературы может переходить по наследству и быть еще ценнее от того, что год ее издания на несколько поколений старше маленьких читателей. Можно собрать все произведения любимого писателя или постепенно приобрести всю серию интересных энциклопедий. А сопутствующим интересом может стать коллекционирование книжных закладок.
6. Открытки
Одно из самых популярных в мире увлечений может стать и хобби вашего ребенка. Открытка – недорогой сувенир из любого путешествия. Пусть дети решат сами, какого типа открытки они хотят собирать: виды городов, новогодние сюжеты или только те, на которых изображены любимые животные, например, тигры. А может быть, им понравится идея посткроссинга – международного обмена открытками, ведь это в разы расширяет горизонт возможностей для пополнения коллекции.
7. Мини-фигурки
Таким коллекционированием увлекаются многие современные дети, ведь найти фигурки довольно легко: в киндер-сюрпризах, в магазинах мелочей, в игрушках из набора «Хэппи мил». Часто такими фигурками дети обмениваются между собой, пополняя коллекции недостающими экземплярами, поскольку, особенно в киндер-сюрпризах, велик шанс попадания одинаковых фигурок.
8. Магниты и брелоки
Это еще два вида популярных и недорогих туристических сувениров. Расскажите друзьям о том, что ребенок коллекционирует магниты с изображением маяков, и вам обязательно достанутся интересные экземпляры из разных стран.
9. Ключи
В такую коллекцию могут войти как стандартные ключи с «английским» механизмом и разнообразной резьбой, так и необычные ключи с резными орнаментами, крошечные ключики, которыми открываются шкатулки, а также современные ключи вроде электронно-кодовой «кнопки» для домофонов или ключа-карты.
10. Игрушки на определенную тематику
Тема может возникнуть случайно – от подаренного на день рождения медвежонка или купленного на набережной курортного города кораблика. А позже – разрастись до внушительной коллекции плюшевых медведей и флотилии, занимающей несколько отдельных полок. Динозавры, куклы, легковые автомобили, фигурки кошек – тема коллекции может быть какой угодно, и часто такие увлечения длятся всю жизнь.
11. Канцелярские принадлежности
Интересные карандаши и необычные ручки, ластики и точилки разных форм – пополнять такую коллекцию просто, ведь в магазинах представлено большое разнообразие канцелярских товаров. Чтобы не скупать все подряд карандаши и ластики, предложите ребенку сузить выборку: собирать коллекцию в любимой цветовой гамме или сосредоточиться только на перьевых ручках.
12. Фантики и обертки
Дети любят все яркое, а что может быть разноцветнее, чем обертки от конфет и шоколада. То, что сейчас взрослым может казаться мусором, через годы станет кондитерской историей, и выросший ребенок будет показывать детям, как выглядела его любимая шоколадка и какими интересными были названия у конфет. Хранить фантики удобно в фотоальбомах.
13. Билеты
Собирание билетов может быть увлекательным делом и за несколько лет составить большую коллекцию билетов на транспорт – от трамвайных и автобусных до билетов из путешествий. Не забудьте про билеты на театральные представления и футбольные матчи, на любимый фильм про супергероев и лотерейный билет, который, хотя и не принес выигрыша, стал частью истории.
14. Пуговицы и бусины
Однотонные или разноцветные, глянцевые или матовые пуговицы особенно понравятся детям, которые любят творить, мастерить поделки и придумывать разнообразные игры с использованием мелочей. Такое увлечение будет поводом посетить блошиный рынок в поисках старинных пуговиц, а также магазина крафтовых материалов для приобретения оригинальных экземпляров. Хранить пуговицы удобно в прозрачных баночках для специй или круп – так их можно еще и сортировать по размеру и цветам.
15. Наклейки
Этим занятием можно увлечь даже малышей – в 2-4 года дети любят играть с наклейками. Предложите им клеить стикеры определенного вида (например, с героями мультфильмов) в маленький фотоальбом. Дети постарше любят собирать тематические наклейки, например, с изображениями спортсменов или автомобильных марок.
Помните:
• Помогите детям начать коллекцию и пополнить ее несколькими предметами, чтобы поддержать интерес.
• Помогите организовать и упорядочить коллекцию с помощью контейнеров, полочек, прозрачных банок, ящиков с разделителями и специальных альбомов.
• Иногда азарт угасает или дети вдруг начинают собирать что-то новое. Не нужно их упрекать, все-таки смена интересов случается и со взрослыми. Не выбрасывайте уже собранные коллекции, даже если интерес к ним пропал: это часть жизни ребенка, его увлеченность, затраченное время и добрые воспоминания. Найдите возможность для аккуратного хранения таких вещей.
• Предлагайте идеи и давайте советы, но не настаивайте. Пусть ребенок будет движим собственным интересом, а не указаниями взрослых. Пусть его желание коллекционировать объединяет членов семьи, готовых вносить свой вклад в пополнение детской коллекции.