Приложение МААМ

Консультация «Какой руководитель нужен современной школе?»

Ирина Михайловна Сурженко
Консультация «Какой руководитель нужен современной школе?»
▼ Скачать + Заказать документы

КАКОЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НУЖЕН СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Сурженко И. М., воспитатель

ГБОУ ЛНР «Антрацитовская

специализированная

(коррекционная)

школа-интернат»

От управленческой деятельности директора школы зависят успехи и неудачи в работе всего школьного коллектива. Ничего плохого нет в том, что одним лучше удается административная деятельность, другим – хозяйственная, а кто-то считает главным в своей работе учебно-воспитательный процесс… Современная школа – настолько сложное явление, что функционального подхода здесь не достаточно. Управленская деятельность должна быть направлена на улучшение всей системы обучения и воспитания учащихся.

Темочки:

Управление образовательным учреждением в современных условиях – это сложный процесс. Это правильный выбор целей и задач, анализ достигнутого уровня в учебно-воспитательной работе, это система планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, это работа по повышению уровня обучения и воспитания, а также целенаправленный контроль.

Современная школа развивается в условиях рынка. Закон «Об образовании», решения Министерства образования и науки, материальное обеспечение требуют от руководителей школ новые подходы к управлению образовательным учреждением.

Управление образовательным процессом должно осуществляться комплексно и включать в себя следующие аспекты:

- работу с педагогическими кадрами (инновационно-педагогическая деятельность);

- работу с учащимися (изучение и учёт интересов учащихся);

- осуществление контроля, анализа и регулирования деятельности;

- работу с родителями (привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе);

- работу с общественностью;

- привлечение в образовательное учреждение дополнительных ресурсов;

- осуществление информационного обеспечения.

Как настоящее, так и будущее каждого образовательного учреждения зависит от выбора направлений работы. Ни одна успешная технология не найдет своего развития в учительском коллективе, если ее не будет внутренне разделять и воспринимать руководитель школы.

Управлять школой во времена перемен нелегко. Трудно потому, что школа – сложный живой организм. Ученик заходит в класс, садится за парту, открывает тетрадь. Вряд ли он задумывается о том, что сегодня для него работают не только педагоги, но и технический персонал, повара, медицинские работники, администрация. Ежедневно творческие, физические, духовные энергии многих людей сливаются воедино, чтобы ученик зашел в класс и сел за парту. Множество нитей переплетены. И эти нити находятся в руках школьного администратора.

Высокий культурный и общепедагогический уровень руководителя школы положительно оказывает влияние на педагогический коллектив, вырабатывает стиль работы: люди тянутся к знаниям, к современным методам работы, повышают общую культуру. В такой обстановке педагоги проникают в духовный мир детей, изучают новинки научной и педагогической литературы, говорят о культуре, следят за своим внешним видом, речью и т. д.

В последнее время мы говорим о гуманизации труда. Это особенно важно в области педагогического труда. Руководитель школы должен обладать большим запасом оптимизма, человеческой гуманности, вниманием к людям, большой любовью к детям, терпением, выдержкой и тактом. Директор школы должен пользоваться авторитетом, уважением в коллективе. Его поведение на работе, дома, в общественных местах находится под пристальным наблюдением окружающих. Не только слова и поступки, но и внешний вид, улыбка и голос – всё оказывает влияние на формирование личности учащихся, на характер работы учителей, на вкусы и взгляды многих людей.

Поэтому роль директора школы в современных социально-экономических реалиях очень важна. Именно он создает команду, формулирует миссию образовательного учреждения, определяет виды деятельности. Команда должна существовать как дух организации, как ценность, что разделяется ее сотрудниками, которая выявляется в отношениях между людьми в виде партнерства, единства целей, взглядов и убеждений, взаимного уважения, доверия, поддержки, ответственности и требовательности к себе и коллегам. А главное руководитель создает имидж своей школы. Это - позитивный микроклимат в коллективе, объединение вокруг идеи, «сильная» команда администрации, оптимальный подбор кадров, обеспечение единства образовательного процесса: обучения, воспитания, физического развития; современная материальная база, школьные традиции, постоянный поиск нового, прогрессивного, высокий уровень воспитанности участников образовательного процесса.

Директор школы – это визитная карточка учебного заведения, его лицо. Сегодня руководитель образовательного учреждения – это администратор, экономист, юрист, маркетолог, пиар-менеджер, специалист по кадрам. И, конечно, психолог, социолог, педагог и просто творческий человек. Креативность мышления – обязательная черта руководителя.

Высокий уровень управленческой культуры директора школы характеризуется использованием демократического стиля руководства, созданным в коллективе благоприятным социально-психологическим климатом, хорошо развитой сетью коммуникаций, развитием творческих способностей и ростом профессионального мастерства учителей школы, коллегиальным подходом к управлению заведением, применения проектных технологий, использованием современных технологий управления и формирования стратегии развития учреждения, которая основывается на глубоком анализе кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса и потребностей населения в образовательных услугах. Вследствие компетентности и творческого подхода к делу директор обеспечивает умелое, высококвалифицированное управление учебно-воспитательным процессом. Под его руководством осуществляется прогнозирование и системное планирование работы учреждения, обеспечивается контрольно-аналитическая деятельность. Руководителем должны быть распределены должностные функциональные обязанности между членами администрации с учетом их профессиональных и деловых качеств с целью оптимальной организации деятельности административно-управленческого звена.

Руководитель школы должен умело распределять обязанности, создавать должные условия для работы, проявлять твёрдость и требовательность. Уметь чётко обеспечить контроль и руководство, необходимыми материалами и пособиями. Сочетание учебно-воспитательных и хозяйственных задач – одна из самых больших трудностей в работе современной школы.

Стержневым положением административной деятельности директора школы является идея о направленности управления учебным заведением на обеспечение динамичного развития школы путем преобразования всех ее компонентов и ориентация на отказ от авторитарных подходов к управлению; ее реализация создает основы для демократизации управления учебным заведением [3, 125].

Глубокие знания основ развития учебного заведения и профессиональная компетентность директора является одним из главных компонентов в управлении учебно-воспитательным процессом современной школы. Совместная, координированная директором образовательного учреждения, действенная работа совета школы, попечительского совета и родительского комитета является составной общественно-государственной формы управления. Управление педагогическим и учебно-воспитательным процессом в школе базируется на основе принципов творческого подхода, инициативы и сотрудничества всех субъектов управленческой системы, плановости, демократизации, гуманизации, научной организации труда, психологического обеспечения [2, 98].

Можно со всей определенностью сказать, что без авторитета нет достойного руководителя. Авторитет руководителя – это не только его личный авторитет. Он опирается на авторитет всего педагогического коллектива школы. И чем лучше объединенный педколлектив, чем выше его общий авторитет среди учащихся, родителей, тем более авторитетнее каждый учитель. Основа авторитета определяется, как итог, экономическими и политическими отношениями, которые преобладают в обществе.

Внедрение в практику основных требований организации труда зависит от тех условий, которые создаются для всех работников в школе. Это элементарный порядок, экономия времени, материальное обеспечение, педагогическая культура, ответственность сотрудников за порученное дело.

Только совместная деятельность администрации, педагогических работников по выработке рациональных методов ведения учебно-воспитательного процесса обеспечивает наиболее высокие результаты при наименьшей затрате сил и времени.

Современный директор должен обладать общей подготовкой, должен следить за основными событиями в стране и за рубежом, быть осведомлённым в вопросах науки и культуры, иметь тонкий художественный вкус, знать современную педагогику и психологию. Только образованный человек может руководить современной школой.

Таким образом руководитель образовательного учреждения должен уметь:

-формировать команду единомышленников;

-обеспечивать условия для самореализации;

-стимулировать и поддерживать творческую инициативу;

-внедрять новые технологии в управленческие процессы;

-делегировать полномочия, развивать формы самоуправления, общественного контроля, попечительства;

-привлекать и грамотно использовать источники финансирования;

-задействовать новые социальные ресурсы в кадровой политике;

-заботиться о создании имиджа и поддержании статуса образовательного учреждения.

Важным показателем эффективного управления образовательным учреждением в условиях внедрения ФГОС является стабильность педагогического коллектива. Поэтому сегодня руководитель образовательного учреждения должен находить пути решения кадровой проблемы, стратегий развития и успеха учебного заведения, заботиться о морально-психологических факторах коллектива. А это совместная работа педагогического совета, профсоюза, родительского комитета, детского самоуправления и общественности.

Имея опыт работы руководителя, считаю, что современный директор в своей работе должен руководствоваться следующими правилами, а именно:

• Проявлять интерес ко всему новому, постоянно повышая уровень своей педагогической и общей культуры;

• Проявлять решимость в решении проблем, быть уверенным в своих силах;

• Всегда ставить на первом месте коллектив, а потом – задачи;

• В условиях дефицита времени уметь определить главное и концентрировать на нем внимание и усилия;

• Делегировать решение текущих дел-заданий коллегам, этим вы стимулируете их инициативу, но при этом четко определите права и обязанности каждого;

• Стремиться не командовать, а больше переубеждать, придерживаясь демократического стиля руководства;

• Совещание, педсовет, собрание, конференцию нужно хорошо подготавливать;

• Четко контролировать выполнение принятых решений;

• Быть внимательным к коллегам и изучать их творческие возможности, чтобы рационально использовать их интеллектуальный потенциал;

• Используя поощрения и наказания, помнить, что замечания лучше делать один на один, а похвалить лучше при всех;

• Не допускать психологического напряжения в коллективе; доброжелательность, уважение, корректность, улыбка должны всегда быть на лице.

• Уважать личность ученика. Сотрудничать с родителями и общественностью.

Доброжелательные отношения директора с коллективом способствуют созданию в коллективе атмосферы доверия. Толерантность, взаимоуважение, взаимопонимание между всеми участниками учебно-воспитательного процесса – это то, чего в образовании не хватает. Мы решим все проблемы, если в отношениях администратор – учитель – ученик – родители – общественность будем толерантными, если будет создан позитивный имидж школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Зарецкая И. И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / М. : Сентябрь, 2002. - 160 с.

2. Пометун А., Середяк Л., Сущенко И., Янушевич О. Управление школой, меняется. Советник современного директора. - Тернополь: Издательство Астон, - 2005. - 192 с.

3. Руднев Е. А. Развитие лидерского потенциала директора школы. - М. :НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 160 с.

4. Хоружа Л. Этико-педагогические аспекты совершенствования управленческой деятельности руководителя школы // Директор шк., Лицея, гимназии. - 2002. - No 6. - с. 65-69.

5. Шакуров Р. Х. Педагогический коллектив как объект управления: Социально-психологические основы управления. - М. : Знание, 1990. - 156с.

Публикации по теме:

Консультация «Авторские сказки и стихи в чтении художественных текстов современной детской литературы» Общая тема: «Позитивный творческий подход к чтению художественных текстов современной детской художественной литературы с помощью авторских.

Консультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку»Консультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку» Организация предметно-развивающей среды –непременный элемент педагогического процесса, носящий развивающий характер. Каждому педагогу.

Консультация для педагогов по самообразованию «Обмен опытом: прикладной арсенал современной мнемотехники» Консультация для педагогов по теме самообразования. Обмен опытом: «Прикладной арсенал современной мнемотехники, как набор унифицированных.

Консультация для родителей «Какой конструктор лучше?» Все ли конструкторы одинаково полезны? Этот вопрос задают многие родители при выборе конструктора для своего ребенка. Но из-за множества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Какой руководитель нужен современной школе?»
Опубликовано: 23 ноября 2024 в 10:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Какой руководитель нужен современной школе?»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михайловна Сурженко (УИ 3484646) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД