Нататья Калинина
Консультация «Когда отпустить руку ребёнка?»
Пока малыш держит родителей за руку, можно ничего не бояться: ни сумасшедшего дорожного движения, ни высоты, ни вреда, который могут причинить другие. Но все понимают, что по мере взросления, должна расти и самостоятельность детей. Ведь настанет день, когда маме и папе нужно будет отпустить руку. А ребенку необходимо станет действовать своими силами и умом. И что тогда?
Публикация «Консультация „Когда отпустить руку ребёнка?“» размещена в разделах
Инфантильность, сложности с принятием решений, неумение обслужить себя, заправить постель, постирать одежду, сварить простые макароны - это последствия гиперопеки. Немудрено, ведь с самого рождения взрослые берут на себя все эти функции и не дают детям возможность сделать что-то самим. У современных детей нет той свободы, которая еще несколько десятилетий назад была у их родителей, бабушек и дедушек. Они ходят в школу и передвигаются по городу с сопровождающими, играют во дворе под присмотром. Всему этому есть объяснение: криминальные хроники в СМИ и скопление автомобилей на улице вынуждают родителей контролировать каждый детский шаг в целях безопасности.
Бывает, что ребенок едет лечиться в санаторий, но родители сами не готовы его отпустить. «У нас ребенок домашний, боимся, что будет сильно скучать». Так происходит подмена понятий, нежелание родителей признать, что «не ребенок будет скучать» по дому, а они «будут скучать по ребенку.
Способность детей к самостоятельно добираться до детского сада или в гости к друзьям можно определить, если:
- дети соблюдают данные им напутствия: идти знакомой дорогой, не сворачивать с пути, быть дома в назначенное время, звонить по приходу в нужное место
- знают правила дорожного движения;
- вы много раз вместе проходили нужный путь и отработали его до автоматизма (в первое время можно договориться, что вы будете идти немного позади, пока ребенок не обретет полную уверенность в маршруте);
- дети знают, как вести себя с незнакомцами, к кому обратиться, если они заблудились или плохо себя чувствуют;
- могут назвать свой адрес и телефоны родителей сотруднику полиции и т. д.
Прежде чем оставлять ребенка дома одного, родители должны быть уверены, что он не откроет дверь незнакомцу, понимает правила обращения с бытовыми и электрическими приборами, умеет открывать и закрывать дверь ключом, знает, как позвонить своим родителям на мобильный и рабочий телефоны, какие номера набирать в экстренных случаях.
Вы должны быть абсолютно уверены в психологической готовности ребенка ночевать без родителей, прежде чем отправлять его в санаторий или к родственникам на длительный срок. Пока дети морально и физически дорастают до некоторых вещей, их стремление к самостоятельности все равно должно развиваться.
На заметку:
1. Не делайте работу за детей.
Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Ребенок получил необычное домашнее задание – поговорите о том, как, по его мнению, его нужно выполнить. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать выводы, родителям необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы.
2. Поощряйте самостоятельную игру.
Предоставляйте детей самим себе, оставаясь наблюдателем. Это побудит их выдумывать игры из трех палочек, воображаемые миры, нестандартный досуг. Позвольте детям скучать и не стремитесь на каждое «мне скучно» предложить список развлечений. Иногда стоит сказать: «Ну, так поскучай немного», как через пять минут они сами находят себе занятие. Первая независимость ребенка – это независимость в игре.
3. Разрешайте допускать ошибки.
Вот ребенок собирает свою первую схему конструктора. С высоты лет вы уверены, что он непременно ошибется, пропустит важную деталь. Все-таки остановите свой порыв вмешаться и собрать модель по всем правилам. Только ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Вступайте, когда помощь потребуется и вас о ней попросят. В остальных случаях гордитесь словами «я – сам».
4. Хвалите за проявленную инициативу.
Дети самостоятельно помыли посуду, подмели пол, вызвались накрыть на стол, впервые дотянулись до турника, налили себе воды, скатились с горки, на которую несколько лет боялись залезать, пришили пуговицу– порадуйтесь вместе с ними. Не указывайте на оставшуюся в углах пыль или пришитую наперекосяк пуговицу, а непременно похвалите за желание сделать что-то самостоятельно. Ребенок, хотя бы раз получивший похвалу и почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, обязательно захочет испытать это ощущение еще раз.
5. Не вмешивайтесь в каждый шаг.
Детские конфликты стоит держать в поле зрения, но дать участникам возможность решить их самим. Почувствуйте момент, когда необходимо вступить и развести ссорящихся детей в разные стороны. Если это словесная перепалка или неумение поделить игрушки, то позвольте детям справиться с ситуацией самостоятельно, иначе кто-то из них всегда будет уповать на помощь взрослых и манипулировать этим, криком выбивая свое. Сейчас они учатся решать споры со сверстниками в простой игре, во взрослой жизни этот опыт позволит им находить выход из конфликтных ситуаций с коллегами, начальством, членами семьи.
6. Воспринимайте детей всерьез.
Относитесь к их суждениям внимательно, чтобы в будущем они не стеснялись приходить за помощью и знали, что это их проблемы, они не будут вас умалять решить все за них. Дети доверяют взрослым, которые относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают «на равных», не переходя на детский язык, не дразня и не высмеивая. Больше доверия.
7. Поддерживайте в доме среду.
Она должна быть удобна для самостоятельных действий: низкие шкафчики, из которых ребенок сам сумеет доставать одежду, висящие на уровне глаз крючки для верхней одежды, зубную щетку и мыло на доступном уровне, возможность самому взять яблоко со стола или легко помыть его, приставив к мойке специальную ступеньку. Желательно организовать быт так, чтобы детям не приходилось то и дело просить взрослых помочь с элементарными вещами.
8. Позвольте ребенку решать.
Когда младенчество останется позади, давайте детям больше возможностей для выбора. Пусть их тело подсказывает, надевать ли кофту на улицу или достаточно короткого рукава, пусть дети решают сами, что взять сегодня на прогулку: велосипед или мяч, кого приглашать на день рождения. Может случиться так, что им не понравится результат принятого решения, тем не менее, это важный момент, когда ребенок учится оценивать последствия своего выбора.
9. Вводите в курс взрослых дел.
Полезным вещам можно научить в повседневных ситуациях: как выкладывать продукты на ленту в супермаркете, оплачивать проезд в общественном транспорте, куда выбрасывать мусор. Идите навстречу, когда дети захотят порезать свой первый салат или перемешать миксером крем для торта. Держите их в курсе хозяйственных дел: пусть посветят фонариком, когда вы снимаете показатели квартирных счетчиков, сходят с вами в банк оплатить счета или на почту отправить посылку.
10. Закрепляйте домашние обязанности.
Каждая семья сама решает, что это будет: заправлять постель, мыть посуду или пол в своей комнате, складывать самостоятельно свои вещи в шкафчик или тумбочку («каждой вещи свое место», чистить аквариум, накрывать на стол – у ребенка должна быть своя зона ответственности и желательно, чтобы взрослые не касались этих дел. Давайте детям посильные поручения.
11. Воодушевляйте пробовать новые вещи.
Нестандартная ситуация, например, поход на неделю в место, далекое от техники и цивилизации, потребуют от детей новых усилий. Находясь рядом, вы понаблюдаете за тем, как, выйдя из зоны комфорта, дети принимают решения, пробуют выполнять что-то без поддержки взрослых и обретают полезные навыки: приготовление еды, обустройство быта, умение работать в команде и приносить пользу.