Наталья Потапова
Консультация для родителей на тему «Адаптация ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация ребенка в детском саду»
При приеме ребенка в детское учреждение, воспитатели часто используют термин «Адаптация» или «Адаптационный период». Что же такое это такое? Адаптация – это приспособление, привыкание к новому, неизвестному, неизведанному.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Адаптация ребенка в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
До посещения детского сада ребенок в основном проводит время с мамой в домашней, родной обстановке. Это его маленький уютный мир, в котором он живет. Другого мира он еще не знает. В этом микроклимате начинает формироваться личность.
Отдавать ребенка в детский сад или нет – вопрос многих семей. Родителям страшно менять то, чего они достигли в воспитании своего малыша.
Если проанализировать поведение детей в первые дни пребывания в детском саду, можно увидеть, что не у всех детей приспособление проходит легко и быстро. В период адаптации поведение ребенка чаще всего меняется и сопровождается рядом нарушений поведения и общего состояния.
К таким нарушениям относят:
- Нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
- Нарушение сна (сон кратковременный, прерывистый)
- Меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются)
- Повышение температуры тела
- Изменения характера стула
- Нарушение некоторых приобретённых навыков (ребенок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
В своей работе воспитатели используем все методы и приёмы, чтобы ребенок, который пришел первый раз в группу, чувствовал себя не брошенным мамой, а заинтересованным в познании чего-то нового, необычного. А также, чтобы его адаптационный период стал как можно легче и закончился как можно быстрее.
Длительность привыкания к новым социальным условиям зависит напрямую от индивидуальных особенностей ребенка. Дети одного и того же возраста ведут себя по- разному: одни плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным плачем, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать. Другие, наоборот, внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать через 6-8 дней или даже позже.
Что сделать родителям и воспитателям для того, чтобы адаптационный период проходил для ребят безболезненным и легким?
Что должны знать родители?
- Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке около дома, т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретенные умения и навыки в обстановку детского сада.
- Еще до посещения детского учреждения можно осуществлять прогулки по территории детского сада, вести наблюдение за играми детей на прогулке. При этом обязательно рассказать малышу как играющим детям весело и хорошо.
В первые дни, ребенок должен прибывать в группе не более 2-3 часов.
Для таких посещений рекомендуются часы, отведенные для прогулок, игр.
Это позволяет быстрее определить отношение ребенка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от контактов с новой средой.
Установление эмоционального контакта ребенка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека.
В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребенком и воспитателем в новой ситуации.
Очень полезны экскурсии по группе, с описательным рассказом воспитателя про все зоны группы.
Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
Необходимо:
До приема выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребенка.
В первые дни не нарушать, имеющиеся у ребенка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребенка к новому укладу жизни.
Приблизить домашние условия к особенностям детского сада; внести элементы режима, упражнять ребенка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслужить.
В зависимости от уровня навыков общения ребенка, контакт, установленный с семьей, должен быть дифференцирован, т. е. в соответствии с группой адаптации ребенка должны быть определены объем и содержание работы с семьей.
Не все мгновенно увидят плоды своих трудов. Адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребенок заболел во время адаптации. Иногда, после выздоровления, ребенку приходится привыкать заново. Не стоит беспокоиться, глядя на других детей, которые очень быстро привыкли к детскому саду. Все дети индивидуальны, к каждому нужен свой подход и разное время для адаптации.
Одним из самых главных факторов быстрой адаптации ребенка к детскому саду является согласованная работа воспитателей и семьи. Только с помощью родителей можно найти правильный подход к ребенку.