Пастухова Юлия Валентиновна
Кляксография. Особенности организации занятий по кляксографии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
10.11.2019
Кляксография — это рисование пятнами. Суть данной техники заключается в том, чтобы разглядеть в кляксе какой-то образ и дополнить его деталями. Таким образом, ребёнку не требуется для рисования особых навыков — нужно только включить фантазию. Воображение юного художника сделает кляксу доброй или злой, милой или страшной. Например, одно и то же чёрное пятно можно превратить в различных сказочных героев или животных. Ручеёк краски от кляксы может убежать в любой угол листа и изображение может получиться каким угодно. Главное создать замысел будущего рисунка.
Публикация «Кляксография, Особенности организации занятий по кляксографии в детском саду» размещена в разделах
Немного поработав кисточкой, можно создать диковинное сказочное существо, которое никто никогда не видел, и наделить его своим неповторимым характером. Занятие кляксографией позволяет ребёнку весело провести время, поскольку, раздувая пятно, никогда нельзя предугадать заранее, как будет выглядеть конечный результат. Такая деятельность ещё и полезна для здоровья: выдувание через соломинку укрепляет лёгкие (это особенно полезно для профилактики кашля, что актуально для часто болеющих ребят.
Занятия кляксографией в детском саду можно начинать уже со второй младшей группы. Трёхлетний малыш вполне способен ставить краской кляксы, а затем рассматривать их, чтобы представить какой-то образ. Воспитатель при этом помогает ребё нку наводящими вопросами: «На что похожа твоя клякса?», «Какой у неё характер, она весёлая или грустная?». Такие рассуждения очень полезны, поскольку развивают мышление, речь и фантазию дошкольника.
Следующий этап — это непосредственно изобразительная деятельность — дорисовка кляксы. Таким образом можно составить целую сюжетную картинку. Благодаря кляксографии дошкольник учится передавать силуэтное изображение, гармонично располагать объекты в пространстве, смешивать оттенки цветов, развивает глазомер и координацию движений рук. Данная техника раскрепощает детей: их творчество становится смелым и непосредственным. Кстати, этот способ рисования успешно используют психологи в качестве арт-терапии. Если в младшей группе воспитатель предлагает на занятиях кляксографией простейшие задания, сам иногда помогает дополнить изображение, то в более старшем возрасте вводятся дополнительные техники и более сложное дорисовывание деталей. Используемые материалы и основа Для занятия кляксографией педагог предлагает ребятам жидкие акварельные краски — именно они позволяют рисовать пятнами. Для творчества дошкольникам также понадобятся жёсткие кисти (с плотным ворсом) разного размера (тонкий ворс пригодится для прорисовки деталей) и коктейльные трубочки. Можно использовать пипетки — для образования маленьких пятен.
В качестве основы желательно использовать плотную бумагу или картон, так как метод кляксографии предполагает большое количество воды на поверхности для рисования. Приё мы рисования: основная техника и дорисовывание деталей Техника кляксографии основана на использовании двух ключевых приёмов (их можно совмещать или же применять по отдельности) : Капельный способ. Больше всего он подходит для создания пейзажей. Большая жёсткая кисть пропитывается жидкой акварелью и встряхивается над местом, где нужно оставить большое пятно. Если же необходимы миниатюрные кляксы, то следует слегка постукивать по деревянной основе кисточки. Для точечного нанесения акварели можно использовать пипетку. Создание разноцветных пятен разного размера позволяет создавать интересные замысловатые композиции. Метод растекания. Для рисования понадобится обычная кисть (не обязательно жёсткая). С помощью большого количества краски образуется жидкое пятно, которое затем раздувается соломинкой в разные стороны. В результате получается клякса с множеством подтёков — это основа для творчества. Далее изображение дополняется в соответствии с фантазией юного художника.
Методика рисования дерева с помощью кляксографии Эффектно изобразить дерево в технике кляксографии помогут следующие советы: вначале нужно поставить кляксу в нижнюю часть листа; кончик соломинки немного наклонить в краску и подуть на каплю через неё по направлению к верхней части основы — получится ствол; раздувая краску от ствола в разные стороны, формируем ветки, при этом для образования тоненьких ветвей нужно быстро двигать соломинку из стороны в сторону либо резко дуть на маленькие капли. Важная часть занятия по кляксографии — прорисовка дополнительных деталей образа. При этом для работы дошкольникам понадобится кисть с тонким ворсом и краски. Хотя в некоторых случаях уместно использовать карандаши или фломастеры, например, чтобы изобразить иголки сосны и оформить вокруг неё цветочную полянку.
Оригинальные работы получаются при сочетании кляксографии с другими нетрадиционными техниками рисования и аппликацией. Так, используя ватные палочки, можно красиво изобразить ягоды и листья на ветке рябины, а также оформить таким способом рамку рисунка.
Занятия по кляксографии в детском саду проводятся по определённым темам. В основном это растительная тематика, подводный мир. В старшей и подготовительной группе деревья рисуются более детально, акцент ставится на дополнительных деталях. В младшей группе в технике кляксографии можно рисовать солнышко, а в средней группе задание следует усложнить — дополнить изображение антропоморфными чертами: нарисовать солнышку глазки, носик, ротик, придать ему весёлое либо, наоборот, грустное выражение лица. Другие возможные темы: «Разноцветный салют» (можно организовать как коллективную работу, «Бабочка», Ёжик», «Цыплёнок», «Паучок», «Птички в гнезде». В старшем дошкольном возрасте можно предложить фантазийную тему «Волшебное превращение кляксы» или «Живая капля» : каждый ребёнок самостоятельно продумывает содержание своего рисунка. Одна и та же клякса может превратиться в рыбку, лисичку, дикобраза и прочих живых существ.