ЕЛЕНА КАЗАКОВА
Клинический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения
▼ Скачать +Заказ
Клинический аспект проблемы умственной отсталости
в период школьного обучения
Все причинные факторы умственной отсталости условно можно разделить на 2 группы: эндогенные (внутренние, чаще всего наследственные, и экзогенные (внесенные) – врожденные и рано приобретенные (до возраста 3-х лет).
По наследству, по данным В. П. Эфроимсона, М. С. Блюминой, на генетическом уровне передаются около 50-70% дифференцированных
Публикация «Клинический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
умственной отсталости. Около 1500 нервных и психических заболеваний (в том числе и умственная отсталость) связаны с неблагоприятными генными мутациями и около 300 – с хромосомными мутациями, например, болезнь Л. Дауна, синдром Лежена, плодный алкогольный синдром, неврофиброматоз. В связи с отрицательными изменениями в биосфере, широким распространением наркомании, в том числе алкоголизма и курения, особенно, среди молодежи, не исключено увеличение количества детей с дифференцированными формами умственной отсталости. В этой группе детей могут быть умеренные и легкие степени умственной отсталости, но преобладают тяжелые и глубокие степени, а
в части случаев и такие варианты недоразвития головного мозга, которые несовместимы с жизнью плода или родившегося младенца.
В последние годы наиболее интенсивно изучаются наследственные формы умственной отсталости.
В настоящее время установлено, что одной из форм частных причин глубокой умственной отсталости являются хромосомные аномалии, которые составляют около 15% от всех случаев. Диагностика хромосомных форм умственной отсталости основывается на комплексе показателей, полученных при клиническом и цитогенетическом обследовании.
Неблагоприятные наследственные факторы могут выступать самостоятельно, но чаще в сложном взаимодействии с факторами внешней среды, то есть неблагоприятная окружающая среда может провоцировать наследственную предрасположенность к различным заболеваниям.
Экзогенных этиологических факторов очень много. Хронические заболевания матери во время беременности и в период кормления грудью (диабет, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков, бронхиальная астма и другие заболевания, ведущие к гипоксии плода, приемы некоторых лекарственных препаратов, профессиональные интоксикации и др.). Все эти вредности нарушают развитие плода.
Патологически протекающая беременность (например, тяжелый токсикоз, угроза выкидыша и др., патологические роды – все это может быть причиной умственной отсталости или других нарушений психофизического развития ребенка.
Перенесенные матерью во время беременности различные инфекции: вирусные, микробные, так же могут приводить к умственной отсталости.
Причиной неблагоприятных последствий для психофизического развития плода или ребенка после его рождения может быть влияние повышенной радиоактивности биосферы (атмосферы, воды, почвы, растительного и животного мира). Особенно чувствительным к радиоактивному облучению является генетический и хромосомный аппарат зародышевых клеток.
Многие из названных причин умственной отсталости имеют значение и после рождения ребенка. Примерно, до 3-х лет его жизни, так как развитие мозга у людей продолжается интенсивно примерно еще 3 года после рождения.
В настоящее время существует большое количество различных систематик умственной отсталости. Только в англоязычных странах их насчитывают свыше 20. Классификации умственной отсталости отличаются друг от друга в зависимости оттого, что считают основным в этиологии и патогенезе этого заболевания.
Разнообразие симптоматики умственной отсталости является причиной появления классификаций, созданных на основе психологических и клинических признаков. Так, в прошлом веке выделялись такие типы олигофрении, как: апатичный, ажитированный, сенситивный, боязливый и так далее. Г. Я. Трошин
К. Schneider разделил детей с олигофренией на хвастливого болтуна, закоренелого ханжу, бессмысленно-упрямого, инертно-пассивного.
Расширение знаний о причине психического недоразвития привело к созданию различных классификаций на основе этиологических принципов. C. Frankenstein предложил выделить 2 типа общего психического недоразвития:
1) экзогенный (органический); у больных нет грубых неврологических нарушений, характеризуется выраженным нарушением восприятия и образования понятий;
2) эндогенный (неорганический); у больных не так грубо нарушены восприятия и образование понятий;
Работы цитогенетиков J. Lejeun, J. Book, C. Ford открыли возможности для понимания роли хромосомных нарушений в этиологии олигофрении. Опираясь на приведенные цитогенетиками исследования, G. Jervis предложил классификацию, которая является одной из наиболее подробных в этой области. Он разделил психическое недоразвитие на 2 большие группы:
1) физиологические;
2) патологические: эндогенные и экзогенные.
Классификация Американской ассоциации по изучению психического недоразвития выделяет шкалы для оценки интеллекта и поведения. Интеллектуальная шкала выявляет несколько степеней психического недоразвития: пограничная, легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. С помощью поведенческой шкалы оценивается степень адаптического поведения R. Heber.
С. Ingram и J. Gandreau [3, 4, 5] создали классификацию для педагогов. Они выделяют, например:
1) способны к обучению в массовых или вспомогательных школах;
2) способны к приобретению навыков самообслуживания;
3) вовсе неподдающиеся воспитанию.
Определение коэффициента одаренности, степени социальной приспособленности и изучение степени обучаемости, по мнению этих авторов, позволяет оценить интеллектуальную неполноценность.
В отечественной психиатрии наиболее известны систематики М. С. Певзнер, С. С. Мухина, Г. Е. Сухаревой, Д. Н. Исаева, В. В. Ковалев [1, 2, 6, 5,7].
В основу классификации Г. Е. Сухаревой положены 2 основных критерия: «хроногенный фактор», то есть этап эмбриогенеза, на котором происходило действие вредности и качество вредности. Эта классификация имеет этиопатогенетическое и клиническое содержание. Все клинические формы умственной отсталости (по Г. Е. Сухаревой) подразделены на 3 группы в зависимости от времени воздействия этиологического фактора.
ПЕРВАЯ группа – олигофрении эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей) :
1) болезнь Дауна;
2) истинная микроцефалия;
3) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению и другие энзимопатические формы умственной отсталости;
4) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи.
ВТОРАЯ группа – эмбрио- и фетопатии:
1) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия);
2) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия);
3) олигофрения, обусловленная токсоплазмом и листериозом;
4) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;
5) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами);
6) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных.
ТРЕТЬЯ группа - олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве:
1) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией;
2) олигофрения, возникающая в результате черепно-мозговой травмы в постнатальном периоде (в раннем детстве);
3) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитам, менингоэнцефалитами и менингитами.
По структуре клинических проявлений выделяют неосложненную и осложненную формы олигофрении. Осложненные формы чаще возникают при воздействии на развивающийся мозг неблагоприятных факторов на более поздних стадиях внутриутробного развития в сочетании с повреждающим воздействием асфиксии и родовой травмы.
Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального дефекта делят на 3 степени:
1. Дебильность (легкая степень умственной отсталости).
2. Имбецильность (средняя степень умственной отсталости).
3. Идиотия (тяжелая степень умственной отсталости).
В 8-м и 9-м пересмотре МКБ ВОЗ предполагается не 3, а четыре степени интеллектуальной недостаточности. Определение степени психолого-педагогического изучения производится путем психометрического тестирования и подсчета интеллектуального коэффициента IQ (отношение психического возраста к паспортному).
В соответствии с МКБ-10 ВОЗ (Международная классификация 10-го пересмотра) приняты следующие условные показатели IQ :
психическая норма = 100-70;
легкая степень умственной отсталости = 69-50;
умеренная (средняя) степень умственной отсталости = 49-35;
глубокая степень умственной отсталости = 20 и ниже.
В классификации умственной отсталости МКБ-10 ВОЗ содержится шифр для статистической обработки и диагностические формулировки.
Клинический подход важен в определении тяжести органического поражения головного мозга и в разработке программы психолого-педагогического изучения детей с умственной отсталостью с разной степенью выраженности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии - М., 1999 – 214 с.
2. Воронкова В. В. Актуальные проблемы олигофренопедагогики – М., 1998. – 290 с.
3. Дульнев Г. М., Лурия А. Р. Принцип отбора детей во вспомогательные школы. – М. : Просвещение, 2001 – 179 с.
4. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М. : Педаг. 1993. – 159 с.
5. Замский Х. С. Умственно отсталые дети : История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20 века. – М., 1995. – 290с.
6. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – К. : 1998 – 309 с.
7. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они дети с отклонениями в развитии? – М., 1998. – 267 с.