Евгения Никифорова
Классный час с использованием притч, направленных на понимание подростком как правильно наладить общение
Участники-обучающиеся 8 класса.
Ход мероприятия:
1)Вступительное слово о том, что данное мероприятие поможет в общении найти конструктивные выходы из сложившихся ситуаций. Ситуации будут в виде притч.
2)Разрешение ситуации, предложенных в притчах.
1. Притчи «Коробочка».
Один человек всю жизнь искал идеальное устройство жизни. Он обошёл много стран. В одном городе на площади он увидел толпу. Все по очереди подходили к стоявшей в середине коробочке и заглядывали в неё.
Странник заглянул в коробочку и нашёл в ней то, к чему стремился всю жизнь.
Публикация «Классный час с использованием притч, направленных на понимание подростком как правильно наладить общение» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в старшей школе
- Классный час
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Вечером на отдыхе у крепостной стены со странником разговорился какой-то бродяга. Он восторгался тем, что увидел в коробочке. Оказалось, что он увидел совсем другое. Странник удивился.
-Ты просто смотрел с другой стороны, - ответил бродяга.
Обсуждаем и делаем вывод.
Вывод из притчи : каждый в желаемом находит то, что ему хочется увидеть. У каждого свои идеалы в жизни.
2 Притча «Как наладить общение».
Юноша и старец пришли к мудрецу зза советом. У них не складывались отношения с людьми.
Юноша раздражался в разговоре с людьми, потом просил прощения. Старец же считал, что он вправе указывать людям на их недостатки, никогда не просил прощения.
Люди избегали общения с ними, хотя ни юноша, ни старец не видели изъянов в своём поведении.
Мудрец согласился помочь и велел им построить красивую изгородь. Когда изгородь была готова, мудрец дал каждому большие гвозди и тяжелый молоток. Каждый раз, когда каждый с кем-нибудь ссорился, он забивал гвоздь в доску на ту глубину, какой силы был конфликт и рассказывал другому подробности ситуации.
Юноша забил много гвоздей,но неглубоко. Старец забил меньше, но глубоко. Но оба удивлялись неразумности своих поступков. Со временем гвоздей забивалось меньше,а потом пошли дни, когда они не забили ни одного гвоздя.
Тогда мудрец дал им клещи, чтобы они выдернули свои гвозди. Юноша вытягивал свои легче, но их было много. У старца гвоздей было меньше, но вытаскивал их с большим усилием. По окончании работы, они увидели, что изгородь покрыта множеством дырок разной глубины.
Мудрец сказал: «Посмотрите на дело рук своих: так обстоят дела в вашей жизни. Сколько сил надо, чтобы построить отношения и сколько усилий, чтобы их разрушить. Дыры-следы обидчика, ранящие чужие души. Не просто выдернуть гвозди обид, поэтому безнадежно испорчены отношения»
С тех пор юноша и старец стали образцом добрых отношений с людьми. И тех, кто просил их построить с людьми теплые и близкие отношения, они приводили к дырявому забору, чтобы люди не причиняли боль окружающим.
Не хотите взглянуть, какая изгородь у вас?
Обсуждаем и делаем вывод.
Выводы: надо учиться строить отношения с людьми,надо вести себя так, чтобы неверными действиями и поступками не причинить боль окружающим людям.
3. Притча «Как перестать обижаться и обижать».
Ученик спросил учителя:
- Вы мудрый, всегда в в хорошем настроении, никогда не сердитесь. Помогите мне стать таким.
Учитель попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет и сказал ученику: «Если ты затаишь обиду на человека, возьми картофелину. На ней с одной стороны напиши свое имя, с другой имя этого человека, затем положи картофелину в пакет. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься или кого-то обидишь, добавлять в него картофель» .Ученик согласился.
Шло время. Пакет ученика пополнялся картошкой и стал тяжелым. Его неудобно было ежедневно носить с собой.
А тут картофель, что он положил в самом начале, стал портиться и приобрёл резкий неприятный запах.
Ученик вновь пришел к учителю и сказал: «Это уже невозможно носить с собой: пакет тяжелый и картофель испортился. Предложите что-нибудь другое».
На это учитель ответил:«Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжелый камень. Потом камней становится все больше и больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Это слишком тяжелый груз для тебя, но он постоянно с тобой. Ты увидел этот процесс со стороны».
Обсуждаем и делаем вывод.
Вывод : когда вы решите обидеться или обидеть кого-то, подумайте, нужен ли вам этот камень.
Задание 2.
Проведение с подростками игр и упражнений :
Цель: созданию благоприятной атмосферы, развитие внимания, мышления; воображения; развитие невербальной коммуникации, координации своих действий, умение взаимодействовать в команде. Развитие навыков невербального общения.
1. Игра «Кенгуру»
Цель: создание благоприятной атмосферы, развитие внимания.
Количество участников: до 20 игроков.
Время проведения игры: 10 минут.
Описание:
Ребята стоят по двое друг за другом,образуя круг. Ведущий «на ухо» каждому участнику, стоящему во внутреннем круге, говорит название разных животных. Те, кто стоит сзади-ловцы зверей. Ведущий называет животного. Участник внутреннего круга, услышав название своего животного, должен выпрыгнуть в круг, а стоящий сзади, поймать его и не пустить. Если участника поймал стоящий сзади игрок, игра продолжается с прежним ведущим. Если игрока не поймали, он становится ведущим и сам продолжает игру.
2. Игровое упражнение «Здравствуйте»
Цель:
• развитие внимания, мышления;
• создание благоприятной атмосферы.
Количество участников: до 30 игроков.
Время проведения игры: 5 минут.
Описание игры.
Дети сидят в кругу и считают до 60. Вместо числа 3 и числа, которое делится на 3 говорят: «Здравствуйте!». Кто ошибся, выходит из игры.
По окончании игры выбывшим дают задание (произнести скороговорку, прочитать четверостишье, одновременно хлопая в ладоши и др, изобразить танцевальное движение и др.)
3. Упражнения «Ищу друга».
Цель:
• развитие воображения;
• развитие невербальной коммуникации.
Количество участников: до 20 игроков.
Время проведения игры: 5-10 минут.
Ребятам раздать листы бумаги. У вас пропал друг. Каждый пишет: «Ищу друга»и указывает его лучшие качества. Листы не подписываются. Все объявления сдаются ведущему. Ведущий раскладывает по партам объявления. Учащиеся ходят, читают их и выбирают 3 самых лучших, которые больше всего им понравились. После этого зачитываются объявления, которые набрали наибольшее количество голосов. Обсуждается, почему именно эти объявления привлекли внимание, что в них особенного.
Ведущий: каждый человек обладает определёнными качествами, Но в каждом человеке можно найти нечто позитивное. Это и станет фундаментом благоприятного социально-психологического климата.
4 Упражнение «Вавилонская башня»
Время: 15 минут.
Материал: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Описание: Ребята делятся на 2 команды. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню, соблюдая требования, описанные индивидуально для каждого участника. Время выполнения ограничено (5-7 минут).Каждое задание сохраняется в тайне и выполняется молча. Каждому члену команды дается индивидуальное задание на листе :
«Башня должна иметь 10 этажей»
«Башня имеет синий контур»
«Над башней развивается зелёный флаг»
«В башне всего 5 окон» и т. д.
Смысл упражнения: В ходе выполнения задания дети учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
Упражнение «Поиск сходства»
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.
Время: 20 минут.
Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.
Описание: Класс делится на 2 команды. Первая команда должна написать на листе черты сходства (чем ребята похожи друг на друга, а вторая команда - черты различия (чем не похожи друг на друга).
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Смысл упражнения: работает на сплочение группы, дети начинают более внимательно присматриваться друг к другу, замечать, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя все люди и разные, но сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Упражнение «Построимся»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Время: 10 минут.
Описание: Ведущий даёт детям определённые инструкции. Ребята должны выполнить всё, о чём говорит ведущий, но при этом, необходимо выполнять одно условие: нельзя при выполнении разговаривать. Задания: построиться в одну линию по росту, построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от школы, по цветам радуги в их одежде…
Смысл упражнения: Ребята лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?
Упражнение «Кто быстрее?»
Цель: сплочение коллектива.
Время: 10 минут.
Ход упражнения: Ведущий даёт указания, при которых ребята должна быстро, молча, без слов, построить, определённые фигуры, используя всех детей в команде. Перечень называемых фигур ведущим:
ромб;
букву…;
квадрат;
треугольник;
птичий клин.
Смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей среди ребят.
Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?