Папки-передвижки

Классный час «Рыбаки и рыбки»

Галина Истомина
Классный час «Рыбаки и рыбки»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила и провела

воспитатель Истомина Г. М.

Горки 2014г

Задачи: Знакомство с профессией рыбака.

Цель: Расширить знания детей о рыбаках, рыбной ловле.

Развивать наблюдательность, память, речь, логическое мышление. Воспитывать любовь к труду, бережное отношение к природе.

Материал к занятию:

1. Портрет Р. Ругина.

Публикация «Классный час „Рыбаки и рыбки“» размещена в разделах

2. Запись песни С. Няруя «Песня обских рыбаков».

3. Иглы для вязания сетей.

4. Этикетки Салехардского и Березовского рыбозаводов.

5. Баночки готовой продукции.

6. Пословицы и поговорки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Звучит песня С. Няруя «Песня обских рыбаков».

Чтение стихотворения Р. Ругина «Путина»

На Оби опять путина

Эй, рыбак, быстрей за дело!

Мчатся лодки на быстрины

Как нацеленные стрелы…

Снасти разного обличья

И людей разноголосье.

Дизеля поют по- птичьи,

Широки ладони весел.

Плеск и грохот у причала

Людям сон не в сон, как будто

Весь покой у них украла

Ночь, белесая как утро…

Второпях перекусили

Даже губ не облизали,

На бегу перекусили,

Обь кипит перед глазами.

Вся отложена работа

И на пастбищах, и в доме.

Тяжко дышат мотоботы,-

До чего ж косяк огромен!

Может, не было на свете

Ни одной такой путины!

Ух! И вытащили сети,

Разогнуть не могут спины.

Деревянным стало тело,

Стали руки, словно камень,

Но вскипела сеть, вскипела

Муксунами и сырками!

Полыхает снежным блеском

Серебра живая глыба.

Как бубенчики – подвески,

Шевелится, пляшет рыба.

Вот осетр по лодке стукнул,

Как корягой сучковатой.

Нельму нежную - на кухню!

Будет ужин пребогатый!

И рыбак, расправил плечи.

Со спины сползла усталость,-

Жирнобрюхой нельмы печень

Так уж сладко примечталась.

Праздник радостный, старинный

Чаек белые метели…

«Ой, кормилица – путина!»

Так отцы, бывало, пели.

И катились слезы градом

Над удачей, над добычей,

Рыбу первую из стада

Целовать велел обычай.

.

Над водою мчится, мчится

Косяком великим рыба.

Шевелится, шевелится

Серебра живая глыба.

1. О чем говорится в стихотворении?

2. Какую рыбу ловят рыбак во время путины?

3. О каком старинном обычае вспоминает Роман Ругин в своем стихотворении?

4. С каким драгоценным металлом сравнивает поэт обскую рыбу?

Роман Ругин в детстве очень любил время, когда начиналась путина. Он всегда помогал своим родителям. И в своем стихотворении он пишет, что путина – это кормилица. Если рыбак не ленивый, то за время путины он возьмет большой улов рыбы. А это будут деньги для всей семьи. И вся семья будет обеспечена на зиму продуктами, одеждой и другими необходимыми товарами.

Ребята, поднимите руки, кто из вас умеет рыбачить и кто на каникулах помогал взрослым заниматься ловом рыбы?

Расскажите нам о секретах рыбалки.

Я знаю, когда рыбаки начинали рыбачить, они обращались к богу и просили у него удачи.

У коми народа есть такой заговор на удачу «Сколько сажи в челе печи, мусора под порогом, пусть столько добычи принесет».

Жена говорила мужу, провожая на промысел, «Господи, Петыр Павел, дай рыбаку здоровья, да рыбы столько пудов да фунтов, сколько чешуи да косточек».

Заговор народа ханты «Водяной хозяин старик! Я склоняю мою бедную голову. Если бы я только мог поймать рыбы для себя. Если бы я мог быть здоровым».

Рыбаки очень наблюдательный народ. Они наблюдают за погодой, за природой, за птицей, за зверем. И делают соответствующие выводы.

Ненецкие рыбаки говорят : «Если весной кукушка закукует раньше, чем первый гром прогремит, то будет много рыбы».

Работа с картой.

На нашем полуострове Ямал есть такие судоходные реки Таз, Пур, Полуй со своими многочисленными протоками. Знаменита земля Ямальская чистейшими озерами. Это Ямбуто, Ярото, Нейто и другие.

А какие реки и озера находятся в Шурышкарском районе? (Ответы детей).

Правильно, это Большая Обь, Малая Обь, Сыня, Куноват. Озера Варчато, озеро Шурышкарский сор, и озеро Войкарский сор.

Ответы детей подытоживаю.

Про реку Обь говорят, что она одна из больших рек в мире, длина - 3650 километров.

Кроме названных рыб, какие вы еще знаете?

(ответы детей)

Щука, карась, налим, чебак, окунь, ерш.

Какие орудия труда нужны для рыбака?

Лодка, мотор, сеть, невод, рюжа, уда.

А какие бывают сети?

Сеть с мелкой и крупной ячеей.

Какие способы рыбалки вы знаете?

Когда рыбак плывет – кидает сеть, перегораживает манью, подледный лов и на уду.

Показываю иглу.

Ребята, а что это?

Игла для вязания сетей.

Кто знает, куда сдают выловленную рыбу профессиональные рыбаки?

Рыбозаводы заключают договора с Салехардским и Березовским рыбоконсервными комбинатами, где происходит дальнейшая обработка рыбы (показываю этикетки и готовую продукцию).

Какие блюда из рыбы готовят вам мамы и бабушки?

Уха, шомух, варка, рыбный пирог.

Дети, посмотрите на доску, прочитайте пословицы и поговорки и объясните их значение.

«Поешь рыбки – будут ноги прытки».

«Чтобы рыбку съесть – надо в воду лезть».

«Рыба не хлеб, но сыт ею будешь, про голод забудешь».

«Река рыбки даст, рыбка хлебом накормит».

«Худой сетью рыбки не наловишь».

Каждая загадка

Для ума зарядка.

Разложите мысли по порядку,

Чтобы верную найти отгадку.

По речной глади

Деревянная уточка скользит

Крыльями о воду бьет,

А взлететь не может. (лодка)

У каждой лодки крылья есть,

Надо только в лодку сесть.

Ими воду гребут,

Как те крылья зовут? (весла).

Она в речной глуби живет

Покоя рыбам не дает.

Зеленая, зубастая

Такая нападастая. (щука).

Живая - глаза смотрят,

Умрет - глаза смотрят. (рыба).

Стоит толстяк: живот деревянный,

Пояс железный (бочка).

Нелегкий труд рыбака : и в жару, и в холод рыбак идет на промысел, потому что знает, если упустишь время, останешься без рыбы.

Труд рыбака воспет писателями, поэтами, художниками, композиторами.

Правительством установлен профессиональный праздник – День рыбака, который празднуется во второе воскресенье июля.

Молва идет о рыбаках,

Как о мужах известных

И чешуя на их руках,

Как отсвет звезд небесных.

Где рыбакам вода по грудь

Они спустились в воду,

Чтоб сеть свою в кольцо замкнуть

Намеренью в угоду.

В аркане невода вода,

Как бы вздымает глыбы

Всегда бывает так, когда

Их сети полны рыбы.

Итог занятия.

Сценка «Рыбки и вороны» Л. Федорова.

Автор:

Плачет маленькая рыбка :

Ой! болит животик шибко!

Ой, сыночек, помоги,

Врача скорее позови!

Сынок:

Рыбки, птички! Помогите!

Мою маму полечите!

У нее ужасный вид,

Очень уж живот болит!

Ворона: Кто тут плачет? Кто кричит?

У кого тут что болит?

Я – ворона. Это рыбка.

Никакой тут нет ошибки.

Тише, рыбонька, не плачь.

Вылечу тебя. Я - врач.

А ты, мальчик, не мешай,

За дверями погуляй.

Вот, как клюну я разок,

Полегчает на часок.

Если клюну я раз пять,

Будешь, рыбка, вечно спать!

(Клюет рыбку, та кричит.)

Рыбка : Где озера? Где пруды?

Как добраться до воды?

Ворона в воду не нырнет,

А меня вода спасет.

Вот озерная вода-

Здесь останусь навсегда!

И сыночек мой со мной

Будет жить в глуби речной.

Рыбка и сынок вместе :

Если будете хворать,

Ворон к себе не надо звать!

Литература:

Северные родники

1. Литературно – краеведческая хрестоматия для школ Ямало – ненецкого автономного округа. Автор – составитель Л. В. Федорова. Тюмень,Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001

2. Природа Ямал ЕкатеринбургУИФ «Наука» 1995 Ямальский калейдоскоп. Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс Автор – составитель Л. В. Федорова. Тюмень. Издательство. Института проблем освоения Севера СО РАН. 2003

3. Ямал далекий и близкий. Свердловск. Средне – Уральское книжное издательство, 1976

4. Ямальский калейдоскоп. Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс. Автор – составитель Л. В. Федорова. Тюмень. Издательство. Института проблем освоения Севера СО РАН 2003

Публикации по теме:

День рождения «Волшебный день». Сценарий праздника в детском саду Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся,.

«Цветик-семицветик». Конспект урока во втором классе коррекционной школы VIII вида Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классный час «Рыбаки и рыбки»
Опубликовано: 29 марта 2014 в 20:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классный час «Рыбаки и рыбки»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Истомина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД