Баторова Татьяна Батожаповна
Классный час «Мы, наши права и наши обязанности»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час в 11 классе на тему :
Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности»
Подготовил и провё л:
кл. рук. 11 класса :
Емельянов А. В.
с. Иенгра, 2020 г.
Публикация «Классный час „Мы, наши права и наши обязанности“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цели: воспитание гражданской ответственности; формирование правового самосознания; развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; дальнейшее развитие навыка уважать чужие права и стремления отстаивать свои.
Задачи: актуализировать представления о правах и обязанностях; развивать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт.
Ход классного часа.
- Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Ещё в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые было необходимо принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребёнка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребёнка. Положения Конвенции сводятся к четырём основным требованиям, которые должны обеспечить права детей : выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. 15 сентября 1990 года Конвенции о правах ребенка вступила в силу для РФ.
- Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка.
- Друзья, знаете ли вы, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, и что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»? (Нью-Йорк,20 ноября1989г.)
- Условно права ребё нка можно разделить на шесть основных групп:
•
К первой группе можно отнести такие права ребёнка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении др. прав и т. п.
•
Ко второй группе относится право ребёнка на семейное благополучие.
•
К третьей группе относится право ребёнка на свободное развитие личности.
•
Четвёртая группа права призвана обеспечить здоровье детей.
•
Пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
•
И шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации.
- В декларации прав человека записано, что главное право каждого человека — право на жизнь (Конвенция о правах ребёнка ст. 6). Оно означает, что любой ребёнок, независимо от состояния здоровья, имеет право родиться на свет и получить от своего государства всё необходимое для полноценной и достойной жизни.
Но так было и так думали не всегда.
- Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. Об этом писал В. Гюго в романе “Человек, который смеется”. Продажа детей с целью заработка.
- Как вы считаете, могут ли дети быть предметом торговли?
- Право на личную свободу и уважение личности ребёнка говорит о том, что нигде в мире дети не должны быть предметом торговли. Это означает, что древние обычаи и порядки должны быть забыты и детей никто в мире не имеет право похищать, покупать и продавать.
- Древняя Спарта славилась своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. Каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий и здоровый - пусть живет. А если родился слабым, больным — бросали его вниз со скалы.
- Как вы думаете, правильно, справедливо поступали так по отношению к детям? Объясните свою точку зрения.
Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать.
- Например, знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым, больным ребенком, но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах Суворов переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
- Родившись, ребенок приобретает также право на имя и гражданство, знать своих родителей, и рассчитывать на их заботу (Конвенция о правах ребёнка ст. 7, имеет право жить и воспитываться в семье (Конвенция о правах ребёнка ст. 5).
- В Санкт - Петербурге в прошлом появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали “добрым людям”.
- Каково ваше отношение к такому явлению?
- К сожалению, и сейчас нередко случается так, что ребенок, по той или иной причине, остается без родителей, следовательно, нарушается одно из прав Конвенции – право на семью. И не все дети, попадающие в детский дом, – сироты, у многих есть родители, но они лишены родительских прав.
- Как вы думаете, чего больше всего хотят эти дети?
- Что для улучшения их жизни вы бы предложили сделать: государству, богатым людям, будущим супругам, самим себе?
В родильном доме на ручке каждого младенца привязана бирочка с фамилией его матери. Вот и всё. На первый взгляд, все младенцы похожи друг на друга, и ещё не видны глазу характер, индивидуальность. А проявляется эта индивидуальность с годами и происходит формирование личности. Чем ярче выражена индивидуальность, тем человек духовно богаче.
- А сейчас предлагаю вашему вниманию занимательные иллюстрации к отдельным статьям Конвенции. Вам необходимо вставить пропущенные слова в текст, основываясь на полученной информации.
Обсуждение результатов работы
- Давайте вспомним фрагменты из мультфильмов. Помните: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам да девицам урок. Смотрите внимательно! О каких правах идёт речь? Какие права нарушаются? Какие осуществляются?
1.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (Право на отсутствие рабства, право на жизнь, на свободу слова).
2.
Дюймовочка (право на жизнь с родителями).
3.
Золушка (право на отсутствие рабства).
4.
Гадкий утёнок (право на индивидуальность).
5.
Ивашка из дворца пионеров (право на участие в научно-техническом творчестве, на защиту жизни и здоровья).
6.
Вовка в тридевятом царстве (право на труд).
- А мы с вами сейчас реализовали право пользоваться достижениями культуры.
Соблюдаются ли права детей в нашей стране?
Тренинг.
Участникам предлагается обсудить вопросы:
•
У всех ли людей есть права? Если да, то у кого их больше: у взрослых или у детей и почему?
•
Что такое обязанности?
•
Как связаны наши права и обязанности?
•
Бывают ли на свете люди, у которых есть только права и нет обязанностей или, наоборот, - только обязанности без прав?
Вывод:
У всех людей есть те или иные права и обязанности. Чем больше у человека прав, тем больше у него и обязанностей.
Если права нарушаются, какие чувства испытывает человек (обида, растерянность, возмущение и т. п.?
Часто, сами того не замечая, мы нарушаем права других людей (примеры). Например, берём без разрешения чужую вещь, мешаем учителю вести урок, обижаем младших, грубим родителям. Также могут нарушаться и наши права.
Как сделать, чтобы ничьи права не нарушались?
•
Правила, обеспечивающие соблюдение личных прав
•
Для того, чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей
•
Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных
•
Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.
(Речь идёт о личных правах людей – житейских, бытовых и т. п., а юридические права защищает закон).
Как же вы можете защищать свои права?
Способы отстаивания личных прав
•
Когда нарушаются личные права ребёнка, самый эффективный способ – привлечь на помощь взрослых (родителей, учителей).
•
Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, т. к. это проявление не слабости, а самоуважения.
•
Самый лучший способ отстаивать свои права – это уважать права других.
Учащимся предлагается составить список своих личных прав с учётом тех, которые обсуждались на тренинге. (При завершении фразы «Я имею право…» следует перейти от заявления своих прав на удовлетворение первоочередных жизненных потребностей к правам более высокого порядка)
Домашнее задание:
Обсудить с домашними свои личные права и закончить их список.
Помните и всегда соблюдайте золотое правило этики :
Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.
Ребенок имеет право :
•
Право на жизнь. Право на имя.
•
Право на гражданство.
•
Отсутствие дискриминации.
•
Право на свободу совести и религиозных убеждений.
•
Право на жизнь с родителями.
•
Право на труд.
•
Право на отдых.
•
Право на защиту жизни и здоровья.
•
Право на образование.
•
Право на отсутствие рабства.
•
Право на жилище.
•
Право на свободу слова.
•
Право на получение информации.
•
Право пользоваться достижениями культуры.
•
Право создавать семью.
•
Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.