Епанова Любовь
Конспект классного часа в 1 классе «Добро и зло»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час в 1 «а» классе на тему «Добро и зло»
Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.
Задачи :
- дать определение добра и зла; усвоить моральные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека;
- учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
Публикация «Конспект классного часа в 1 классе „Добро и зло“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 1 классе
- Классный час
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- приобрести опыт коммуникативной деятельности.
- Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Обеспечение: компьютер, словарь, мультимедийный проектор, лучи солнышка, пословицы и поговорки, напечатанные правила доброты.
Ход занятия
1. Организация деятельности учащихся.
Учитель:
- Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть Вас!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.
Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна!
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
2. Вступительная беседа.
- Ребята, посмотрите на экран. (2 слайд)
-Что объединяет картинки? (предположения детей)
- Можете ли вы предположить, какая тема нашего занятия? (ответы детей)
- Я вам дам ещё одну подсказку. (3 слайд)
- Посмотрите на экран. Знакомые герои? Какая общая тема объединяет картинки из сказок? (ответы детей)
- Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа «Добро и зло» (слайд 4)
2. Сообщение темы.
Учитель: Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
- Ребята, сегодня будем говорить об основных понятиях – добро и зло.
Вы узнаете:- Что такое добро и что такое зло.
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
3. Актуализация знаний.
- Ребята, добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей).
Посмотрим на слайд. (слайд 5) Добро – это (счастье, семья, жизнь, добро, мама, ласка, забота, любовь, красота, радость.
А что значит быть добрым человеком? (ответы детей) (слайд 6)
Добрый человек совершает хорошие поступки;
Старается всем помочь;
Заботится о других;
Приносит пользу окружающим и самому себе;
Уважает старших;
Защищает младших.
Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду.
- Я принесла с собой словарь русского языка С. И. Ожегова. Давайте найдем точное понятие слову добро (слайд 7)
Но есть и противоположное действие слову добро- (это зло.)
- Как вы понимаете, что такое зло? Какого человека можно назвать злым? (Ответы детей)
- Уточним в словаре, не ошиблись ли вы в своих ответах. (слайд 8)
Быть легче добрым или злым?
Как вы думаете? Почему? (ответы детей)
4. Знакомство с рисунками детей.
В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.
А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали. Расскажите, что у вас там нарисовано.
(Рассказы детей)
-Ребята, на каждом вашем рисунке нарисовано добро, а почему вы не нарисовали рисунки со злом? (потому что рисовать добро легче)
- А какой предмет часто присутствовал почти на всех рисунках? (солнце)
-А как вы думаете почему?
Вывод: солнце – это символ света, чистоты, мира, добра)
А теперь посмотрим на слайды и скажем, что нарисовано на этих рисунках: добро или зло. (слайды 9-17)
5. Изготовление солнышка.
- Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.
- А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. Давайте представим, что мы с вами лучи солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе. (слайд 18)
- Сейчас в группах вы изготовите солнышко. Вам надо выбрать подходящие лучи со словами и прикрепить к солнышку.
(На столах лежат лучи, на которых написаны слова добро, радость, мир, улыбка, дружба, ссора, тепло, грусть, обида, товарищество, ненависть, красота, драка, любовь)
-Ребята, а кому бы вам хотелось подарить это солнышко и почему?
6. Игровой момент: соберите пословицу.
Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицы и попытаться объяснить её значение. (соедините эти пословицы на листах, которые лежат перед вами)
Добро помни, а пожнёшь
Что посеешь, то и зло забывай
За добро добра не делает никому
Худо тому, кто добром плати
Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.
Добро худо переможет
А какие пословицы вы приготовили? (дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)
Жизнь дана на добрые дела.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Вывод делает учитель: Пословицы нас учат:
Хвалить за хорошие поступки и не всегда замечать недостатки людей;
Шутить по -доброму;
Не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и многому другому полезному в нашей жизни.
Молодцы! Хорошо поработали с пословицами.
Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Давайте и мы попробуем сделать доброе дело.
7. Поиграем в игру «Сделай доброе дело» (посоветуйтесь в группах)
- Как бы вы могли помочь?
- Бездомным собакам и кошкам;
- пожелтевшим от жары цветам;
- своей бабушке, которая несёт сумки;
- пожилым, больным людям в общественном транспорте;
- уставшей маме.
8. «Волшебные слова» (2мин.)
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.
Предлагаю вспомнить вежливые слова.
• Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
• Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
• Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
• Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
• Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
• И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием.
9. Притча о добре и зле. (4мин.)
Ребята, посмотрите на следующий слайд. (слайд 19)
- Как вы считаете, какое отношение к нашей теме имеют эти животные? (дети высказывают свои предположения)
Просмотр притчи «Два волка"
- А сейчас я предлагаю посмотреть одну притчу, которая называется «Два волка». А что же такое притча? Притча – это рассказ с нравоучением.
(при просмотре притчи учитель читает текст сам или хорошо читающий учащийся (слайд 20, видео)
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро : мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Скажите, о каких двух волках говорил старик?
Как вы думаете, какой поступок легче совершить?
Как вы понимаете последнюю фразу?
– Надо ли учиться доброте?
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Да, непросто быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Ребята, а теперь попробуем определить какой герой добрый, а какой злой. Я предлагаю вам игру «Сказка»
10. Игра «Сказка». (слайды 21-23)
Я буду называть и показывать сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди,, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Мальвина.)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (слайд 24)
Пусть в вашей жизни всегда будет как в сказке.
На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.
Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе и не замечать урны для мусора. Помогает человеку совершать добрые дела дружба, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.
11. Игра с мячом: круговая беседа.
Я чувствую себя счастливым, когда ….
(хорошо всем, все улыбаются и т. д.)
12. «Правила доброты»
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро». (слайд 25) (на доске появляются отпечатанные правила)
• Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
• Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
• Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
• Делать добро для близких и друзей.
• Не завидовать.
• Не вредничать.
• Не грубить.
Давайте ещё раз зачитаем наши правила.
13. Звучит песня "Дорогою добра ”
(слайд 26)
Хочешь чтоб тебя любили
Делай людям ты добро
Очень скоро убедишься
Поступаешь ты умно.
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!
Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила. И закончить классный час я хочу словами известного сказочного героя:
(слайд 27) «Ребята, давайте будем добрыми»