Юлия Саплина
Классификация дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника. В это время очень важно постараться дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Огромное значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Темочки:
Используя дидактические игры, педагог расширяет представление малыша об окружающем мире, учит ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. В ходе игры, дошкольники не только узнают что-то новое, но и применяют полученные знания на практике, что позволяет педагогу выделять индивидуальные особенности ребенка.
Дидактическая игра способствует развитию таких необходимых качеств как любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость, способность решать личностные и интеллектуальные задачи, поставленные с учетом возраста ребенка. Так же важно, что используя дидактические игры, у воспитанников формируется способность управлять своим поведением и планировать свои действия.
В чем же заключается ценность дидактических игр? В том, что создание их и использование способствует достижению более прочных и осознанных знаний, умений и навыков, ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям, развивает сообразительность, формирует умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Дидактические игры делятся на : игры с предметами и игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, игры с картинками, компьютерные дидактические игры.
Дидактические игры с предметами и игрушками очень насыщены по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и многое другое. Подобного рода игры чаще используются в младшем дошкольном возрасте, так как у детей данного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Игры с предметами решают различные воспитательно-образовательные задачи: расширяют и уточняют знания детей, развивают мыслительные операции, совершенствуют речь, воспитывают произвольность поведения, памяти, внимания.
В каждой группе любого дошкольного учреждения имеется огромное количество настольно-печатных игр, разнообразных по своему содержанию, оформлению и обучающим задачам. Данные игры расширяют представления об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы и так же подразделяются между собой на следующие игры: пособия, типа картинок, игры-мозаики, настольно-двигательные игры, интеллектуальные игры и др.
Игры словесного характера отличаются тем, что образовательная задача, осуществляемая с использованием данных игр, направлена на мыслительные действия без опоры на наглядность. Это преимущественно игры народные, загадки, потешки, прибаутки, перевертыши. Словесные игры формируют и развивают слуховое внимание, создают эмоциональный настрой, вырабатывают быстроту реакции.
Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр такого плана используют разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями.
Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Они применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях воспитательно-образовательного процесса. Задача педагога - выбрать необходимую игру, в соответствии с поставленной задачей, возрастом ребенка и программными требованиями.
Данное деление относится к классификации по использованию в играх различного материала. Так же дидактические игры различаются по : обучающему содержанию, познавательной деятельности воспитанников, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям воспитанников в игре, по роли воспитателя.
Еще одна классификация дидактических игр заключается в количестве участников них: коллективные (в игре участвуют все дети, групповые (в игре участвуют подгруппы детей, индивидуальные (в игре участвуют от 1-3 детей, самостоятельные (в игре участвует 1 ребенок по своей инициативе)
Учитывая содержание дидактических игр, их можно разделить на: математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, игры для ознакомления с окружающим, игры по изобразительной деятельности.
Рассмотрим более подробно данную классификацию. И так:
Математические игры направлены на формирование у воспитанников элементарных математических представлений, решают арифметические задачи, направленные на освоение величин, измерительной деятельности и простейших зависимостей, способствуют восприятию детьми пространственных и временных отношений. Это такие игры как: «Один-много», «Чего больше?», «Путешествие», «Воздушные шары», «Когда это бывает?», «Чей домик?» и др.
Сенсорные игры обучают детей обследованию предметов, формируют представления о сенсорных эталонах, помогают научиться обследованию предметов, различию признаков и их словесному обозначению, учат группировать предметы учитывая те или иные качества, сравнивать предметы выделяя в них сходные и различные признаки. Наиболее распространенные игры, используемые педагогами это: «Чудесный мешочек», «Разноцветные дорожки», «Волшебный домик», «Укрась фартук матрешки», «Сервиз», «Собери картинку» и др.
Развитию речи у воспитанников способствуют речевые игры. Содержание таких игр очень разнообразно и насыщено. Способствует развитию активности в речевых контактах как с педагогом, так и со сверстниками, формирует доброжелательность, отзывчивость, развивает навык общения правильно составленными простыми предложениями, учит словесному описанию предметов. К таким играм относятся: «Путешествие по детскому саду», «Кто что делает?», «Кому угощение?», «Когда это бывает?», «Кто как поет?», «Угадай кто это?» и др.
Музыкальные игры решают задачи музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями. Развивают эмоциональность, любовь к музыке. Это такие игры как: «Кто так поет?», «Какая песенка звучит?», «Повторяй за мной», «Что играет?», «Солнышко и тучка», «Кто громче» и др.
Воспитанию у детей любви к природе, бережному отношению к ней способствуют игры, носящие природоведческий характер. Используя такие игры, педагог учит воспитанников понимать закономерности, происходящие в природе, показывает тесную взаимосвязь всего в мире, ребенок многое узнает о природных явлениях и сообществах, а так же через игру знакомится с ролью человека в природе. К таким играм относятся: «Когда это бывает?», «Парные картинки», «Что изображено?», «Какая погода?», «Кто живет в лесу?», «Огород» и др.
Дидактические игры для ознакомления воспитанников с окружающим, как и музыкальные, связаны с программными требованиями, и направлены на ознакомление детей с их ближайшим окружением. Более распространенные игры это: «Чаепитие», «Что на картинке?», «На прогулке», «В парке», «Магазин», «Соберем куклу на прогулку» и др.
В развитии изобразительной деятельности дошкольников используются дидактические игры изобразительной направленности для формирования у них знаний, умений и навыков в данном направлении. Это такие игры как: «Дорисуй», «Чего не хватает?», «Что изменилось?», «Собери цветок», «Что нарисовано?», «Повтори узор» и др.
Исходя из выше изложенного, можно придти к следующему выводу: дидактическая игра разнообразна и насыщена, способствует всестороннему развитию дошкольников всех возрастных групп и во всех образовательных областях, вызывает интерес, в последствии переходящий в устойчивое знание, которое ребенок сможет использовать как личностный опыт в повседневной жизни.