Алена Галева
Классификация бесед по различным признакам
▼ Скачать + Заказать документы
Классификация бесед по различным признакам
Е. А. Флериной была представлена классификация бесед, исходя из дидактических задач:
1. Вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
3. Заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.
В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи.
Публикация «Классификация бесед по различным признакам» размещена в разделах
С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).
Вводная беседа, предваряющая получение новых знаний, является связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Цель - выявить разрозненный опыт, создать интерес к предстоящей деятельности. Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным.
Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями, Цель - стимулировать и направлять внимание детей на накопление опыта; обеспечить наиболее полное восприятие, помочь получить отчетливые представления, дополнить их знания.
Для этого вида беседы характерно участие разных анализаторов: зрения, слуха, осязания, мускульно-двигательной сферы, моторной деятельности. Вторая сигнальная система (слово) углубляет впечатления, полученные чувственным путем. Ребенку дают возможность наблюдать, трогать. Предусматривается большая активность детей, они могут рассматривать, действовать. Их не следует одергивать, так как они бывают увлечены. Нужны гибкость, тактичность, находчивость. План беседы может быть изменен, потому что он корректируется ходом наблюдения. Во время беседы недопустимо отвлекать детей от наблюдаемого, не стоит вдаваться в подробности и рассказывать о том, чего они не видят. В процессе первичных наблюдений нет возможности для развертывания беседы и для развития диалогической речи, она возникает при повторных наблюдениях, на основе уже имеющихся представлений и знаний.
Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель - систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Этот тип беседы в большей степени способствует развитию диалогической речи.
Методика использования вопросов в беседе, их классификация разработаны Е. И. Радиной. В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов.
1. Вопросы, требующие простой констатации — называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; (кто? что? где? когда? какой). Это репродуктивные вопросы.
2. Поисковые вопросы направлены на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями; требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем).
В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные вопросы. Важнейшее требование к основным вопросам — логическая связь друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и репродуктивными, направленными на выявление имеющиеся у детей представлений, и поисковыми, требующими установления связей и умозаключений.
Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный вопрос — наводящий или подсказывающий. Наводящие вопросы помогают ребенку не только понять смысл вопроса, но и отыскать правильный ответ.
В беседе помимо вопросов используются такие приемы, как указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя.
В обобщающей беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности используется наглядный материал. Иллюстративный материал применяется по-разному: одни предметы раздают каждому ребенку (листья деревьев, семена цветов, предметные картинки, другие показывают всем детям (картина, животное, предметы посуды, одежды).
Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одобрение воспитателя, подтверждение детских ответов, указания стимулируют детей на высказывания. Особого внимания заслуживают детские вопросы, возникающие в беседе, обмен мнениями между детьми, споры. Необходимо учить детей задавать вопросы, обосновывать свое мнение, доказывать его. Эффективными приемами, вызывающими детей на спор, на обсуждение сложных проблемных вопросов, являются отгадывание загадок, решение речевых логических задач.