Ольга Саржан
Классические и нестандартные занятия в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В современной системе дошкольного образования происходит множество изменений, успех которых связан с реализацией национального проекта «Образование». По этой причине актуальность использования разных видов занятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ только возрастает. Но на данном этапе каждый воспитатель сталкивается с непростой задачей выбора: классическое или нестандартное. Многие опытные педагоги склоняются к тому, что накопленное веками остается ценным всегда.
Публикация «Классические и нестандартные занятия в ДОУ» размещена в разделах
Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. В то же время анализ практической деятельности воспитателя говорит о необходимости использования нестандартных приемов в работе воспитателя. Воспитание, обучение и развитие личности ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье.
Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Предполагается, что занятия направлены на развитие у ребенка любознательности, интеллекта, творчества, личностных качеств и т. д. Однако преобладающая практика показывает, что содержание и методы передачи знаний нацелены на подстраивание ребенка к приобретению знаний в школе. С введением в работу ДОУ новых Образовательных стандартов (ФГОС ДО) ситуация стала меняться. В современном дошкольном учреждении акцент делается на игровой деятельности, интеграции образовательных областей и на учете индивидуальных особенностей ребенка в образовательном процессе.
Занятия в ДОУ не должны проводиться по школьным технологиям. Они должны проводиться в определенной системе, быть связаны с повседневной жизнью детей в ДОУ. Определяя содержание занятия, педагог формулирует воспитательные задачи, решаемые в процессе данного занятия. На занятиях необходимо широко использовать дидактические игры, игры с предметами, наглядные материалы, продумать музыкальное и литературно-художественное сопровождение.
Рассмотрим понятие «занятие». Дронова так определяет данное понятие: Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования. В работе Фетисовой Н. А. приводится следующее определение:
Занятие – это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Занятие – это :
- основная форма организации познавательной активности ребенка;
- динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;
- элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы;
- единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.
Выделим признаки занятия : это форма организации обучения, проводимое регулярно на протяжении установленного времени, где ведущая роль принадлежит педагогу.
Занятие может иметь различные формы.
Основная форма организации – группа, включающая в себя примерно одинаковых по развитию детей и работающих с единым заданием. В конце учебного года подводятся результаты проведенных занятий. «Программой обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой выделяются три уровня занятий : высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми; высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия; средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия; низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.
В настоящее время получила распространение классификация С. А. Козловой.
По дидактической задаче занятия подразделяются на :
-занятия усвоения новых знаний, умений;
- занятия закрепления ранее приобретенных знаний, умений;
- комплексные занятия, направленные на решение сразу нескольких задач.
По содержанию знаний:
- классические занятия по разделам обучения;
- интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения). На сегодняшний день преобладают комплексные и интегрированные занятия.
Интеграция позволяет сделать занятие более интересным, сократить время на изучение того или иного предмета или явления. Интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного воспитания и развития. Традиционно выделяются следующие формы обучения: индивидуальная, групповая (индивидуально-коллективная, фронтальная (со всей группой).
Рассмотрим особенности классического занятия : начало занятия (переключение внимания детей на поставленную задачу, создание эмоционального настроя, установки на предстоящую деятельность); ход занятия (самостоятельная деятельность детей, выполнение поставленных задач); окончание занятия (подведение итогов, анализ результатов). Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида деятельности. Например, познавательные занятия делятся на виды : информационные, практикумы, итоговые, беседы, познавательные рассказы, экскурсии. Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и структуру занятий, вариативными остаются методы, приемы и последовательность структурных компонентов.
Особый вид занятий – экскурсия. Рассмотрим структуру экскурсии: Подготовительный этап (содержание, методы и приемы проведения, организационные вопросы); ход экскурсии (наблюдение, анализ получаемой информации); послеэкскурсионная работа (подведение итогов, систематизация полученных материалов, их оформление). Содержание экскурсий может быть связано с природными явлениями, региональным компонентом, культурными объектами, деятельностью людей и т. д. С помощью экскурсий можно добиться более целостного восприятия объектов, более глубокого представления об изучаемом предмете. Программный материал постепенно усложняется за счет расширения изучаемых объектов, углубления и обобщения полученных знаний.
Н. В. Тимофеева и Ю. В. Зотова в своей работе приводят следующие нетрадиционные формы и виды организации обучения: кружковая работа, метод проектов, сказкотерапия, соревнования, КВН и другие. Рассмотрим особенности каждого вида нетрадиционных занятий более подробно.
Кружковая работа – может быть любой направленности и тематики. Чаще всего это ручной труд, изобразительная деятельность, спортивные и музыкальные направления. Метод проектов является достаточно новой формой организации занятий, проходит в форме совместной партнерской деятельности педагога с детьми. В старшем дошкольном возрасте широко распространены «занятие-беседа» и «занятие-наблюдение». Все большей популярностью пользуется сказкотерапия. Применение данной формы занятий дает возможность в наиболее безопасной форме скорректировать нежелательное поведение, сформировать необходимые нравственные ценности, облегчить усвоение знаний.
Занятия-соревнования позволяют добиваться высокой степени освоение знаний за счет духа соревновательности (кто быстрее найдет, назовет, определит и т. д.).
Театрализованные занятия дают возможность повысить степень освоения информации, развить у детей фантазию, артистичность, улучшить эмоциональный фон в группе.
Сюжетно-ролевые игры как вид занятия нацелен на решение задач в процессе проведения сюжетно-ролевой игры.
Занятия-консультации и занятия-взаимообучение позволяют ребенку обменяться опытом с другими детьми
Исследовательская деятельность в рамках такого вида занятий как занятия-сомнения позволяют найти истину при решении таких вопросов как – поплывет или утонет, полетит или нет и т. д.
Занятия-путешествия могут быть как реальными путешествиями (по территории детского сада, внутри дошкольного учреждения или за территорией ДОУ) так и виртуальными (с помощью фантазии, средств современных информационных технологий).
Бинарные занятия включают в себя составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняется сюжет и содержание рассказа. Данный вид занятий был придуман Дж. Родари.
Занятия-концерты могут включать в себя как один номер, подготовленный и исполненный ребенком, так и ряд номеров, подготовленных с помощью педагога.
Занятия по мотивам различных игр – КВН, Следствие ведут знатоки, Поле чудес и т. д.
Рассмотрим особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах. В первую очередь перед проведением занятия необходимо обратить внимание на соблюдение гигиенических условий и условий безопасности – проветрить помещение, проверить освещение, оборудование, инструменты и материалы. Очень важно грамотно подготовиться к занятию, составить конспект, продумать организацию и прохождение занятия, подготовить необходимые материалы. В ходе занятия педагог должен привлекать всех детей к активному взаимодействию, проговариванию поставленной задачи и важных положений данного занятия. Суть личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть и преумножить индивидуальный опыт ребенка и тем самым добиться личностного усвоения нового содержания. Содержание занятия должно быть понятно и интересно ребенку, преподноситься на понятном ему языке, в форме диалога. Также необходимо продумать физкультминутку. Длительность и количество занятий зависит от возраста детей.
Бондаренко Т. М. приводит следующие нормы:
с детьми до трех летрекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут;
с детьми четвертого года жизни проводится 10 занятий в неделю продолжительностью не более 15 минут;
а пятом году жизни допускается проведение 10 занятий с продолжительностью не более 20 минут;
на шестом году жизни проводится 13 занятий продолжительностью не более 25 минут;
с детьми седьмого года жизни проводится 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.
Занятия по дополнительному образованию проводятся по согласованию с родительским комитетом в следующем количестве: вторая младшая группа – 1 занятие; средняя группа – 2 занятия; старшая группа – 2 занятия; подготовительная группа – 3 занятия в неделю.
С. А. Козлова и Т. А Куликова подчеркивают, что занятия проводятся с 1 сентября по конец мая. Новые виды занятий проводятся в группах по 2-3 человека, либо индивидуально.
Большинство занятий по развитию речи, по обучению предметной деятельности проводятся с подгруппой из 3-6 человек.
Занятия со свободной формой организации проводятся с подгруппами из 6-12 человек. При объединении детей в подгруппы необходимо учитывать их индивидуальные особенности развития.
Форма организации детей на занятии может быть различной: дети сидят за столом, на ковре, на стульчиках полукругом, свободно передвигаются по группе.
Эффективность занятия зависит от эмоционального настроя в группе, умения педагога заинтересовать ребенка изучаемой темой.
Чаще всего занятия проводятся в утренние часы, в период наиболее высокой физической и умственной активности. Количество занятий и их продолжительность постепенно возрастает с возрастом детей.
Классические занятия и их классификация
Классификацию традиционных занятий логично осуществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомендации к современным программам, нецелесообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового материала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторение, закрепление и расширение представлений детей.
Виды нетрадиционных занятий.
• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми) : кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
• Занятия-сомнения (поиска истины). ( Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)
• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
• Занятия-путешествия.
• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
• Занятия-фантазии.
• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).
• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда).
В ходе личных разработок занятий и применении их на практике мы провели сравнительный анализ, который выявляет основные отличия между классическим и нестандартным видами занятий.
Практика показывает, что обратная связь с воспитанниками лучше, когда воспитатель применяет нестандартные формы обучения. Таким образом, мы сталкиваемся с неотъемлемостью использования новых цифровых технологий в воспитании, что обусловлено требованием современного развивающегося общества.
Информационные технологии в современном мире позволяет большинству педагогов проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы воспитательно – образовательного процесса.
По последним научным исследованиям, использование ИКТ в развитии речи детей в дошкольном возрасте позволяет:
1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.
2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
4. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
5. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.
6. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия. Способность современного компьютера помогает выводить информацию одновременно в текстовом виде, графическим изображением, видео, звуком, запоминать и обрабатывать информацию для воспитанников дошкольного возраста.
В заключении хочется отметить, что в условиях дошкольного учреждения необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах деятельности, так как они позволяют сделать процесс развития детей достаточно эффективным, интересным и познавательным.
Я считаю, что использование личного педагогического опыта обеспечивает полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дает возможность стать участниками единого образовательного процесса РФ.
Но, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно коммуникативные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.