Марина Суржок
Классическая музыка в развитии музыкальной культуры ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время, в эпоху многочисленных противоречий остро стоит проблема развития духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения к искусству, в частности к музыке, как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности.
Публикация «Классическая музыка в развитии музыкальной культуры ребенка» размещена в разделах
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному, комплексному воздействию на человека. Поэтому только целенаправленное восприятие, формирование основ культуры слушания музыки будут способствовать наиболее полному освоению музыкальных ценностей, воспитанию у детей музыкальной культуры. Ее становление невозможно без познавательной умственной активности ребёнка, наличия у него определенного музыкального опыта.
Приобщение к музыке вводит ребёнка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Б. М. Теплов писал: «Прежде всего, нужно воспитывать у ребенка музыкальное ухо и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности. Формируя музыкальный вкус ребенка, мы, прежде всего, формируем у него музыкальное сознание. Оно представляет собой совокупность психических процессов, с помощью которых происходит постижение музыкальных произведений и своих собственных впечатлений от них.
Использование на музыкальных занятиях различных средств воспитания и обучения позволяет расширить кругозор ребенка, дает ему большой запас знаний, обогащает жизненный опыт.
Слушание музыки детьми дошкольного возраста осуществляется в процессе всей музыкально-педагогической работы в детском саду, в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на вечерах досуга и праздниках, в самостоятельной художественной деятельности. Музыкальный руководитель традиционно посвящает часть музыкального занятия этому процессу, используя для его организации определенные методы и приемы. К слушанию музыки обращаются и воспитатель, приобщая детей к музыкальной культуре. Работа воспитателя, музыкального руководителя тесно взаимосвязана. Только целенаправленное восприятие, формирование основ культуры слушания музыки будут способствовать наиболее полному освоению музыкальных ценностей, воспитанию у детей музыкальной культуры.
Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд. Музыка может окружать ребенка постоянно, не ограничиваясь рамками специально организованных форм.
Музыкальное восприятие является тем каналом, который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт. Оттого, какая музыка окружает ребенка, звучит в повседневной жизни в детском саду и дома или во время специально организованных занятий, зависит становление музыкального вкуса ребенка, его культурный кругозор, интерес к музыкальной деятельности, выбор музыки в качестве «спутника жизни». Поскольку процесс слушания музыки организуется для решения разных задач развития ребенка, то и палитра музыкальных произведений, которые может слушать дошкольник, становится безгранична.
Все мы хорошо знаем, что в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении - качественно записанной, либо в «живом» исполнении музыкального руководителя. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребенок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке.
Следуя этому принципу, я стала исходить в подборе произведений для слушания тех, которые есть в нашей фонотеке. Взяв за основу своей работы программу Радыновой «Музыкальные шедевры» я стала адаптировать ее к работе нашего дошкольного учреждения. В нашем саду традиционно проводиться, в середине января, неделя сказок. Воспитатели готовят вместе с детьми сказки и показывают в других группах. Я тоже решила перенести тему «Сказка в музыке» с апреля на ноябрь, чтобы познакомить детей со сказками и возможно, потом использовать музыку, уже знакомую им, в постановках сказок. Просмотрев диски, я нашла музыку к двум балетам П. И. Чайковского. С них и решила начать. А чтобы еще больше привлечь детей к содержанию сказок, я стала искать мультфильмы с таким же названием. В руки мне попали два мультфильма «Барби и Щелкунчик» и «Барби и колдун». Меня они очень заинтересовали, они не только передавали сюжет сказки, в них звучала музыка Чайковского, да еще и можно было в наглядной форме показать детям, что такое балет.
Начали мы знакомство с балета «Щелкунчик». Просмотрев сказку, я для себя выделила те моменты, с которыми хотела познакомить детей. Мы смотрели отрывки из мультфильма, где звучала музыка, а потом повторно прослушивали музыку. Таким образом, мы послушали и увидели Танец принца и мари, Вальс цветов, Вальс снежных хлопьев, Танец феи Драже, Трепак, Увертюру. Дети очень хорошо реагировали на просмотр, с удовольствием ждали, когда будут смотреть еще. Некоторые отрывки смотрели даже дети младшей группы. Им очень понравился Трепак. Но так как название сложное, они с первого раза его не запомнили, но на втором занятии музыку узнали и сказали. Что под эту музыку танцевали два дяденьки. Потом уже и название могли назвать.
Больше всего меня порадовала работа с подготовительной группой. Мы работали в тесном контакте с воспитателем. Она скачала с интерната музыку из балета, и они с детьми слушали дополнительно в группе. Прослушав все запланированные отрывки, мы посмотрели с детьми сказку полностью, а потом я дала детям задание нарисовать рисунки на музыку, которая им больше понравилась. Дети с удовольствием откликнулись, кто-то рисовал в саду, а кто-то дома вместе с родителями. В конце мы провели итоговое занятие по «Щелкунчику». Порадовало то, что дети очень хорошо ориентировались в музыке, некоторые отрывки узнавали с первых нот.
По той же схеме мы слушали музыку из «Лебединого» озера». А вот музыки к балету «Спящая красавица» у нас в фонотеке не было. Я стала искать в интернете, скачала несколько отрывков, которые попались. Затем обратилась к программе Радыновой и посмотрела, что предлагает она для слушания. Я выписала названия и уже более основательно подошла к подбору произведений. Сейчас у нас в наличии на диске музыка ко всем балетам Чайковского. А так же краткое описание всех номеров из балетов «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Дополнительно, я также скачала фотографии отдельных номеров балета.
Однажды на занятии я ставила музыку для танца на диске и случайно набрала не тот номер и зазвучала музыка из балета. И вдруг мальчик сказал, так ведь это «Щелкунчик». Меня очень порадовало то, что спустя продолжительное время дети могут узнать эти произведения. Значит, моя работа не прошла даром.