ирина пронякина
Классическая музыка, как средство эстетического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Музыка одна может перенести трепет одной души в другую».
A.Герцен
Воспитание эстетическое - это систематический и целенаправленный процесс воздействия на личность ребёнка для того, чтобы развить у него способность видеть красоту окружающего его мира.
Это понятие, конечно же, очень широкое. Сюда входит и воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть.
Публикация «Классическая музыка, как средство эстетического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Потому очень важно научить наших детей понимать музыку и общаться с ней.
Музыкально-эстетическое воспитание - процесс сложный, длительный и многогранный. Он начинается в раннем детстве, когда ребенок восприимчив. Эта восприимчивость в зависимости от условий может или заглохнуть, или получить дальнейшее развитие. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. В связи с этим необходимо уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке, формировать основы музыкальной культуры. Ведь именно в этом возрасте ребёнок накапливает те впечатления, тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его музыкальное и общее развитие. Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознание ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства. Это, прежде всего классика и народная музыка.
Разумеется, не все дети станут в дальнейшем профессиональными музыкантами, но любовь к искусству и эстетический вкус, привитые в детских садах, музыкальных школах, студиях могут стать прочным фундаментом для формирования творческой, всесторонне развитой личности. И хотя популярность классической музыки сегодня не велика, однако настоящим искусством среди множества современных музыкальных продуктов является именно она.
Главной задачей музыкального воспитания детей - «влюбить» их в музыку.
А для этого надо помочь им войти в её мир, разнообразный и сложный, научить слушать и слышать музыку, чувствовать и сознавать её красоту.
Программа, по которой строятся наши занятия, является модифицированной и составлена на основе программы «Ладушки» и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей.
Есть определённая методика обучения детей слушанию музыки. Для активного восприятия её большое значение имеет сосредоточенность и собранность внимания детей. Очень важно настроить детей на слушание музыки. Поэтому мы с детьми в начале занятия периодически вспоминаем правила слушания музыки. По методу Д. Б. Кабалевского мы сначала слушаем тишину, а потом музыку. Предлагая детям музыкальное произведение для слушания, стараюсь сама найти в нём нравственную сердцевину и донести до детей. Беседа, правильно поставленные вопросы помогают детям раскрыть средства музыкальной выразительности. Помогают выявить интерес к музыкальному произведению и рассказы о творчестве композитора, показ его портрета.
Встречи с музыкой должны поразить воображение детей, запомниться им.
На музыкальных занятиях значительное место занимают музыкально-ритмические движения. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям стараюсь решать музыкальные задачи, обращаю внимание детей на характер музыки, чётко показываю упражнения. Применяю метод образного сравнения, которое помогает глубже раскрыть в движении содержание музыки, активизировать внимание детей во время слушания её к музыкально-ритмическому материалу.
Приобщая детей к классической музыке во всех видах деятельности, нет цели вырастить вундеркиндов или музыкантов. Задача музыкального руководителя значительно шире, а потому труднее: открыть ребёнку дверь в мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего "я", дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту.
Убеждена, что маленькому слушателю нужно раскрыть музыку во всем её многообразии и сложности, но облекать её серьёзное содержание в доступную форму.
Музыка окружает новое поколение повсюду, начиная от первых игр, заканчивая повседневными поездками в транспорте. Однако, то, что дети будут слушать в том возрасте, когда сами смогут выбирать, зависит во многом от родителей, поэтому не лишним будет прививать эстетическую культуру, начиная с дошкольного возраста – на этом акцент ставят и педагоги, и психологи.
Кроме того, исследователями уже давно доказано, что классическая музыка плодотворно влияет на творческие и умственные способности ребенка.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.