Людмила Романчук
Кирилл и Мефодий — основатели славянской письменности
▼ Скачать + Заказать документы
Задумывались ли вы когда-нибудь над значением слова «подвиг»? Мы привыкли считать, что подвиг это какой-либо важное действие, совершённое в трудных условиях. Конечно, в этом утверждении есть большая доля истины. Но изначально слово «подвиг» имело более конкретное значение. Под подвигом понимались великие дела, совершаемые во славу Бога : «Труд насаждения Слова Божия в сердце требует таких усилий, что он назван подвигом». Епископ Игнатий (Брянчанинов).
Публикация «Кирилл и Мефодий — основатели славянской письменности» размещена в разделах
Наверное, именно потому, что изначально подвиги совершались во Славу Божию, это слово так близко по значению и звучанию слову «подвижничество». Именно о великих подвижниках - заступниках земли Русской я и хочу рассказать.
На разных поприщах можно служить вере. Христианский подвиг всегда бессмертен, потому что совершается во имя Великой Любви и Веры. Но особое имя равноапостольных получают те, кто взял на себя нелегкую миссию распространения христианства, духовного просветительства стран и народов. Их подвиги сродни апостольским. Для славян равноапостольные святые Кирилл и Мефодий, создавшие для нас азбуку и первый письменный язык, стали первоучителями.
Подвиг Кирилла и Мефодия высоко оценили не только славяне. Они включены в список вселенских святых, прославляемых христианами всех стран. Деяния братьев обогатили всю славянскую культуру.
В дружной счастливой семье знатного военачальника Льва, жившего в греческом городе Салоники было семеро детей. Всех их отличало трудолюбие и усердие к учебе. Все они, кроме родного греческого языка прекрасно говорили по-славянски, общаясь со своими сверстниками славянами.
В то время в Салониках жило много славян, бывших пленных и рабов, захваченных греками в постоянных войнах. Когда самый младший из детей Льва Константин только научился читать, старший - Мефодий уже покинул отчий дом, отправившись на государственную службу. Он был назначен императором воеводой в Македонию, благодаря своему знанию славянского языка.
Младшего Константина отличало от других детей как слабое здоровье, так и незаурядные умственные способности. Уже к 15 годам он свободно читал философские и богословские трактаты не только на греческом, но и на латинском языке. Способный мальчик был - взят ко двору. Вместе с детьми императора он начал учиться в Высшей императорской школе. Здесь Константин изучил литературу, диалектику, астрономию, еврейский и арабский языки, музыку и другие науки.
Его наставниками были лучшие учителя империи, в числе которых знаменитый Фотий - будущий константинопольский патриарх. За свою любовь к философии Константин получил прозвище философ, которое осталось за ним на всю жизнь.
Старший брат Константина Мефодий, прослужив в должности воеводы около 10 лет, оставляет службу и уходит в монастырь. Вскоре к нему приходит и младший брат, отказавшись от блестящей карьеры при дворе и выгодного брака. Зная образованность братьев, их преданность церкви и отечеству, император посылает их в Хазарию для налаживания дипломатических связей с соседним государством. Оно включало в себя много народностей, в том числе и славян.
Ради них Константин и Мефодий создали свою знаменитую славянскую азбуку, чтобы перевести на славянский язык священные книги, ведь проповедовать только устно, по словам Константина все равно, что писать пальцем по воде.
Летописец сообщает, что первые слова, написанные братьями
на славянском языке были из евангелия от Иоанна. «В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог».
Поездка оказалась удачной. Братья сумели установить дружеские отношения с Хазарами, добиться разрешения христианам иметь свои церкви и обратили около 200 семей в христианство. После этого состоялось еще несколько путешествий к южным славянам, в том числе к недавно крестившимся болгарам.
Во время этих переездов Константин подорвал свое и без того слабое здоровье. В 862 году в Константинополь явились послы от Моравского князя Ростислава с просьбой прислать к ним христианских учителей славян. У императора Михаила не было лучших кандидатов, чем Константин и Мефодий. Зная слабое здоровье Константина, он обратился к нему не как император, а как бывший товарищ по школе: «Константин, философ мой, я знаю, ты болен, ты устал, но твоя работа так нужна. Князь Моравский Ростислав просит нас прислать к нему христианских миссионеров. Как могу я отказать ему? Эту работу никто не сможет сделать так, как сделаешь ее ты» На эту просьбу своего товарища больной и слабый Константин с самоотвержением отвечал: «С радостью. Пойду туда»
В 863 году братья отправились в Моравию. Там они с большим успехом проповедовали христианство, совершая богослужение на славянском языке. В Моравию приходили миссионеры и из Германии, которым было непривычно слышать славянское богослужение. Литургия на славянском языке казалось им кощунством. На западе установился обычай читать Библию и совершать богослужение только на трех языках: еврейском, греческом и латинском.
Немецкие проповедники пожаловались на двух братьев римскому Папе Николаю. Папа пожелал видеть славянских благовестников. Надеясь найти у него защиту и понимание, братья отправились в Рим. Прибыв туда, они не застали в живых Папу Николая.
Его преемник папа Адриан принял братьев с великим почетом. Он вышел к ним на встречу за город, сопровождаемый духовенством и множеством народа. Он освятил принесенные ему славянские книги и одобрил труды братьев по переводу богослужения и священного писания на славянский язык. Папа Адриан разрешил даже совершить литургию в нескольких римских храмах на славянском языке.
Вскоре по прибытию в Рим слабый здоровьем Константин занемог и, приняв монашеский постриг, с именем Кирилл скончался 14 февраля 869 года. Его брат Мефодий был рукоположен папой Адрианом в архиепископы Моравии с разрешением служить службу в Епархии на славянском языке. Еще 15 лет до своей смерти Мефодий трудился над просвещением славян. Из Моравии христианство при жизни Мефодия проникло в Чехию, а затем в Польшу. Дальнейшее развитие деятельность Солунских братьев получила у южных славян : сербов и болгар, куда так же направились их ученики. Уже оттуда славянская азбука пришла в Киевскую Русь.
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры.
Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.
В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В. Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия. Во многих странах поставлены памятники славянским просветителям. Приведу только малую толику из них.
1. Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. 1992г.
2. Памятник Кириллу и Мефодию в подмосковной Коломне.
3. В Мурманске
4. Памятник во Владивостоке.
5. Памятник Кириллу и Мефодию в Македонии.
6. Памятник Кириллу и Мефодию в г. Свалява Закарпатской области Украины.
7. Памятник Кириллу и Мефодию в Болгарии (София).
Большую работу по подготовке к празднику славянской письменности проводим в группах нашего детского сада. Основные задачи, которые ставим перед собой: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием; расширить представление детей о культурном наследии нашего народа; развивать творческие способности: воображение, внимание, память; содействовать развитию интереса и любви к книге; воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда, привычки к полезной деятельности.
К празднику славянской письменности в коррекционной группе №13, где я работаю воспитателем, готовимся заранее.
Каждый ребенок получил задание, вместе с родителями, сделать заглавную букву своего имени. Все очень старались. На память все ребята сфотографировались со своей буквой. Буквы получились яркими и красочными. Эти буквы я использую при обучении детей (изучаем буквы, слоги, слова).
Верные ученики продолжали дело братьев. Особенно благоприятная обстановка сложилась в Болгарии. В Моравии и Чехии деятельность братьев также не прошла бесследно и продолжалась в ряде мест в X- XII веках. Неустанный труд Кирилла и Мефодия положил начало созданию славянской литературы, старославянского литературного языка, имевшего огромное значение в дальнейшей жизни славянских народов.