Ольга Агафонова
Кинезиология как средство оздоровления и развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье ребенка — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружить ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
Так считал Василий Александрович Сухомлинский.
Публикация «Кинезиология как средство оздоровления и развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому, забота о здоровье и гармоничном развитии ребенка, стала главной задачей в моей работе воспитателя. Детские сады имеют все возможности для создания условий гармоничного развития детей и формирования у них здоровьесберегающей культуры. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников. Здоровьесберегающие технологии, одни из наиболее значимых среди известных технологий по степени влияния на здоровье ребенка в детском саду.
Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей.
Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга».
Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма.
Меня заинтересовало влияние кинезиологии на детей, через включение упражнений и комплексов в занятия и режимные моменты. В прошлом году я занялась изучением этой технологии. И хотела бы поделиться с вами своими наблюдениями о влиянии кинезиологических упражнений на развитие детей. Данную технологию можно включать в любые режимные моменты и образовательные области. Дети включаются в выполнение упражнений с удовольствием и легко. Их увлекает игра пальчиками, и нравятся веселые стихи к упражнениям, поэтому дети, запомнив упражнение, играют друг с другом самостоятельно.
Кинезиологические упражнения необходимо проводить ежедневно, без пропусков; утром или днем. Начинать заниматься можно с детьми раннего возраста. Ребят необходимо учить выполнять движения руками, переходя от простого к сложному, то есть, от медленного ритма к быстрому.
Работая, над подбором кинезиологических упражнений и комплексов я ориентировалась на задачи данной здоровьесберегающей технологии.
Задачи кинезиологии :
-В работе, над реализацией задачи Развития межполушарной специализации помогают глазодвигательные упражнения, которые позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
-Решая задачу Синхронизации работы полушарий головного мозга, можно использовать методику рисования двумя руками, что помогает активировать сразу оба полушария. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность.
-Для Развития общей и мелкой моторики.
нам помогут упражнения и комплексы, только для рук, «Кулак-ребро-ладонь», «Кольцо-цепь-щепотка», «Дом-ёжик-замок», «Следы», «Ежик» и др.
-Решение задачи на Развитие памяти, внимания, воображения, мышления, развития речи происходит через использование упражнений для развития двигательной памяти. (Это упражнения, состоящие из серии последовательно повторяющихся движений:
«Роботы», «Зеркало», «Обезьянки», «Тень» (стоят парами один сзади другого). Так же целесообразно применять самомассаж.
-Формирование произвольности.
Для решения данной задачи я применяю телесные упражнения. Например «Велосипед» (обратить внимание на видео) Так же можно применить дыхательные упражнения «Задуй свечу», «Ныряльщик» и др.
-Снятие эмоциональной напряжённости.
В данном случае нам помогут упражнения на релаксацию и растяжку.
И ещё одна задача: Создание положительного эмоционального настроения. Для того чтобы создать положительный эмоциональный настрой все упражнения важно выполнять в игровой, доброжелательной обстановке, можно под музыку.
Заниматься упражнениями можно стоя или сидя за столом;
Если упражнения используются во время проведения образовательной деятельности, то необходимо учитывать следующее:
• выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, например, комплексом, состоящим из трех положений рук, последовательно сменяющих друг друга.
• когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала ребенка или творческих способностей, необходимо применять комплекс перед началом образовательной деятельности.
Занятия каждым комплексом упражнений следует проводить не менее двух недель. Важно добиваться от детей точности выполнения упражнений. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
Применение данной методики позволяет улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Данная методика позволяет выявить скрытые способности детей и расширить границы возможностей деятельности мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект. Применяя данную методику в своей работе, могу отметить, что у многих детей наблюдается положительная динамика в усвоении образовательной программы. Методика доступна и проста, интересна детям и взрослым. Дети с удовольствием включаются в игру с пальчиками, с удовольствием рассказывают стихи, сопровождающие упражнения, с интересом включаются в игру с воображаемой свечой (которую надо задуть) или яблоней. Детям нравится играть! Таким образом, с помощью кинезиологических упражнений и комплексов, педагоги могут реализовать различные задачи, способствующие гармоничному росту здорового и счастливого ребенка!