Наталья Ломакина
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время отмечается тенденция увеличения числа детей с различными нарушениями в развитии, в том числе с эмоционально - волевыми коммуникативными нарушениями. Эмоционально - волевые коммуникативные нарушения у детей представляют собой трудности в регуляции эмоций и чувств, а также проблемы в общении и взаимодействии с окружающими.
Нарушения эмоционально - волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы.
Коммуникативные нарушения у детей проявляются, например, в неадекватно
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
сформированном образе сверстника, не усвоении норм и правил взаимодействия, неспособности понимать эмоции и чувства другого человека, отсутствии стратегий поведения для выхода из конфликтных ситуаций.
На наш взгляд, использование кинезиологических упражнений является важнейшим стимулом развития ребенка, в том числе его речи. Мы применяем кинезиологиию как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с эмоционально - волевыми коммуникативными нарушениями. Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Именно они помогают создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи.
Кинезиологические упражнения, в которых предполагаются движения обеих рук лучше давать в стихотворной форме. Ритм речи, особенно ритм стихотворений развивает у детей речевое дыхание, координацию движений, произвольную моторику, речеслуховую память. Проговаривание деятельности оказывает положительное воздействие на развитие речи, является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры. В своей практике мы
применяем зеркальное рисование, плетение кос на специальных тренажерах, собирание счетных палочек одноименными пальцами рук, скатывание тесьмы, прокатывание мячей по обозначенным лабиринтам одновременно обеими руками. Например, для развития дыхания у детей мы предлагаем упражнение «Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Логопед: «Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий
вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха».
Применяем зеркальное рисование. Логопед: «Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками вот эти рисунки. При выполнении упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки».
Очень важны и телесные упражнения, например, «Яйцо» : Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
Упражнение на релаксацию «Ковер - самолет». Исходное положение – лежа на спине, глаза закрыть (играет спокойная музыка). Мы ложимся на волшебный ковер - самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер - самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе. Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно
садимся.
Таким образом, использование кинезиологиии как метода коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с эмоционально - волевыми коммуникативными нарушениями должно носить целенаправленный и систематический характер, что позволит активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу полушарий. В связи с улучшением интегративной функции мозга у детей при этом
наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями, взаимодействии с окружающими.