Екатерина Каткова
Кинезиологические мячи в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиологические мячи в работе с детьми с ОВЗ
Учитель-логопед/учитель-дефектолог Е. А. Каткова
Кинезиология изучает развитие головного мозга через двигательную активность. Большинство детей с увлечением осваивают двигательные упражнения в работе с кинезиологическими мячиками. Они изготавливаются из специального материала, который позволяет им высоко подпрыгивать и в то же время быть достаточно легкими. Именно эти характеристики дают возможность разнообразить и усовершенствовать занятия с мячами. Кинезиологические занятия совершенствуют мозговую деятельность, способствуют развитию чувства ритма, памяти, концентрации внимания, улучшают успехи в обучении. Систематическая работа с мячами направлена на развитие крупной и мелкой моторики, координации глаз, слуховое и зрительно-пространственное мышление.
Публикация «Кинезиологические мячи в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Мяч, мячик
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Особенности кинезиологических мячей :
высококачественный материал, который приятно держать в руках;
высокий отскок (около 70-75% от высоты свободного падения);
звонкий звук «цок» при ударе;
прочность и долговечность;
удобный размер для детской ладони;
Для того, чтобы эффект от занятий был максимальным, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
• Ребенок должен находиться в спокойном, комфортном состоянии, соблюдая естественные внутренние ритмы. Это позволяет максимально эффективно и просто выполнять упражнения, запоминая их на уровне мышечной памяти.
• Продолжительность занятий зависит от возраста и утомляемости ребенка, но не стоит превышать 30 минут.
• Во время занятий ребенок должен постоянно следить глазами за мячом.
• Упражнения показываются специалистом и постоянно комментируются, чтобы ребенок видел образец правильного выполнения и обращал внимание на ванные детали.
• Постарайтесь максимально сосредоточить внимание ребенка на выполнении упражнений. По возможности исключите посторонние шумы и прочие отвлекающие факторы.
• Регулярно меняйте упражнения от занятия к занятию, чтобы поддерживать интерес у ребенка.
Назначение
Кинезиологические мячи предназначаются для улучшения:
• фокусировки внимания и функции самоконтроля;
• деятельности когнитивной сферы: памяти, речи, восприятия, мышления;
• крупной и мелкой моторики;
• зрения, зрительного внимания и фонематического слуха;
• межполушарного взаимодействия.
Методы кинезиологической коррекции мячами очень действенны. Они показаны для работы с :
• любыми возрастными группами;
• самооценкой;
• эмоциональными и поведенческими трудностями;
• нарушениями вестибулярного аппарата;
• нарушениями координации движений и моторной неловкости;
• трудностями в обучении;
• трудностями в выстраивании отношений с учителями и сверстниками;
• синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
• расстройствами развития;
• задержкой психоречевого и интеллектуального развития;
• общим недоразвитием речи и умственной отсталостью;
• расстройством аутистического спектра;
• заболеваниями детского центрального паралича;
• пациентами при реабилитации после инсульта, черепно-мозговых травм и некоторых других заболеваний головного мозга, заболеваний и стрессовых состояний;
• восстановлением после опухолей;
• коррекционными занятиями с психологом, логопедом, дефектологом.
Примеры упражнений с кинезиологическими мячами
На первом занятии предложите ребенку ознакомиться с мячом. Потрогать его пальчиками, оценить вес, посжимать и выразить словами свои ощущения. Далее можно познакомить детей с различными видами захвата мяча, научить регулировать силу броска и рассчитывать траекторию движения.
Примеры упражнений:
1. Бросок и ловля мяча одновременно двум руками.
2. Бросок и ловля мяча одной рукой.
3. Бросок и ловля сразу двух мячей из двух рук одновременно/ попеременно.
4. Мяч перекидывается из одной руки в другую. Возможен вариант с ударом об пол или передача мяча за спиной.
5. Парная работа. Передача одного или нескольких мячей друг другу.
6. Игра в ассоциации. Один участник говорит слово и бросает мяч. Второй отвечает, с чем у него оно связано. Например, слово «лес» и «дерево». И так же в обратную сторону.
7. Напарники бросают друг другу мяч с разного расстояния, меняют траекторию полета, смещая по сторонам вправо и влево, вверх и вниз. Нужно пытаться не прижимать мяч к себе, а ловить только руками.
8. Мяч бросают в стену и сразу же ловят или дают ему один раз удариться об пол.
9. Два игрока садятся напротив друг друга на пол. Раздвигают ноги и перекатывают мяч по полу сначала двумя руками, потом одной. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
10. Мяч кидают о стену, успевая сделать хлопок до того, как он очутится в руках.
11. Мяч кидают в цель, расположенную на стене. Для этого упражнения используют разные цвета мячей и мишеней. При ударе нужно назвать цвет.
12. Первый участник бросает мяч назад не поворачиваясь, второй ловит его сзади, после чего они меняются местами.
13. Напарники кидают друг другу и ловят мяч одной рукой.
14. Первый участник кидает мяч и называет месяц, второй ловит мяч и говорит к какому времени года он относится.
15. Мяч кидают об стену и когда мяч отлетает от стены, нужно прыгнуть через него.
16. Упражнения по типу тира. На стул ставят предметы. Участник отходит на пару метров и сбивает цели с небольшого расстояния.
17. Перед игроком ставят горизонтальную мишень. Это может быть ведро или таз. Задача заключается в попадании в эту мишень мячом.
18. Нужно наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп вправо и влево, описывая восьмерку.
19. Мяч бросают об стену и ловят его поочередно правой и левой руками.
20. На полу рисуется полоса. Для выполнения упражнения необходимо встать в начало этой полосы и двигаться вперед, отбивая мяч от пола то справа от линии, то слева от нее.
21. Перебрасываем мячик из левой руки в правую с ударом об пол, то же самое можно делать на весу или перекладывать мячик из руки в руку за спиной.
Примеры упражнений на ритм.
Данное упражнение направлено на развитие аудиальной информации (звук мяча) совместно с движением.
1. Задача ребенка удерживать определенный ритм, который изначально задается специалистом хлопками. Нужно так подстроиться, чтобы мяч ударялся об пол синхронно с хлопками ладоней. Если ребенок плохо скоординированный, нужно начинать тренировку с простой ловли мяча.
2. Отбиваем мячиком ритм (здесь важно выработать свой естественный ритм для произнесения слова и удара мячика) и называем предметы в кинотеатре/цирке/твердые и жидкие/только на букву Б/выше пояса/на полу, можно придумать очень много разных вариаций.
3. Отбивать ритм с паузой. Один – два - три, пауза, один – два – три.
4. Чеканка мяча с целью удержать максимальный темп.
5. Отбивать ритм с хлопком/притопами/чередовать (два хлопка, один притоп и т. п.).
6. Счет под ритм. Можно для начала выбрать медленный ритм и давать простые задания: 1+2, 3-2, и т. п. Потом ускорять ритм и увеличивать сложность заданий. Здесь главное удерживать ритм.
7. Логоритмические упражнения. Отбивая мячиком ритм, произносим слова по слогам: мо-ло-ко и т. п.
Со временем упражнения можно усложнять сменой рук, регулированием высоты отскока мяча (до пояса, груди, выше головы, громкостью «цоконья» (тише/громче) и физическими действиями (приседания, прыжок, шаг и т. п). Вариантов выполнения заданий множество. Для детей выбирают самые простые, постепенно усложняя, в соответствии с возрастом и возможностями.
Чтобы детям было интересней, работу с мячами можно подавать в игровой форме, с добавлением схем разметки на полу, сказочного сюжета или даже в стихотворной форме.