Лучший педагог года

Кинезиологические мячи в работе с детьми с ОВЗ

Екатерина Каткова
Кинезиологические мячи в работе с детьми с ОВЗ

Кинезиологические мячи в работе с детьми с ОВЗ

Учитель-логопед/учитель-дефектолог Е. А. Каткова

Кинезиология изучает развитие головного мозга через двигательную активность. Большинство детей с увлечением осваивают двигательные упражнения в работе с кинезиологическими мячиками. Они изготавливаются из специального материала, который позволяет им высоко подпрыгивать и в то же время быть достаточно легкими. Именно эти характеристики дают возможность разнообразить и усовершенствовать занятия с мячами. Кинезиологические занятия совершенствуют мозговую деятельность, способствуют развитию чувства ритма, памяти, концентрации внимания, улучшают успехи в обучении. Систематическая работа с мячами направлена на развитие крупной и мелкой моторики, координации глаз, слуховое и зрительно-пространственное мышление.

Публикация «Кинезиологические мячи в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Особенности кинезиологических мячей :

высококачественный материал, который приятно держать в руках;

высокий отскок (около 70-75% от высоты свободного падения);

звонкий звук «цок» при ударе;

прочность и долговечность;

удобный размер для детской ладони;

Для того, чтобы эффект от занятий был максимальным, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

• Ребенок должен находиться в спокойном, комфортном состоянии, соблюдая естественные внутренние ритмы. Это позволяет максимально эффективно и просто выполнять упражнения, запоминая их на уровне мышечной памяти.

• Продолжительность занятий зависит от возраста и утомляемости ребенка, но не стоит превышать 30 минут.

• Во время занятий ребенок должен постоянно следить глазами за мячом.

• Упражнения показываются специалистом и постоянно комментируются, чтобы ребенок видел образец правильного выполнения и обращал внимание на ванные детали.

• Постарайтесь максимально сосредоточить внимание ребенка на выполнении упражнений. По возможности исключите посторонние шумы и прочие отвлекающие факторы.

• Регулярно меняйте упражнения от занятия к занятию, чтобы поддерживать интерес у ребенка.

Назначение

Кинезиологические мячи предназначаются для улучшения:

• фокусировки внимания и функции самоконтроля;

деятельности когнитивной сферы: памяти, речи, восприятия, мышления;

• крупной и мелкой моторики;

• зрения, зрительного внимания и фонематического слуха;

• межполушарного взаимодействия.

Методы кинезиологической коррекции мячами очень действенны. Они показаны для работы с :

• любыми возрастными группами;

• самооценкой;

• эмоциональными и поведенческими трудностями;

• нарушениями вестибулярного аппарата;

• нарушениями координации движений и моторной неловкости;

• трудностями в обучении;

• трудностями в выстраивании отношений с учителями и сверстниками;

• синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

• расстройствами развития;

• задержкой психоречевого и интеллектуального развития;

• общим недоразвитием речи и умственной отсталостью;

• расстройством аутистического спектра;

• заболеваниями детского центрального паралича;

• пациентами при реабилитации после инсульта, черепно-мозговых травм и некоторых других заболеваний головного мозга, заболеваний и стрессовых состояний;

• восстановлением после опухолей;

• коррекционными занятиями с психологом, логопедом, дефектологом.

Примеры упражнений с кинезиологическими мячами

На первом занятии предложите ребенку ознакомиться с мячом. Потрогать его пальчиками, оценить вес, посжимать и выразить словами свои ощущения. Далее можно познакомить детей с различными видами захвата мяча, научить регулировать силу броска и рассчитывать траекторию движения.

Примеры упражнений:

1. Бросок и ловля мяча одновременно двум руками.

2. Бросок и ловля мяча одной рукой.

3. Бросок и ловля сразу двух мячей из двух рук одновременно/ попеременно.

4. Мяч перекидывается из одной руки в другую. Возможен вариант с ударом об пол или передача мяча за спиной.

5. Парная работа. Передача одного или нескольких мячей друг другу.

6. Игра в ассоциации. Один участник говорит слово и бросает мяч. Второй отвечает, с чем у него оно связано. Например, слово «лес» и «дерево». И так же в обратную сторону.

7. Напарники бросают друг другу мяч с разного расстояния, меняют траекторию полета, смещая по сторонам вправо и влево, вверх и вниз. Нужно пытаться не прижимать мяч к себе, а ловить только руками.

8. Мяч бросают в стену и сразу же ловят или дают ему один раз удариться об пол.

9. Два игрока садятся напротив друг друга на пол. Раздвигают ноги и перекатывают мяч по полу сначала двумя руками, потом одной. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.

10. Мяч кидают о стену, успевая сделать хлопок до того, как он очутится в руках.

11. Мяч кидают в цель, расположенную на стене. Для этого упражнения используют разные цвета мячей и мишеней. При ударе нужно назвать цвет.

12. Первый участник бросает мяч назад не поворачиваясь, второй ловит его сзади, после чего они меняются местами.

13. Напарники кидают друг другу и ловят мяч одной рукой.

14. Первый участник кидает мяч и называет месяц, второй ловит мяч и говорит к какому времени года он относится.

15. Мяч кидают об стену и когда мяч отлетает от стены, нужно прыгнуть через него.

16. Упражнения по типу тира. На стул ставят предметы. Участник отходит на пару метров и сбивает цели с небольшого расстояния.

17. Перед игроком ставят горизонтальную мишень. Это может быть ведро или таз. Задача заключается в попадании в эту мишень мячом.

18. Нужно наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп вправо и влево, описывая восьмерку.

19. Мяч бросают об стену и ловят его поочередно правой и левой руками.

20. На полу рисуется полоса. Для выполнения упражнения необходимо встать в начало этой полосы и двигаться вперед, отбивая мяч от пола то справа от линии, то слева от нее.

21. Перебрасываем мячик из левой руки в правую с ударом об пол, то же самое можно делать на весу или перекладывать мячик из руки в руку за спиной.

Примеры упражнений на ритм.

Данное упражнение направлено на развитие аудиальной информации (звук мяча) совместно с движением.

1. Задача ребенка удерживать определенный ритм, который изначально задается специалистом хлопками. Нужно так подстроиться, чтобы мяч ударялся об пол синхронно с хлопками ладоней. Если ребенок плохо скоординированный, нужно начинать тренировку с простой ловли мяча.

2. Отбиваем мячиком ритм (здесь важно выработать свой естественный ритм для произнесения слова и удара мячика) и называем предметы в кинотеатре/цирке/твердые и жидкие/только на букву Б/выше пояса/на полу, можно придумать очень много разных вариаций.

3. Отбивать ритм с паузой. Один – два - три, пауза, один – два – три.

4. Чеканка мяча с целью удержать максимальный темп.

5. Отбивать ритм с хлопком/притопами/чередовать (два хлопка, один притоп и т. п.).

6. Счет под ритм. Можно для начала выбрать медленный ритм и давать простые задания: 1+2, 3-2, и т. п. Потом ускорять ритм и увеличивать сложность заданий. Здесь главное удерживать ритм.

7. Логоритмические упражнения. Отбивая мячиком ритм, произносим слова по слогам: мо-ло-ко и т. п.

Со временем упражнения можно усложнять сменой рук, регулированием высоты отскока мяча (до пояса, груди, выше головы, громкостью «цоконья» (тише/громче) и физическими действиями (приседания, прыжок, шаг и т. п). Вариантов выполнения заданий множество. Для детей выбирают самые простые, постепенно усложняя, в соответствии с возрастом и возможностями.

Чтобы детям было интересней, работу с мячами можно подавать в игровой форме, с добавлением схем разметки на полу, сказочного сюжета или даже в стихотворной форме.

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском садуКинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду Хотелось бы обратить внимание на еще одну из здоровьесберегающих технологий - кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга» Что такое.

Дидактическая игра «Разноцветные мячи» для детей 2–3 летДидактическая игра «Разноцветные мячи» для детей 2–3 лет Дидактическая игра «Разноцветные мячи» предназначена для дошкольников 2-3-летнего возраста. игра – это деятельность, которая сразу сближает.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Кинезиологические упражненияКинезиологические упражнения Сегодня от специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) можно услышать, что у ребенка атипичная латерализация функций головного мозга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиологические мячи в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 17 августа 2024 в 06:46
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кинезиологические мячи в работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Каткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД