Коликова Ольга Андреевна
Кинезиологические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из актуальных проблем современности.
Данный период является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Известно, что уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности тонких движений рук, как говорил В. А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Действительно, если движения рук достигают достаточной точности, ребенок начинает разговаривать.
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения, нейроигры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Нейропсихологические игры
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям, т. к. кинезиологические упражнения, способствуют развитию физических и психофизиологических качеств, сохранению здоровья и направлены на синхронизацию работы полушарий головного мозга, на развитие памяти, внимания, мышления и речи
Основной принцип – одновременная синхронная работа или перекрестные движения обеих рук или ног. Именно такие упражнения развивают согласованную работу двух полушарий. Если задействовать еще разные типы восприятия одновременно (зрение, слух, движение, речь, то это позволяет наращивать максимальное количество нервных связей и усилить эффективность. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Упражнения можно выполнять как отдельный комплекс, или включать в во фронтальную непосредственную деятельность в виде динамических пауз, физкультминуток.
Суть кинезеологических упражнений в том, что различного рода движения стимулируют зоны мозга.
Упражнения на координацию сначала выполняются в медленном темпе, потом темп можно ускорить, тем самым усложняя. Усложнениями могут быть не только увеличение скорости, но и выполнение с исключением речевого и зрительного контакта.
Кинезиологические упражнения условно можно разделить на несколько групп:
- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;
- Упражнение для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга;
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;
- Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата
- Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения
- Самомассаж – воздействует на биологически активные точки
- Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Все эти упражнения проводим ежедневно в различных режимных моментах, они включены в индивидуальную работу, используются в качестве динамической паузы или физминутки, в начале занятия для организационного момента и повышения интереса детей к занятиям. Выполняются от простого к сложному.

