Ольга Украинская
Киндер Сюрприз
Месяц апрель 2013 года я запомню надолго, так как в этом месяце 17-го числа я заступила на работу в должности воспитателя средней группы (впервые в жизни). Коллектив меня встретил тепло и радушно, а дети - смущенно. Но по мере того, как я втягивалась в работу, жизнь детского сада, дети, привыкая ко мне, открывались и, смущение первых дней проходило.
Теория и практика встретились вместе: работа закрепила и показала наглядно необходимость использования многих методов, их важность, в работе с детьми лишних теоретических задач и аспектов не бывает, воспитатель должен учитывать все.
Публикация «Киндер Сюрприз» размещена в разделах
В частности и гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Ведь формирование у детей гендерной принадлежности – одна из задач области «Социализация», и как говорит теория, основываясь на результате анализов психолого-педагогических исследований, именно в период дошкольного возраста у всех детей, живущих в разных уголках земного шара, происходит принятие гендерной роли.
Всем известен и неоспорим тот факт, что формирование гендерной устойчивости (с 4 до 7 лет ребенок уже осознает, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или его желаний) обусловлено социокультурными нормами, и зависит, во-первых, от отношения родителей к ребёнку, характера установок родителей и привязанности как ребенка к матери, так матери к ребенку, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Я, как воспитатель, стараюсь понять ребенка и помочь ему раскрыть уникальные возможности, которые даны ему его полом. Ведь необходимость исходить от пола ребенка в общении, игре, познании очевидна. Как я знала и увидела на деле: девочки активно играют в куклы, дочки-матери, мальчики проявляют интерес к оружию, машинам. Не нужно порицать поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну, то есть учесть, что им физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, тратят скопившуюся энергию. Нужно просто предоставить им пространство и следить, чтобы игры не носили агрессивного характера, можно ведь играть и в другие чисто мальчишеские игры: летчиков, моряков, солдат. От сюда следует и создание для этого соответствующих условий. Для игр девочкам же требуется много пространства. В нашей группе всё что может понадобиться девочкам для игры находится рядом, у них имеется достаточное количество кукол и прочей необходимой атрибутики. Игры у мальчиков предметные (конструктор, «сборно-разборные» модели транспорта, у девочек словесные (вербальные игры). Игры по гендерному воспитанию, позволяют детям впоследствии понимать, к какому именно полу относятся они сами.
Но суть гендерного подхода в воспитании состоит не только в понимании детьми качеств, присущих разным полам, но и в формировании толерантности у мальчиков и девочек по отношению друг к другу.
В игре закладываются и такие основные нравственные качества как: уважение, готовность помогать к девочкам (женщинам) у мальчиков и доброта, терпеливость, уважение к мальчикам (мужчинам) у девочек. И задача воспитателя содействовать этому: обращаться к детям по половому признаку («мальчики», «девочки» вместо «дети», когда это необходимо, включать в методику режимных моментов правила поведения мальчиков (мужчин) и девочек (женщин, формировать представления о том, как они должны себя вести, организовывать необходимую игровую среду.
Ведь мальчики и девочки совершенно по-разному воспринимают мир и как следствие по-разному мыслят. От сюда и отличия, как в воспитательном процессе, так и в образовательном: девочки более усидчивы, чем мальчики, а последние в свою очередь медленнее входят в работу и им нужен более высокий темп, как только начинается повторение, внимание мальчиков ослабевает.
Главной задачей взрослого при этом я вижу в том, чтобы, во-первых, развивать у ребенка ценностное осмысление себя и как представителя определенного пола, и как неповторимую личность, которая отличается не только внешними признаками от окружающих, но и внутренним миром, во-вторых, активизировать поиск своего места в мире. И как я уже сказала выше – не важных аспектов не бывает.