Получи документы

Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий

Х Т
Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий

История кибербуллинга

Первые эпизоды кибербуллинга появились в 20 веке. Интернет тогда начинал завоевывать всемирное пространство. Одной из известных жертв агрессоров стала Моника Левински, ее имя долго обсуждалось во всех мировых изданиях. После скандала с президентом США, Моника подверглась настоящей травле. Ее почту взломали, телефон разрывался от хулиганских звонков, она была завалена посланиями с угрозами. С тех пор травля человека в интернете приобрела громадные масштабы [12].

Исторически, это определение произошло от слова буллинг, автором которого норвежский ученый Д. Олвеус, в котором он дал определение, что «буллинг — агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива». Из буллинга в 1997 году Бил Белси вывел определение кибербуллинга:

Кибербуллинг — это использование информационных и коммуникативных технологий, например, электронной почты, мобильного телефона, личных интернет-сайтов, для намеренного, неоднократного и враждебного поведения лица или группы, направленного на оскорбление других людей. Билл Белси выделил главное различие буллинга и кибербуллинга, обозначив современные технологии, как средство травли жертв. В остальном же, а именно: враждебное поведение и неоднократные попытки травли — схожи с обычным буллингом.

Кибербуллинг воздействует на жертву семь дней в неделю, 24 часа в сутки, не оставляя пространства и времени, в котором человек мог бы чувствовать себя защищенным. Так как электронные сообщения очень сложно контролировать и фильтровать, жертва получает их неожиданно, что приводит к сильному психологическому воздействию. Анонимность преследователей делает воздействие запугивания особенно сильным [7].

Кибербуллинг одинаково сильно действует на разные поколения. Жертвой кибербуллинга может стать как подросток, так и, например, школьный учитель [9].

Кибербуллинг бывает ненамеренным. Иногда член закрытой группы или онлайн-сообщества может неудачно пошутить, не намереваясь причинить кому-то вред. Его шутка может быть использована третьими лицами для преследования жертвы.

Кибербуллинг хорошо документируется. Особенностью, позволяющей эффективно бороться с этим явлением, является тот факт, что все акты кибербуллинга оставляют следы в сети, которые могут быть задокументированы и использованы как доказательства.

Для кибербуллинга используются следующие технологии и сервисы:

Мобильная связь. Телефон может быть использован как для фиксации фото- и видеоизображений с целью дискредитации жертвы, так и для доставки объекту преследования текстовых и мультимедийных сообщений.

Сервисы мгновенных сообщений. Такие популярные сервисы, как ICQ, также могут быть использованы для отправки сообщений жертве. Кроме того, аккаунт самой жертвы может быть взломан и использован для рассылки дискредитирующих сообщений друзьям и родственникам.

Чаты и форумы. Могут быть использованы для рассылки агрессивных сообщений, а также для раскрытия анонимности владельца одного из аккаунтов -- выбранной жертвы. На страницах форума для всеобщего обсуждения может быть выложена конфиденциальная, личная информация.

Электронная почта при кибербуллинге используется для отправки жертве запугивающих сообщений, в том числе содержащих фото и видео, а также писем, содержащих вирусы. Могут быть опубликованы также личные письма жертвы, не предназначенные для широкой огласки.

Веб-камеры. Используются для видеосвязи с провоцированием жертвы, с последующей публикацией видеозаписи.

Социальные сети. Применяются для размещения запугивающих и издевательских комментариев, фото и видео. Аккаунт жертвы может быть блокирован группой людей, на него могут быть отправлены массовые жалобы. Он может быть взломан для рассылки порочащих сообщений от имени жертвы. Может быть также создан и использован аккаунт от имени жертвы для дискредитирующей деятельности.

Сервисы видеохостинга используются для размещения издевательских или запугивающих видеороликов.

Игровые сайты и виртуальные игровые миры. Кроме широких коммуникативных возможностей, позволяющих размещать сообщения так же, как это делается в социальных сетях, группа людей может целенаправленно вредить игровому персонажу жертвы или даже методично убивать этого персонажа, что также оказывает серьезное психологическое давление.

Подобно традиционной травле, кибербуллинг предполагает систематичность, агрессивность и неравенство в силе/власти преследователя и жертвы. Однако власть в киберпространстве имеет и особенности: преследователь анонимен, может скрываться за ложными идентичностями и обращаться к огромной аудитории, внимающей слухам и клевете; вдобавок жертва притеснения доступна через электронные приспособления всегда и везде. И если в обычной травле преследователя могут остановить не столько моральные аргументы, сколько возможные затраты, то кибербуллинг практически не требует ни прерывать основную деятельность, ни отвлекаться от нее, т. е. это очень комфортный способ повышения уровня адреналина [8].

Остановимся подробнее на особенностях кибербуллинга — анонимности, непрерывности, бесчисленных невидимых свидетелях, отсутствии обратной связи и феномене растормаживания.

В отличие от традиционной травли, где агрессор известен в лицо и его можно попытаться избежать, в киберпространстве преследователь часто анонимен [1]. Жертва не знает, один ли преследователь или их несколько; мальчик это или девочка; старше или младше; знакомы ли они и не друг ли это. Такая неопределенность усиливает тревогу, жертва может начинать фантазировать о могуществе и силе агрессора и в связи с этим — о собственной беззащитности и уязвимости, опираясь на свой личный прошлый опыт, персональные переживания. Таким образом, кибербуллинг может быть особенно опасен для детей и подростков, имеющих травматический опыт или переживающих отвержение внутри семьи.

Неопределенность подкрепляется непрерывностью: травля через Интернет и сотовые телефоны может не прекращаться ни днем, ни ночью. Более того, одно опубликованное сообщение может работать как многоразовый акт травли, вызывая все новые болезненные для жертвы комментарии, не считая того, что жертва сама может перечитывать полученный оскорбительный или угрожающий текст и переживать ретравматизацию. Поскольку Интернет выполняет коммуникативную функцию и является пространством социализации, жертва может переживать ситуацию травли, как полную потерю возможностей для построения отношений, развития, социализации.

На страх преследования у ребенка накладывается страх лишения доступа к сети. Для многих родителей, узнавших, что их ребенок подвергается электронному насилию, первым шагом является лишение ребенка возможности пользоваться компьютером или сотовым телефоном. Хотя это кажется логичным способом остановить поток сообщений от преследователя, для ребенка страх лишения компьютера превышает даже страх от продолжения травли, поскольку отсутствие доступа к электронной коммуникации в большой степени аннулирует его социальную жизнь. Поэтому дети часто скрывают факты электронного преследования. Лишение ребенка технологических приспособлений — это дополнительное наказание пострадавшего [4].

В ситуации кибербуллинга преследователь не видит выражения лица жертвы, не слышит ее интонаций и не знает о ее эмоциональных реакциях: e-mail или мгновенные сообщения позволяют ему дистанцироваться от них. Эмоциональная обратная связь регулирует человеческое взаимодействие; без нее нет «линейки», которая бы помогла измерить жестокость поведения. Киберпреследователь забывает о том, что его сообщения на экране своего электронного устройства читает реальный человек. Жертва также не может видеть преследователя, представлять выражения его лица, интерпретировать его интонации, что затрудняет для нее считывание смысла, вложенного в послания преследователя. Редукция эмоциональной составляющей в электронных письмах, мгновенных сообщениях ведет к сильному недопониманию между участниками коммуникации и при этом к недооценке этого недопонимания. Таким образом, коммуникация искажается в обе стороны, при этом участники могут об этом не догадываться.

Хотя иногда участники сообщества отчетливо присоединяются к обидчику или жертве, как правило, присутствует множество молчаливых свидетелей, невмешательство которых служит поддержкой преследователя и усиливает и без того унизительные и болезненные переживания жертвы. Предположительно, свидетелям электронного насилия проще присоединиться к агрессору, чем свидетелям традиционной травли, поскольку для этого от них не требуется никаких физических усилий или социальных умений; самый физически слабый ребенок может активно травить самого сильного, используя современные технологии [5]. Кроме того, анонимность и отсутствие контакта лицом к лицу обезличивают взаимодействие, позволяя с легкостью позабыть о человеческой составляющей взаимодействия и воспринимать происходящее как некую симуляцию, подобие компьютерной игры.

Дозволенная в Интернете анонимность меняет поведение людей. Возможность не быть идентифицированными приводит к феномену растормаживания: без угрозы наказания и социального неодобрения люди говорят и делают вещи, которые бы не стали говорить и делать под своим именем, позволяют себе гораздо больше, чем привыкли в обычной жизни, где они несут ответственность за свои поступки и высказывания [1].

Причины и виды кибербуллинга

Исследователи выделяют четыре категории детей, занимающихся кибербуллингом, в зависимости от мотивации к этому занятию и стиля его осуществления:

а) «ангел мести» (ощущает себя правым, часто мстит за то, что сам оказался жертвой буллинга в школе);

б) «жаждущий власти» (похож на традиционного преследователя со школьного двора, хочет контроля, власти и авторитета, однако может быть меньше и слабее сверстников, либо может вымещать свою злость и беспомощность, оказавшись в состоянии уязвимости, например, при разводе или болезни родителей);

в) «противная девчонка» (может быть и девочкой, и мальчиком; занимается кибербуллингом ради развлечения, связанного с испугом и унижением других); г) «неумышленные преследователи» (включаются в кибербуллинг по инерции вслед за полученными негативными сообщениями о ком-то, часто в результате косвенной травли, в которую их вовлекают как свидетелей и соучастников).

Причин для распространения подобного вида террора служит кажущаяся анонимность и безнаказанность, однако не многие знают, что за акты психологического насилия предусмотрена уголовная ответственность. Но вседозволенность и большие возможности сети лишь провоцируют к раскрытию уже имеющиеся качества или тенденции личности [6].

Первые агрессивные тенденции люди начинают проявлять из страха самому оказаться жертвой. Когда происходит массовое издевательство над кем-то, то инстинкт самосохранения подсказывает держаться тех, кто сильнее, а значит вести себя, как они. Кто-то подобным образом пытается завоевать себе авторитет, такие личности не используют анонимные аккаутны, а их стремление выделиться может распространяться не только на соцсети. Объединение людей различных стран и культур в одном месте общения не только способно сближать, но является лишним раздражающим фактором для не толерантных людей. Те, кто просто непримирим с чужими традициями и культурой теперь могут преследовать человека исключительно по национальному признаку.

Некоторые таким образом пытаются демонстрировать силу или восполнять ее недостаток в реальной жизни. Невозможность быть лучшим в реальности, показать стоящие достижения или просто сниженная самооценка, комплексы могут провоцировать человека на унижение других. В таких вариантах жертвой нападок становятся те, кто чем-то лучше и успешнее.

Кто-то имеет жестокое чувство юмора и при помощи издевательства над другими справляется со своей скукой. Яркое эмоциональное реагирование жертвы на постоянные уколы рождает интерес, повышает уровень адреналина, дает ложное ощущение власти. Такие люди играют в других, не осознавая, что с другой стороны экрана вполне живой человек, который от подобных действий может покончить с собственной жизнью [10].

Завершение любых отношений, зависть и ссоры способны вызвать желание мести, а вместе с тем и как размещение провокационной информации, так и преследование и с намерением вернуть.

Но стоит отметить, что любая внешняя ситуация не является достаточным обоснованием для насилия над другим человеком, для подобных действий всегда есть внутренние предпосылки.

Типы кибербуллинга:

Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. На первый взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданный выпад может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания.  

Нападки, постоянные изнурительные атаки — повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву (например, сотни sms на мобильный телефон, постоянные звонки, с перегрузкой персональных каналов коммуникации. Встречаются также в чатах и форумах, в онлайн-играх эту технологию чаще всего используют гриферы  — группа игроков, имеющих целью не победу, а разрушение игрового опыта других участников.  

Клевета  — распространение оскорбительной и неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный характер. Жертвами могут быть не только отдельные подростки — порой случаются рассылки списков («кто есть кто в школе», «кто с кем спит», создаются специальные «книги для критики» с шутками про одноклассников.  

Самозванство, перевоплощение в определенное лицо — преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, либо создает свой аккаунт с аналогичным никнеймом и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию. Организация «волны обратных связей» происходит, когда с адреса жертвы без ее ведома отправляют друзьям провокационные письма.  

Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение — получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.  

Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть. Чем в большей степени человек исключается из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует, и тем больше падает его самооценка. В виртуальной среде это может привести к полному эмоциональному разрушению ребенка. Кибер-остракизм проявляется также в отсутствии ответа на мгновенные сообщения или электронные письма.  

Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т. д.

Профилактика кибербуллинга

Важно помнить о том, что кибербуллинг, как и прямое психологическое насилие являются уголовно наказуемыми, и, несмотря на анонимность, трафики, история браузера и подобные вещи, предоставляемые интернет-компанией, при нанесении реального ущерба, довольно легко помогут установить реальную личность агрессора. Поэтому первоочередным для защиты от подобных атак является обучение грамотности поведения и сети.

При фактах угроз, преследований, шантажа и прочих вариантах необходимо сохранять страницу с данными сообщениями или материалами – лучше всего сделать скрин-шот или распечатать, чтобы остались доказательства, поскольку агрессор может потом все данные удалить. Единичные негативные акты, особенно от незнакомых, оптимально игнорировать – не получая должного отзыва и эмоциональной реакции, буллер не станет ввязываться в дальнейшее общение.

В случае продолжающихся атак в любом месседжере есть функция блокировки, также она присутствует во многих сетях и касается всего профиля. Такое прерывание общения может помочь избежать продолжения кибербуллинга, но бесполезно, если используется распространение видео или фотографий через другие сервисы общего доступа, например Ютуб. В этих случаях можно обратиться к администрации сайта, ведущим группы или чата, в зависимости от платформы размещения компрометирующей информации.

Никогда не стоит следовать требованиям агрессора, вступать в переговоры или пытаться откупиться – если нет понимания на уровне человеческого общения, то необходимо блокировать всякую связь и игнорировать поступающие сообщения. Содержание угроз, скорее всего, будет нарастать и тут главное удержаться и не ответить, тогда потеряв интерес, буллер оставит в покое жертву.

Чтобы не допустить развитие простого спора в кибербуллинг необходимо научить ребенка грамотно реагировать на критику, а также разграничивать, когда уместно доказывать свое мнение, а когда лучше покинуть ресурс, в котором происходит общение. Сюда же стоит отнести культуру поведения в сети, поскольку многие не осознавая ответственности, могут вести себя довольно агрессивно или ранить другого человека неаккуратным высказыванием, за что потом получают длительную атаку.

Необходимо просвещать относительно интернет-грамотности, поскольку многим случаям шантажа и издевательства способствует неосторожность жертвы. Выкладывая в сеть всю информацию о себе, личные видео, фотографии о проведенных днях и тому подобное, без правильных настроек приватности, человек выставляет наиболее уязвимые места под атаку агрессоров. Отдельно внимание необходимо уделить паролям для учетных записей и устройств с персональной информацией (ноутбуки, смартфоны, планшеты и прочее, чтобы предотвратить возможность взлома или рассылки неподобающей информации от имени жертвы.

Чтобы предотвратить дальнейшее распространение кибербуллинга, необходимо сообщать о данных ситуациях администраторам сайтов и провайдерам услуг. Даже если самостоятельно удалось заблокировать человека и отделаться от него, чтобы уберечь себя и других от дальнейших инцидентов, необходимо обсуждать ситуацию с компанией. Обычно на основании заявлений пользователей разрабатываются новые алгоритмы защиты и решения подобных вопросов.

Что делать взрослым для профилактики кибербуллинга, его прекращения или преодоления его последствий

Прежде всего, следует быть внимательными к своему ребенку и его виртуальным практикам. Родители и дети имеют разные маршруты и предпочтения и в медиа, и в интернете, однако, в отличие от правил дорожного движения, взрослые редко рассказывают детям, что стоит и чего не стоит делать в виртуальном мире. Доступ к виртуальному миру требует регулирования и разъяснения, в каких случаях и какое поведение считается нормальным и будет безопасным.  Следует внимательно выслушивать впечатления ребенка от общения с новой реальностью, знакомиться с сайтами и технологиями, которые использует. Будьте бдительны, если ребенок после пользования интернетом или просмотра sms-сообщений расстроен, удаляется от общения со сверстниками, если ухудшается его успеваемость в школе.

Если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо сохранить свидетельства этого события. Сделать копии полученных сообщений. Сохраняйте спокойствие — вы можете еще больше напугать ребенка своей бурной реакцией на то, что он вам показал. Главной задачей является эмоциональная поддержка. Не следует преуменьшать значение агрессии против вашего ребенка, но и пугать также не следует: нужно дать ребенку уверенность в том, что проблему можно преодолеть. Никогда не наказывайте и не ограничивайте действия ребенка в ответ на его признание. Проговорите с ребенком ситуацию и внимательно его выслушайте. Повторите простейшие правила безопасности при пользовании интернетом, дайте советы по дальнейшему предотвращению кибер-буллинга [9].

Как родителям сделать так, чтобы ребенок не стал кибербуллером?

Дайте понять ребенку, что кибербуллинг - это плохо и жестоко. Сосредоточьте внимание ребенка на мысли, что нужно обращаться с людьми так же, как он бы хотел, чтобы обращались с ним.

Практические рекомендации

1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова – читать грубости так же неприятно, как и слышать.

2. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором, и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем. Лучший способ испортить хулигану его выходку – отвечать ему полным игнорированием.

3. Обратите внимание на психологические особенности вашего ребенка. Признаки того, что ребёнок подвергается кибербуллингу, различны, но есть несколько общих моментов: признаки эмоционального стресса на протяжении и после использования Интернета, прекращение общения с друзьями, избегание школы или школьных компаний, нестабильные оценки и отыгрывание злости в домашней обстановке, перемены в настроении, поведении, сне, аппетите, не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются с взрослыми, нежели со сверстниками, склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.

4. Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых вашего ребенка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом классному руководителю или школьному психологу – необходимо принять меры по защите ребенка.

5. Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии) может быть использована агрессорами против них.

6. Помогите ребенку найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию "заблокировать пользователя" или "занести в чёрный список".

7. Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнет поступать агрессия или угрозы. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете.

8. Убедитесь, что оскорбления (кибербуллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьезными, касаются жизни или здоровья ребенка, а также членов вашей семьи, то вы имеете право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и административного кодексов о правонарушениях.

Список литературы

Авдулова, Т. П. Подростки в информационном пространстве / Т. П. Авдулова / Психология обучения. - 2010. - N 4. - 245 с.

Авдулова Т. П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений / Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 6 (20). - С. 8-9.

Бабаева, Ю. Д. Интернет: воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова / Гуманитарные исследования в Интернете / Ред. А. Е. Войкунский. - М., 2000. 232 с.

Белинская, Е. П. Взаимосвязь Интернет-зависимости и стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями / Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / сост. и ред. А. Е. Войскунский. - М. : Акрополь, 2009. 302 с.

Белинская, Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие / Психологические исследования. - 2013. Т. 6. - 243 с.

Войскунский, А. Е. Психология и Интернет. М. : Акрополь, 2010 - N 6. - 319 с.

Гавринко, О. В., Смолякова, Т. В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи [Интернет-ресурс] / Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2008. - № 1(1). - C. 3.- Режим доступа:: http://psystudy.ru

Голубева Н. А. Эндогенные факторы информационных предпочтений современных подростков [Интернет-ресурс] / Психологические исследования. - 2012. - № 1 (21). - С. 7. - 1. Режим доступа:: http://psystudy.ru.

Грачев, К. Т. Кибербуллинг /К. Т. Грачев. - Астрахань: Волга, 2008. - 235 с.

Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации: учеб. пособие / Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. – СПб. : Речь, 2005. – 248 с.

Конев В. С. Формы и виды насилия среди подростоков: причины, факторы, виды /В. С. Конев. - СПб. : Речь, 2007. – 217 с.

Соколов, П. М. Кибербуллинг: факторы формирования и развития /П. М. Соколов, К. С. Вильветов; под общ. ред. Д. М. Нельцева. - Калининград: ТК, 2010. - 218 с.

Ушин, К. Д. Подросток в школе: риски и особенности /К. Д. Ушин; под ред. С. М. Вергеева. - СПб. : Речь, 2009. – 157 с.

Ивашура, В. Интернет-троллинг и кибербуллинг [Интернет-ресурс]. / ФБ. ру - 2010. 1. Режим доступа: http://fb.ru/article/167695/chto-takoe-kiberbulling-internet-trolling-i-kiberbulling

Игнатьева, Э. А. Выявление уровня сформированности коммуникативных умений виртуального общения [Электронный ресурс] / Психологическая наука и образование. - 2011. - № 4. -С. 3. - 1. Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n4/

Тирещенко, А. Д. Моббинг, буллинг, хейзинг — чем они опасны для школьников [Интернет-ресурс]. / Единый спектор - 2015. - № 2. - C. 5.- Режим доступа:http://eduinspector.ru/2016/12/29/mobbing-bulling-hejzing-chem-oni-opasny-dlya-shkolnikov/

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе Каждый раз, готовясь к уроку, я представляю такую картину: мои ученики с легкостью принимают и извлекают информацию, выполняют различные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий
Опубликовано: 2 сентября 2024 в 16:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Х Т в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 сентября. Праздник любимой игрушки. Передвижка «Почему не стоит покупать детям...

Отмечаем праздник любимой игрушки! Для гармоничного умственного и физического развития детям необходимы игрушки. Для ребенка они не просто забава, а неотъемлемая часть его жизни, поэтому игрушки требуют к...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом. Передвижка «Как говорить с...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом Наши дети видят новости о терактах, обсуждают это с ровесниками и задают вопросы взрослым. Как рассказать им о терроризме, как сделать это...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД