Рита Ахтямова
Проект «Признаки осени» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Тип проекта.
Познавательно - творческий.
Сроки реализации:
Среднесрочный проект (01 октября по 31 октября).
Участники проекта :
Дети, педагоги, родители.
Возраст детей
Публикация «Проект „Признаки осени“ в первой младшей группе» размещена в разделах
Первая младшая группа.
Цель проекта :создание необходимых условий для знакомства детей с характерными признаками осени, развивать познавательную активность детей через совместную игровую деятельность экологического содержания.
ЗАДАЧИ:
Дать воспитанникам элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).
Продолжать расширять представления воспитанников о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах.
Предварительная работа:
– иллюстрационного материала по теме «К» : «Йшелс», «Емеш-елк», «Бшмктр»;
– Чтение русских народных сказок «Репка», «Вершки и корешки»;
– Прослушивание песенок про осень;
– Разучивание пальчиковой гимнастики «Бе кбетне турайбы…»
План реализации проекта
Этапы проекта :
Первый этап - подготовительный
– Создание предметно-развивающей среды согласно теме проекта.
– Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
– Подбор методической литературы по теме.
– Сотрудничество с родителями: участие в выставке работ из природного материала, разучивание с детьми стихотворений об осени.
Второй этап - основной
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Одень куклу на прогулку»
«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»
Дидактик уйындар:
«Ошаш япраты тап»
«Япраты тура килтер»
«Был ниндй мигел?»
«Серле тосай»
«Был асан була?»
«К бег ним блк итте?»
Телмр тере:
гм:
«Мигел – К».
«Тышта ямыр яуа, …».
«Балалар басаына юл буйлап килгнд, бе ним крек».
рт арау «К»
рт арау «Слим саф ауала»
Чтение художественной литературы:
Я. Тайц «По грибы, по ягоды»
М. Пришвин «Листопад»
А. Плещеев «К етте»
Н. Калинина «Урманда», «Осеннее»
И. Токмакова «Кг япратар»
А. Йфрова «Йомарт к»
З. отлогилдина «Кг урман йыры»
Г. Юнысова «Кг ел»
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Раздувайся пузырь»
«Листопад»
«У медведя во бору»
«Урмана барабы»
«оштар м ямыр»
«Кем тиерк япра йыя»
«Бесй м балалар».
Пальчиковая гимнастика: «Ямыр уйнара сыты», «Япратар», «Кбет», «К».
Дыхательная гимнастика: «Япраты р», «Тамсыны р», «айнатма».
Познавательное развитие:
М/И. «Япратары йый», «Терпе сн энлр»
Наблюдение «Кешелре кейеме нисек гре?»
Наблюдение «Бгн ниндй ауа торошо»
Наблюдение «Бее аастар»
«Художественно \эстетическое развитие»
Рисование: «Япратар бейейр», «Ямыр – тып. Тып, тып…».
Лепка: «Япратар ойола…», «Вот ёжик, ни головы, ни ножек».
Слушание муз. П. Чайковского «К», «Ямыр»; «ош» муз. М. Раухвергера.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к участию в изготовлении поделок по теме «Кг фантазия»
Консультации для родителей «Осенние прогулки с детьми».
Заключительный этап:
Продукт проекта
Выставка детской коллективной работы «Кг аас».
Выставка поделок, выполненных родителями с детьми дома «Кг фантазия».
Праздник «Кг осрашыуар».
Презентация «Алтын к».
Вывод:
Многие дети умеют называть осенние природные явления, показывать их на иллюстрациях с изображением осени.
У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств
Так же, дети стали получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
Родители получили новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анабаева Ф. Глбостан. – ф: Китап, 2010. – 415 с.
2. Анабаева Ф., Иманолова Л. М., Мхмтйрова А. Т. Башортостан – Глбостан. – ф: Китап, 2017. – 261 с.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 99 с.
4. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 года. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 59 с.
5. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 139 с.
6. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 77 с.
7. Интернет ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Барматар уйыны «К» :
К, К, - трем ладошки друг о друга
Кил бында! – по очереди сжимаем кулачки
К, К, - трем ладошки друг о друга
ара ле – положить ладошки на щеки
ары япратар йлн, - движение ладонями сверху вниз
крен ген ерг яталар. – поглаживаем коленки
ояш бее йылытмай, - по очереди сжимаем кулачки
Ел р ныыра, - разводим одновременно ручки в разные стороны
Тн яа оштар остолар - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Терг ямыр шаый – стучим пальчиками по ладошкам
Кпс, курткалар кейбе – делаем вид
Ая кейемен кейбе – постучать ногами
Ай исемдрен белбе: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, м Октябрь, м Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь
«Кг япратар»
Бер, ике, с, дрт, биш, - загибаем пальчики, начиная с большого
Бе япратар йыябы. - сжимаем и разжимаем кулачки
айын япраы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Милш япраы,
Тал япратары,
Уа япратары,
Имн япратарын бе йыябы,
сйг к гллмен бирбе – пальчики «шагают» по столу.
«Осень»
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
"Осень"
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
"Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)
"Осень"
Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)
Ветер бросил на тропинку.
"Вышли пальчики гулять"
Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")
"Осень"
Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем
ладошки вместе, затем соединяем пальчики)
Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками, как крылышками)
Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)
Первым снежком принакрылась земля (плавно опускаем ручки вниз)
Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)
Поздняя осень стоит на дворе (разводим руками перед собой).
"Ходит осень в нашем парке"
Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)
Дарит осень всем подарки : (показываем две ладошки сложенные вместе)
Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)
"Листья осенние тихо кружатся"
Листья осенние тихо кружатся, (плавные движения кистями рук слева направо)
Листья нам под ноги плавно ложатся (плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят, (трем ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)
"Осень"
Снова осень наступает. (Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого.)
И до следующей весны (Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого.)
В птичьих стаях улетают (Касаться стола подушечками пальцев обеих рук, начиная с большого.)
Ласточки, скворцы, грачи, лебеди и журавли. (Загибать пальцы на обеих руках по одному.)
"Осень"
Если листья пожелтели, (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)
Дождь холодный моросит, (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших.)
Птицы к югу полетели, (Круговые движения кистями, «солнце».)
Значит, осень к нам спешит. («Домик».)
"Осень, осень к нам пришла. "
Осень, осень к нам пришла,
Дождь и ветер принесла. (Дети стучат пальцем левой руки по ладони правой)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.
Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят. (Трут ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.
Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны. (Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
снег потом припорошил, – плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. – ладони прижать крепко к столу
«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. – маршируем на месте
А в лесу полно чудес! – разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. – хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. – сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. – делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, – грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, – встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
НОД по ИЗО (отпечаток ладошкой)
(первая младшая)коллективная работа
Тема: Осеннее дерево.
Задачи:
1. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности
2. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования, отпечаток ладошкой
3. Закрепления красного и желтого цвета
4. Развивать моторику рук.
Материал и оборудование:
Гуашь в тарелке, ватман, влажные салфетки.
Ход занятия:
(дети сидят на ковре)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите в окошко, как на улице красиво! Солнце ярко светит и пока я к вам сегодня шла, очень много повстречала я красивых деревьев и кустарников с необычной окраской, разными листьями! И вам я сюрприз принесла! Показываю большой разноцветный букет из листьев.
Стихотворение «Осень»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним: А какое сейчас время года?
Дети: осень.
Воспитатель: Листья на деревьях меняют окраску. Показываю букет из листьев. А ну-ка подскажите мне какого цвета у меня листики в букете?
Дети: желтые, красные, зеленые, оранжевые.
Воспитатель: правильно!
Воспитатель: Сегодня ребята, я вам предлагаю стать волшебниками и создать самим красивое осеннее дерево.
Пальчиковая игра:
«Осень»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: Дети у меня есть для вас еще один сюрприз (показываю дерево нарисованное на ватмане). Ребята, что это?
Дети: Дерево!
Воспитатель: Правильно, а чего не хватает нашему дереву?
Дети Листочков!
Воспитатель: Правильно! Давайте подарим нашему волшебному дереву листочки (приглашаю детей за заранее сдвинутые столы и накрытые клеенкой).
Дети встают с ковра одевают фартуки (с помощью воспитателя и помощника воспитателя) и содеяться за стол. Воспитатель кладет на стол ватман и крепит его бумажным скотчем. А теперь мы с вами начнем колдовать.
Воспитатель окунает ладонь в краску и показывает детям, как сделать отпечатки ладошек, что бы получились листочки на дереве (воспитатель вытирает руки вл. салфеткой).
Воспитатель: Дети, а давайте теперь вместе сделаем наше осеннее дерево, дети поочерёдно с помощью воспитателя делают отпечатки своих ладошек (помощник воспитателя сразу вытирает детям ручки вл. салфеткой).
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (Дерево) Правильно!
А на деревьях что растут? (Листочки). А осенью листья, какого цвета? (красного, желтого, оранжевого, зеленого).
Воспитатель: Молодцы ребята! Мне очень нравиться! Вы настоящие волшебники! А теперь пойдем мыть наши ручки, что бы они были чистыми.
НОД по ИЗО (рисование гуашью) в 1 младшей группе «Осенние листья»
Цель: Расширять представление детей об осенних явлениях в природе через художественное творчество.
Задачи:
1. Образовательная
– продолжать учить знакомить детей с цветами: желтый, красный, зеленый: закреплять умение делать мазки;
2. Развивающая
– развивать мелкую моторику рук.
– называть цвета – красный, желтый, зеленый
3. Воспитательная
– воспитывать аккуратность при пользовании гуашью, желание работать рядом, не мешая товарищу.
– вызвать эмоциональный отклик на мощь Ежику
Материалы:
– букет осенних листьев, игрушка-ёжик, бумага размером альбомного листа, гуашь зелёная, желтая, красная, кисти на каждого ребёнка, салфетки.
Методические приё мы:
– словестный,
– игровая мотивация,
– наглядный,
– проблемная ситуация,
– творческая деятельность детей.
Предварительная работа:
– наблюдение за листопадом на прогулке;
– любование осенним букетом в группе;
– чтение художественной литературы об осени;
– беседа по репродукциям разных художников;
– заучивание стихотворения Токмаковой «Листопад»;
– дидактическая игра «Признаки осени».
Индивидуальная работа: помочь Амиру А. и Эмилю Ш. в изображении листопада способом прикладывания кисточки всем ворсом (мазок).
Интеграция с другими областями:
Познание – закрепить признаки осени;
Коммуникация – активизировать словарь;
Безопасность – использовать материалы для занятия безопасные для детей;
Музыка – использовать произведение П. И. Чайковского «Времена года»;
Здоровье – обращать внимание на посадку детей во время работы;
ПЛАН:
1. Игровой момент – В гости пришёл Ёжик.
2. Рассказ о том, как и где Ежик зимует.
3. Рассматривание осеннего букета.
4. Рассматривание предметов для рисования (гуашь, кисточка).
5. Показ воспитателем "приёма примакивания".
6. Выполнение работ детьми.
7. Анализ детских работ.
8. Дети дарят свои работы Ёжику.
9. Дети прощаются с Ёжиком.
10. Итог.
ХОД:
1. Игровой момент
Воспитатель – Ребята, вы слышите, к нам кто-то стучится? Посмотрите, кто же к нам пришёл? (появляется игрушка-ежик)
Дети – Ёжик.
Воспитатель – Давайте с ним поздороваемся.
Дети и воспитатель – Здравствуй, Ёжик!
Воспитатель – Ёжик, а почему ты такой грустный?
(Воспитатель прикладывает мордочку ёжика к своему уху, создавая иллюзию того, что ёжик разговаривает).
2. Рассказ о том, где и как Ежик зимует
Воспитатель – Ребята, Ёжик грустный от того, что не успел построить себе норку. Зимой он будет спать и чтобы ему было тепло и уютно ему нужно много листочков, чтобы укрыться от холода и снега в своей норке. Вы хотите помочь Ежику?
Дети – Да!
Воспитатель – Тогда я сейчас вам расскажу из чего ежик делает свою норку. Вы хотите узнать?
Дети: – Да!
Воспитатель: – Норку Ёжик строит из опавших листьев, и делает это осенью. А кто знает, какое сейчас время года?
Дети – Осень
Воспитатель – Правильно, осень. Посмотрите, какой осенний букет стоит у нас в вазе.
(воспитатель подводит детей к букету из осенних листьев для рассматривания)
3. Рассматривание осеннего букета
Воспитатель – Что это?
Дети – Листочки.
Воспитатель – Какие они?
Дети – Разные, красивые, желтые. (разнообразные ответы детей)
Воспитатель – Да, это листочки они красивые, яркие.
– Давайте и мы нарисуем ежику много листочков.
– Вы хотите нарисовать ежику много листочков?
Дети – Да.
Воспитатель: – Скажите, какого цвета листочки в нашем красивом осеннем букете?
Дети: – красные, желтые, зеленые
Воспитатель: – Правильно, молодцы!
4. Рассматривание предметов для рисования (гуашь, кисточка).
Воспитатель – Посмотрите, что я приготовила.
(показывает детям гуашь, кисточки) Что это?
Дети: – краски, кисточки (ответы детей)
Воспитатель: – Для чего?
Дети: – Рисовать
Воспитатель: – Правильно, сегодня я хочу вам предложить нарисовать листочки для Ежика? Вы хотите?
Дети: – Да!
Воспитатель: – Давайте посмотрим какие краски я приготовила?
(подводит детей к столам, где приготовлено все для рисования)
Посмотрите и скажите, какого они цвета?
Дети – (называют цвета) – Красная, желтая, зеленая
Воспитатель: – Молодцы, значит у нас листочки получаться разноцветные – красные желтые зеленые.
– Какие у на получатся листочки?
Дети (примерные ответы) – красные, желтые, зеленые, разноцветные
5. Показ воспитателем "приёма примакивания".
Воспитатель: – Молодцы! Как хорошо вы знаете цвета красок!
– А теперь посмотрите, как можно нарисовать листочки
(воспитатель показывает на примере одной краски)
– Я беру в руки кисточку, обмакиваю ее в краску и посмотрю, есть ли на ней краска, затем приложу кисточку с краской на листок бумаги, затем еще раз, еще раз. Затем опять обмакну кисточку в эту же краску и еще нарисую много листочков. Сколько листочков у меня получилось.
Дети: – Много.
Воспитатель: – Какого цвета у меня листочки?
Дети называю цвет – Желтые!
Воспитатель: – Правильно, у меня много желтых листочков, а какие листочки вы хотите нарисовать?
(дети называют цвета)
Воспитатель: – Покажите мне как вы будите рисовать.
(дети имитируют процесс рисования листочков сухой кисточкой)
Воспитатель: – Молодцы, теперь я вижу, что вы все сможете нарисовать много листочков для Ежика.
(на трех столах разные краски, воспитатель предлагает выбрать ту краску, которой он будет рисовать)
Воспитатель: – Какие листочки, Владик хочет нарисовать? и т. д (дети еще раз называют выбранную краску и распределяются по рабочим местам.
6. Выполнение работ детьми.
Включается грамм запись "Времена года"
7. Анализ детских работ.
Воспитатель – Какие вы молодцы! Сколько красивых листочков нарисовали.
Полина, какие листочки нарисовала ты? А у тебя Дима? Коля?
Посмотрите, какая разноцветная поляна из листьев у нас получилась.
Давайте покажем, как наши листочки летят и кружатся.
(дети имитируют движения – кружатся, приседают)
Воспитатель: – А тебе Ежик, нравится полянка с листочками?
Ежик: – Да, понравились, они такие красивые, что у меня сразу поднялось настроение.
8. Дети дарят свои работы Ёжику.
Воспитатель: – Тогда мы сможем подарим тебе эти листочки. Ребята, а вы хотите подарить эти листочки Ежику?
Дети: – Да!
Ежик: – Спасибо ребятки, теперь я смогу построить себе норку.
9. Дети прощаются с Ёжиком.
Воспитатель: – Посмотрите, ребятки, как обрадовался Ежик, и я рада за вас, что мы смогли помочь Ежику, замечательная у него получиться норка.
Давайте попрощаемся с Ежиком
(Дети прощается с Ежиком)
До свидания!
10. Итог:
Воспитатель: – Ребятки, кто приходил к нам в гости?
Дети: – Ежик!
Воспитатель: – Что мы подарили Ежику?
Дети: – Листочки.
Воспитатель: – Какие листочки.
Дети – разные, разноцветные, желтые, красные, зеленые и т. п.
Воспитатель: – А кто запомнил зачем Ежику листья?
(ответы детей, если дети затрудняются воспитатель еще раз говорит, зачем Ежику листочки).
Воспитатель: – Молодцы, ребятки, мне сегодня очень понравилось, как вы помогали Ежику! Рисунки у вас получились замечательные, вы так старалась, работали аккуратно. Молодцы!