Ольга Минаева
Кейс — технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
Задачи:
1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Огромный поток информации захватывает нас. Мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо сумочки нам необходим объемный кейс.
Публикация «Кейс — технологии в ДОУ» размещена в разделах
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века. В России кейс-технологии, которые иначе называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС, ситуационными задачами стали внедряться лишь последние 5-6 лет.
Название «кейс-технология» произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.
Для чего нужен кейс?
При использовании кейс– технологии в ДОУ
у детей происходит:
Развитие навыков анализа и критического мышления;
Соединение теории и практики;
Представление примеров принимаемых решений;
Демонстрация различных позиций и точек зрения;
Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Типы кейсов :
• Тренировочный - тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях.
• Обучающий - овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов.
• Аналитический - выработка умений и навыков аналитической деятельности.
• Исследовательский - получение нового знания относительно развивающихся объектов.
• Систематизирующий - систематизация ситуационного знания.
• Прогностический - получение сведений о развитии данной системы.
Существуют следующие виды кейсов :
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, фотографии, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения).
Видео - кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, следовательно возможно искажение информации и ошибки).
Методы кейс-технологии :
Метод инцидента
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло.».
Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Ситуационно-ролевая игра
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади, фото-кейсы, кейс-иллюстрации)
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Этапы работы с кейсами :
I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап — выделение основной проблемы (проблем, выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
В дошкольном образовании чаще всего используют следующие виды кейс-технологии :
- метод анализа конкретных ситуаций - кейс –стади;
- кейс- иллюстрации.
- фото-кейсы.
Чаще всего в работе с детьми в ДОУ применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
Используя данную технологию, на первом этапе воспитатель знакомит детей с ситуацией (фотографией).
На втором этапе дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
На третьем этапе воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Четвертый этап: (анализ принятия решения, воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Пример фото-кейс «Правила перехода дороги» :
Цель: научить детей переходить дорогу в установленном месте.
Первый этап. Фото «Ребенок перебегает дорогу в неположенном месте»
Второй этап. Воспитатель предлагает детям сформулировать проблему исходя из данной фотографии: Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?
Третий этап. Задается вопрос для проведения «мозгового штурма» : Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.
На четвертом этапе дети примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение.
На пятом этапе дети делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу - «зебре».
Таким образом, применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.
Примеры Фото-кейсов
«Хоровод»
Цель: воспитывать уважительное отношение друг к другу, доброжелательность.
Текст: На празднике дети стали водить хоровод. Милена стала тянуть Катю в сторону. Кате стало больно руку и она вот-вот заплачет. И в итоге хоровод распался. Оцените поведение Кати. Как бы вы поступили на ее месте?
«Мальчик не ест суп»
Цель: создать мотивацию необходимости кушать первое блюдо.
Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Помощник воспитателя накрыла на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Глеб сидел над тарелкой. Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Глеба?
Кейс «Разговор по телефону»
Задачи:
-закреплять знание правил и норм речевого этикета;
-продолжать формирование культуры общения;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
Аня звонит Маше по телефону.
— Маш, привет.
— Это не Маша. Это ее мама.
— А мне Маша нужна.
— Сейчас я ее позову.
— Маш, это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.
— Хорошо.
— Ну ладно, пока!
Вопросы и задание:
Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?
Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?
Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.
Ценность использования кейс- технологии в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.
Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации.
Список литературы
1. 1. Алексеева, М. М. Методика развития и обучение родному языку дошкольников /
2. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. – 400 с.
3. 2. Богуш, А. М. Речевая подготовка детей к школе / А. М. Богуш. – К. : Рад. школа,
4. 1984. – 175 с.
5. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
6. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: https://www.casemethod.ru
7. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL : https://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
8. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе
9. https://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
10. https://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии