Елена Пономаренко
Кейс по гражданско-патриотическому воспитанию «Экскурсия в художественную галерею» для детей с ТНР
▼ Скачать
Кейс по гражданско-патриотическому воспитанию
«Экскурсия в художественную галерею»
в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Цель
Расширять представления детей о русском фольклоре, знания о русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи
Публикация «Кейс по гражданско-патриотическому воспитанию „Экскурсия в художественную галерею“ для детей с ТНР» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
1. Обучать составлению рассказа по сюжетной картине. Расширять представления о русском фольклоре, знания о русских богатырях – защитниках земли русской. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости.
2. Развивать диалогическую речь, связную речь, зрительное восприятие и внимание, ловкость, меткость, координацию движений, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия.
3. Воспитывать патриотизм, любовь к родной земле, уважение к защитникам Отечества, сочувствие, желание помочь сверстнику в трудной ситуации.
4. Формировать навыки практической работы с кейсом.
Участники
Дети старшего дошкольного возраста с ТНР.
Предварительная работа
Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря», словарная работа, обогащение словаря, подготовка к рассказыванию по картине с логопедом.
Вырезывание фигур богатырских коней, раскрашивание фона с воспитателями.
Разучивание музыкальных подвижных упражнений «Всадники» (муз. В. Витлина) и «Конь вороной» (муз. Л. Б. Гавришева, сл. Н. В. Нищева. «Логопедическая ритмика», СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021, пальчиковой гимнастики «Кони» (муз. Л. Б. Гавришева, сл. Н. В. Нищева. «Логопедическая ритмика», СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021, с музыкальным руководителем.
Игра «Дартс» на «липучках» с инструктором по физической культуре.
Оборудование и материалы
Аудио письмо мальчика. Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», игра «Дартс» на «липучках», фон для коллективной аппликации, плоскостные изображения богатырских коней, клеевые карандаши, влажные салфетки, мольберт, магнитная доска, билеты желтые и красные.
Ожидаемые результаты:
Участники получат знания:
- о русском фольклоре, русских богатырях – защитниках земли русской.
Выработают умения:
- составлять рассказ по сюжетной картине;
-ориентироваться на плоскости и составлять композиции из готовых фигур;
- уважать своих сверстников (не перебивать, давать высказаться);
- применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;
- закреплять умение составлять предложения, выражать мысль, владеет речевыми умениями, доказывает правильность обобщений.
План проведения:
1. Организационный момент. – 2 мин.
2. Погружение в проблемно-познавательную ситуацию –5 мин.
3. Динамическая пауза –1 мин.
4. Проблемный этап –15 мин.
5. Символизация, моделирование – 5 мин.
6. Рефлексивный этап – 2 мин.
Компоненты деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный момент. -Доброе утро! Ребята, скажите какое у вас сегодня настроение? (ответы детей). А чтобы оно стало еще лучше, давайте поздороваемся друг с другом с помощью наших рук и плечиков. И поздороваемся с нашими друзьями передадим им наше хорошее настроение. Доброе утро!
-Ребята, вам нравится путешествовать? Сейчас я вас предлагаю отправиться на экскурсию. А чтобы узнать куда, вы должны отгадать загадку:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …
Педагог - Сегодня мы с вами побываем в далеком прошлом и познакомимся с русскими богатырями – защитниками земли русской. Знакомятся с ситуацией.
Дети вбегают в музыкальный зал под музыку В. Витлина, изображая всадников, останавливаются, как только музыка заканчивается, поворачиваются лицом к педагогу.
2. Погружение в проблемно-познавательную ситуацию
Беседа по картине В. М. Васнецова «Три богатыря».
Формулирует проблему исходя из аудио письма, пришедшего детям подготовительной к школе группы.
-Мальчик Миша, который не может видеть, мечтает посетить художественную галерею и узнать, что изображено на картинах.
- Как мы можем помочь ему?
- Я согласна с вами. Сегодня мы запишем ваши рассказы на диктофон и отправим ему их.
Педагог приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом, на котором стоит картина.
Педагог- Собрались мы здесь не зря.
Это три богатыря.
Великаны, молодцы,
Силачи и удальцы!
Землю русскую хранили,
Честь свою не уронили.
И враги родной земли
Победить их не смогли.
Н. Нищева
-Расскажите, кого вы видите на картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Педагог - Верно. Фигуры богатырей на конях, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Что вы можете сказать о богатырях. Какие они?
Педагог- Верно. Богатыри – это надёжная и мощная сила, защитники родной земли. Так и хочется сказать: «Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет». Опишите каждого из богатырей.
Педагог - В былинах говорится: «А конь под Ильей – лютый зверь». Мощная фигура коня украшена цепью, а не упряжью. Художник подчеркивает этим мощь коня.
Педагог - Хорошо, что вы обратили внимание на то, какое благородное лицо у Добрыни Никитича. По народным преданиям он был очень образованным человеком. С его именем связано много чудес, например, заговорённая броня, которую не могли пробить его враги, волшебный меч-кладенец, который придавал богатырю необыкновенную силу и непобедимость.
Педагог -Да. Сохранились сказания о том, что Алеша Попович был не только смелым воином и защитником родной земли, но и песенником, весельчаком.
-Вы хорошо рассказали о богатырях. А я хочу обратить ваше внимание на то, как они защищены, на их кольчуги, шлемы, щиты. Чтобы быть уверенным в бою, воин должен быть хорошо защищен.
-А теперь расскажите о природе, которая изображена на картине.
Педагог- Верно. И поле, и лес изображены мрачными. А хмурые тучи как будто предупреждают об угрозе и готовности всегда быть начеку, быть готовыми к бою с врагами, которые хотят захватить русскую землю. Сильная и богатая Русь всегда вызывала зависть врагов. И ее защитники всегда были начеку, были готовы к сраженью с врагами. Они не уронили своей чести, всегда вставали на защиту родины. На Руси человек, который был трусом и прятался от врагов, считался бесчестным. Осознают проблему; концентрируются на поиске решений в данной ситуации. Предлагают различные варианты помощи Мише.
-Записывать на диктофон рассказы что изображено на картинах.
1-й р е б е н о к. На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Д е т и. Сильные. Могучие. Красивые. Огромные.
2-й р е б е н о к. В самом центре картины изображён Илья Муромец. Это могучий русский воин. Илья Муромец сидит на коне с копьем наперевес. С Этим копьем он готов поразить врагов родной земли. На его правой руке висит булава – тоже мощное оружие, которое пригодится ему в бою.
3-й р е б е н о к. Добрыня Никитич изображен на картине слева. Он гордый. У него красивое лицо. Он решительно вынимает меч из ножен и готов броситься в бой, чтобы защитить свою родину.
4-й р е б е н о к. Алёша Попович – самый молодой из богатырей, находится на картине справа. Он изображён с луком и стрелами в руках. К его седлу привязаны гусли. Он не только бесстрашный воин, но и гусляр.
5-й р е б е н о к. Богатыри изображены в чистом поле. За их спиной мы видим холмы, покрытые лесом. Над головами богатырей хмурое небо, темные тучи.
3. Динамическая пауза Подвижная игра «Богатырское состязание».
Педагог приглашает детей в центр зала, где на стойке закреплена мишень для игры «Дартс» на «липучках».
П е д а г о г. - Представьте, что вы – молодые русские богатыри. И вам нужно стать ловкими и меткими. Давайте потренируемся и посмотрим, кто у нас самый меткий богатырь.
Подвижное упражнение «Конь вороной».
Педагог предлагает детям построиться в колонну друг за другом.
П е д а г о г. - А теперь молодые богатыри покажут, как они гарцуют на конях.
Педагог осуществляет музыкальное сопровождение упражнения.
Дети по очереди метают дротики в мишень, а потому выбирают самого ловкого богатыря.
Дети произносят текст и шагают по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.
Д е т и.
Конь мой, коник вороной
Скачет дальней стороной.
Грива развивается,
Люди удивляются.
«Вот так всадник на коне!» -
И дают дорогу мне.
4. Проблемный этап Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Педагог вновь приглашает детей к картине.
Педагог - А теперь давайте составим рассказ по картине. Сначала расскажите, кто изображен на картине, на каком фоне и почему. Потом опишите каждого богатыря. Закончите рассказом о том, понравилась ли вам картина. Не забывайте употреблять выражения» «На переднем плане, на заднем плане, в центре полотна».
Можно предложить детям сначала составить рассказ по частям, а потом один из детей обобщит все сказанное. Можно сразу предложить нескольким детям составить рассказы целиком. Тогда будет возможность сравнить рассказы и выбрать лучший. Если рассказ сначала составляется по частям, педагог сообщает каждому из детей план его части рассказа. Для того, чтобы в работе приняли участие все дети, присутствующие на занятии, к составлению рассказа лучше привлечь тех детей, которые не отвечали во время беседы по картине.
Педагог - Вы составили замечательный рассказ, и я горжусь вами! 1-й р е б е н о к. -На картине "Богатыри" Виктора Михайловича Васнецова изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Богатыри изображены на переднем плане картины на конях в чистом поле. За их спиной мы видим холмы, покрытые темным лесом. Над головами богатырей хмурое небо, темные тучи. Тучи как будто предупреждают о том, что враги готовы напасть на русскую землю, а богатыри должны быть готовыми к бою с врагами, которые хотят захватить русскую землю.
2-й р е б е н о к. В самом центре картины изображён Илья Муромец. Это могучий русский воин. Илья Муромец сидит на коне с копьем наперевес. С Этим копьем он готов поразить врагов родной земли. На его правой руке висит булава – тоже мощное оружие, которое пригодится ему в бою.
3-й р е б е н о к. Добрыня Никитич изображен на картине слева. Он гордый. У него красивое лицо. Он решительно вынимает меч из ножен и готов броситься в бой, чтобы защитить свою родину.
4-й р е б е н о к. Алёша Попович – самый молодой из богатырей, находится на картине справа. Он изображён с луком и стрелами в руках. Он готов выпустить стрелы по врагу в любой момент. К его седлу привязаны гусли. Он не только бесстрашный воин, но и гусляр.
5-й р е б е н о к. Мне понравилась картина, потому что на ней изображены богатыри – защитники земли русской. Они смелые, сильные, могучие. Так и хочется сказать: «Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет».
5. Пальчиковая гимнастика «Кони» Педагог приглашает детей выйти в центр зала, встать в круг и выполнить упражнение.
П е д а г о г- А теперь давайте вспомним упражнение о богатырских конях, которые пасутся на лугу, сделаем пальчиковую гимнастику, подготовим руки к работе над аппликацией.
Дети поют и выполняют пальчиковую гимнастику, загибая пальцы на обеих руках, начиная с большого пальца, на каждое название коня.
Д е т и. Кони гуляют гурьбой на лугу,
Я всех коней перечислить могу. Кони пасутся у речки гурьбой.
Их посчитаем еще раз с тобой:
Черный как уголь, белый как снег,
Рыжий как пламя красивее всех.
Серый весь в яблоках с гривой седой,
Конь шоколадный совсем молодой.
6. Символизация, моделирование
Коллективная аппликация «Богатырские кони».
Педагог приглашает детей к магнитной доске, на которой закреплен фон для аппликации.
П е д а г о г - Давайте закончим аппликацию, для которой мы все подготовили. Наклеивайте коней по очереди и рассказывайте, где вы их размещаете.
Для того, чтобы в работе приняли участие все дети, один ребенок может намазывать изображение клеевым карандашом, а другой наклеивать его.
П е д а г о г -Что вы можете сказать о картине, которая у вас получилась?
Представляют свои варианты решения; находят совместное решение; формулируют выводы.
1-й р е б е н о к. Я возьму изображение черного коня и наклею его в центре картины.
Ребенок наклеивает изображение коня.
Дети высказывают свои мнения.
2-й р е б е н о к. Я возьму изображение белого коня и наклею его в слева от черного коня.
Ребенок наклеивает изображение коня.
3-й р е б е н о к. Я возьму изображение рыжего коня и наклею его справа от черного коня.
Ребенок наклеивает изображение коня.
4-й р е б е н о к. Я возьму изображение серого коня и наклею его в нижний правый угол картины под дерево.
Ребенок наклеивает изображение коня.
5-й р е б е н о к. Я возьму изображение коричневого коня и наклею его в нижний левый угол картины возле камня.
Ребенок наклеивает изображение коня.
7. Рефлексивный этап - Ребята, если вам понравилась наша экскурсия в галерею вы можете выбрать красный билет, если не очень понравилось - желтый.
Педагог: - ребята, вы все большие молодцы! Думаю, мы очень порадуем Мишу, когда он получит наше аудио письмо и представит, что изображено на картине В. М. Васнецова «Три богатыря».
На этом наше путешествие заканчивается.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было интересно делать, что нового они узнали о богатырях, а затем положительно оценивает их работу.
(Ответы детей)
Дети объясняют свой выбор.