Ирина Куликова
Казачий танец «Казачки»
▼ Скачать + Заказать документы
В год педагога и наставника коллектив МБДОУ поздравлял с юбилеем Бугаева Сергея Николаевича, который всегда делился теплом своей души и всю свою любовь отдавал детям.
Казачий танец - подготовка педагога
Пляска (движения строго регламентированы) – основной жанр казачьего танца. Раньше носила обрядовый, затем – бытовой характер. Она бывает мужская, женская, общая.
Публикация «Казачий танец „Казачки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
В казачьей пляске трудно отыскать именно донские танцевальные движения, здесь перемешалось влияние русской, кубанской, терской танцевальной культуры. Широкий шаг характерен жителям равнин, частые шаги –жителям гор (казаки часто брали жен в полон).Т. о., казачья культура объединяет различные этнический народы, идет их взаимовлияние и взаимопроникновение на общерусской основе.
Спецификой культуры казачества является то, что это –культура гендерного типа. Главный здесь – мужчина–воин, его танец –«шермиции». Донские казаки – прекрасные наездники. С детства они овладевают искусством верховой езды. Неудивительно поэтому, что многие элементы движений народной мужской донской пляски передают характер езды на лошади, являются подражанием джигитовке («галоп», «лампасы»).
По существу – это подготовка к бою. Старейшие казаки говорили : «…хочешь правильно двигаться в бою –научись плясать». Военноначальники по характеру движений в пляске выбирали себе бойцов. Главное – осанка и дыхание. Это выпрыгивание с саблей и без, элементы самообороны, дезорнетация противника.
Женские движенияв сравнении с русскими более смелы и задорны, даже дерзки (руки на груди, в боки, резкие взмахи). Это притопы или пружинистые приседания, голова не должна подскакивать. Женщины «летают» по сцене.
Изучение костюмов
Важно, чтобы уметь рассказать детям.
Мужской костюм – синие шаровары. В них удобно сидеть на коне. Лампасы – символ казачьей вольности. Бешмет – присборенная рубашка. Современные казаки носят военную гимнастерку. На голове – кубанка (папаха, фуражка, куда клали важные документы или использовали в обрядах.
Девочки – казачки носили сарафаны. Донские женщины- казачки в старину одевались по-восточному: носили платье –кубелек, напоминавшее татарский комзол. Знаменитая парочка пришла в начале ХХ века из городской моды.
Таким образом, одежда казаков имела бытовое значение. Сценическая одежда имеет свои законы. Казачий костюм для сцены – это стилизация в пользу удобства.
Костюм должен быть приближен к реальности.
в/.подбор музыки.
Обычно – несколько куплетов песни с припевом. Это – музыкально-песенный фольклор казачества, фортепианная и инструментальная музыка, музыка русских композиторов
Принципы построения композиции, женские и мужские танцевальные движения (подробно).
- С переносов танцев на сцену исчез игровой и импровизационный элемент пляски, стало больше отточенности движений и трюков. Стала нужна хорошая физическая подготовка танцоров. Сейчас пляска состоит из набора фиксированных движений. Бывает мужская, женская, общая.
- Не должно быть перегруженности движений (рекомендации хореографов)
-Испокон веков любой народный праздник начинался с прохождения людей по деревне. Как снежный ком с горы, начавшись в одном конце селения с небольшой группы, заканчивался на другом большой толпой, собрав по пути всех желающих.
Обычно солист проходит круг, далее идет его красивый танец, затем –«заспор» - выходит со своим танцем конкурент.
Движения мужской казачьей пляски
-«Чистим штаны»
-«Мячик»
-«Лампасы»
-«Молодец-удалец»
-«Топота»
-«Хлопушка»
-«Потяни носок в кружении»
-«Поскачем на лошади»
-«Козлик»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЫТОВЫХ АКСЕССУАРОВ:
-сабли («Береги шашку» - придерживают на боку,
Опора на шашкув приседе,
сражение
девочка прыгает через шашку
вращение одной, двумя
-лошадь
-плетка
СВЯЗКИ МУЖСКИХ ДВИЖЕНИЙ:
-из «Маруси»
-из интернета
2. Движения женской казачьей пляски :
-Ковырялочка
-Ковырялочка в прыжке
-Ходьба мелкая на полупальцах
-Положение рук: в боки или сложены на груди (полочка)
-Размашистые движения рук
-Притопы
кружение (соло)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЫТОВЫХ АКСЕССУАРОВ:
-Платочек (крутят им, перебрасывают друг другу)
-Плетка
-Шаль
-Каравай («Встреча донских казаков»)
-прыжки через шашку (соло)
СВЯЗКИ ЖЕНСКИХ ДВИЖЕНИЙ:
3. Движения общей казачьей пляски
ШАГИ:
-прямой галоп
-казачий шаг (с припаданием)
-скачут на лошади (1 колено)
-топающий шаг
ПОДДЕРЖКИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРЕ:
-Положение рук – 1 рука вперед
-Окошко (идет, кружится, переходит к другому партнеру)
-Кружение калачиком (мое)
-Воротики (мое)
ПЕРЕСТРОЕНИЯ, ФИГУРЫ ПЛЯСКИ:
-В воротики наискосок (мое)
-Полукруг и солист
-Круг мальчиков и девочек, их поочередное соревнование
-Расческа
-Мальчики вперед, девочки назад и наоборот
4 Поклон и выкрики.
-Поклон скромный (руки «приклеены» к бокам)
-возгласы: девочки «У-ух!», мальчики –«Любо», «гутарить», «раз=два-казачок!»)
Видео: https://www.youtube.com/embed/i4NqgL_AhJY